Интересные вещи можно найти в архивах фотографий. Например, то, как шесть лет назад нам уже показывали электробусное будущее столицы. Тогда никто особо не воспринимал это всерьёз. Электробусы - это что-то из далёкого будущего и вообще не у нас, а где-нибудь в Японии…
Первый опытный электробус ЛиАЗ-6274 на базе автобуса модификации ЛиАЗ-5292.22.
11 апреля 2015 года в Москве прошёл очередной ежегодный парад трамваев. Событие ежегодное, но каждый год собирающее огромное число зрителей. Среди старых и современных трамваев присутствовали также троллейбусы (тогда в Москве ещё был такой транспорт) и ещё две сильно смахивающие на автобусы машины.
Ещё не окончательно растворившийся в ГАЗе ЛиАЗ представил свой вариант электробуса - транспорта, о котором только говорили, но мало кто видел вживую. На первый взгляд - обычный автобус. Модель ЛиАЗа имела литий-ионные батареи и предполагала только ночную зарядку в парке (ONC - Overnight charging). Электробус был очень «сырой», до испытаний с пассажирами не дошёл , но лиазовцы упорные и в 2016 году выкатили вторую версию электробуса.
В новой модели аккумуляторы были уже литий-титанатные, но принцип зарядки остался прежний - долго ночью в парке.
Второй опытный электробус ЛиАЗ-6274 на базе автобуса модификации ЛиАЗ-5292.30. Фото Правительства Москвы.
Основным рынком сбыта электробусов с самого начала была Москва: только столица может позволить себе закупку и освоение такой дорогостоящей техники (а электробусы стоят дорого). Москва же сделала выбор в пользу ультрабыстрой зарядки на конечных - по технологии, которая тоже была показана на параде трамваев (но об этом ниже). Поэтому, поработав ещё немного с ночной зарядкой, серийную модель для Москвы лиазовцы выпустили уже с зарядкой на маршруте (OC - Opportunity charging).
Серийный ЛиАЗ-6274. Фото Правительства Москвы.
Конкуренты группы ГАЗ - КамАЗ и его автобусное подразделение НефАЗ в тот же день показали свой вариант электробуса, который тогда выглядел совсем уж экзотично: какой-то автобус с токоприёмником на крыше, отдалённо напоминающим трамвайный.
Опытный КамАЗ-6282.
Это был опытный вариант КамАЗ-6282 с ультрабыстрой зарядкой на зарядных станциях на конечных остановках. Уже на этом опытном варианте были литий-титанатные батареи, выдерживающие большое количество циклов заряда-разряда и сверхбыструю зарядку: заявлено 80% за 20 минут. Для зарядки электробуса не нужен кабель с разъёмом, как для электромобилей, зарядка происходит через токоприёмник на крыше. По результатам испытаний разных видов электробусов именно такой вариант в конечном итоге и было решено развивать в столице.
Серийный КамАЗ-6282. Фото Правительства Москвы.
Как быстро всё меняется. Ещё шесть лет назад электробусы считались далёкой и непонятной экзотикой, а будущее троллейбусов в Москве виделось счастливым и безоблачным. В 2020 году троллейбус почти полностью исчез из города, а на улицы вышел уже пятисотый электробус.
Пятисотый серийный КамАЗ-6282. Фото Правительства Москвы.
С электробусами не всё гладко. Критики указывают на высокую стоимость как самих машин, так и их эксплуатации, на проблемы в сильные морозы. Объектом постоянных насмешек является также дизельная печка, хоть производители и утверждают, что нужна она только в морозы, а в будущих моделях её и вовсе не будет. Фанаты троллейбусов и вовсе иррационально ненавидят электробусы жгучей ненавистью, так как считают их виновниками троллейбусного погрома в Москве. К ним примкнула и т. н. «политическая оппозиция», избрав электробусы мишенью для критики действующей власти.
Тем не менее, Москва не собирается прекращать закупки новых электробусов. Сегодня они работают уже на 45 столичных маршрутах, в 2021 году планируется практически удвоить это число. На начало года в Москве было порядка 600 электробусов, в 2021-2022 годах планируется закупить ещё более 800, включая новейший сочленённый КамАЗ-6292. Более отдалённые планы - перевести на электробусы треть парка всего городского автобусного транспорта к 2024 году и 100% - к 2030.
Меньше, чем за пять лет новый вид из экзотического и далёкого будущего превратился в уже не вызывающий удивления обычный городской транспорт, которым каждый день реально пользуются десятки тысяч пассажиров. Разве это не технологическое чудо?