Обновлённый «Проспект Мира»

May 17, 2016 17:23




Вестибюль станции «Проспект Мира» Кольцевой линии московского метро открылся вчера после реконструкции и замены эскалаторов. Кое-что изменилось и на станции: появилась новая навигация…

1. Вход в метро и странный лифт. Лифтовый павильон тоже сделали совсем недавно. Со зданием он совершенно не сочетается, облицовка выглядит вообще недоделанной.



2. 81 год Московскому метрополитену. С шариками, кстати, активно фотографировались.



3. Обновлённый вход в метро. Его сделали ближе к оригиналу времён постройки, например, вернули скульптуру «Плодородие» Мельниковой (при открытии станция называлась «Ботанический сад»). В то же время так и не восстановлены настенные светильники по бокам от входов, от них остались лишь неровности на стене.



4. Дверь гермозатвора больше не выглядит чуждым элементом. А вот ступеньку после решёток водостока следовало бы как-то выделить - люди постоянно спотыкаются, никак не ожидая наткнуться на изменение уровня пола.



5. Кассовые павильоны. Стёкла касс мутные, подозреваю, что они электрохромные - могут становиться полностью непрозрачными, если касса закрыта. Разумеется, здесь присутствует новая московская транспортная идентика, к оплате принимаются банковские карты, а тарифное меню выведено на экраны.



6. Обновлённый вестибюль по современным меркам выглядит несколько тесноватым. Отчасти в этом виновато нагромождение разнообразной техники, в том числе для «безопасности». Хорошо, что хоть интроскоп тут полноразмерный не ленточный, а в виде шкафа-стойки. С «безопасностью» тут всё очень хорошо. Пока один сотрудник «безопасности», стоя спиной к охраняемому объекту, мирно треплется с дежурной, другой занят обсуждением с полицейским, как следует наказать меня за то, что я грубо нарушил (по его мнению) все правила и законы и посмел, о ужас, фотографировать стратегический объект: вестибюль станции, да ещё на такой большой фотоаппарат! А пока все сотрудники «безопасности» увлечены своими занятиями, на станцию можно хоть слона пронести. «Мама, можно я в метро из пистолета постреляю? Можно, сынок, главное - не фотографируй». Полицейский, кстати, был гораздо более адекватен.



7. Вестибюль сделан отлично, прямо заиграл. Кто знает, над эскалаторами не было ли раньше какой-то надписи? Сейчас там просто пустая рамка.



8. На противоположной от касс стене, со стороны выхода, установлены памятные таблички.



9. Мозаичное панно работы А. Н. Кузнецова. Эскалаторный наклон размещён немного под углом к вестибюлю, поэтому перспектива получается слегка изломанной.



10. Четыре эскалатора вместо трёх. Синяя подсветка лично у меня раздражения не вызывает, зелёная была бы не лучше, возможно подошла бы белая. А вот винтажные светильники в сочетании со стальной балюстрадой выглядят странно. Причём, это было понятно ещё по питерским экспериментам, но тут тоже решили наступить на те же грабли. Абсолютно технологичный хайтек и классицизм здесь не сочетаются. Возможно, какое-нибудь негорючее полимерное покрытие под дерево решило бы проблему. Но тут ещё стоит ультрасовременная будка дежурного: мне кажется, что для исторических станций могли бы разработать более подходящий по стилю дизайн. Сделали же это для торговых палаток в городе…



11. Станция получила новую навигацию. Новая навигация прекрасна. Здесь более крупные форматы, легко читаемые шрифты, использование строчных букв, фиксированные зоны для элементов определённого типа, текстовые блоки сделаны по сетке, а не сплошным списком-месивом. Со временем, когда эта навигация станет массовой, а люди к ней привыкнут, пользоваться будет ещё более удобно: человек заранее будет ожидать увидеть элемент нужного ему типа в привычном месте. То есть ему не нужно будет изучать весь указатель, чтобы найти номер выхода, он подсознательно будет искать его именно в левой части указателя и всегда будет находить его именно там. Впрочем, использование новой навигации именно на этой станции показало и её недостатки. Во-первых, покрытие глянцевое и сильно бликует. Во-вторых, есть явные проблемы с содержимым указателей…



12. Новая навигация лаконична, возможно даже слишком. Указывать только конечную станцию на линии - международная практика, особенно там, где станций на линии слишком много. Вся система навигации в городах построена на знании направления и конкретной станции. Когда вы спрашиваете, как проехать, вам говорят: «Садитесь на поезд в сторону конечной такой-то и доезжаете до станции такой-то». Коротко и ясно. Вы входите на станцию, на указателе написано: до станции такой-то, именно то, что вам и сказали. Вы смело садитесь в поезд и вам не нужно в переходе изучать список из всех 60 станций в поиске нужной. Проблема в том, что это не работает для кольцевых линий: у них нет верха, низа, севера, юга или конечных.



13. Это куда? Если тупо применить принцип конечных (следующих) для кольцевой линии, как сделано на «Проспекте Мира», получается полная ерунда: навигация не работает, она просто ничего не указывает, более того, на каждой станции будут свои названия, нет единого термина, чтобы описать движение именно в этом направлении. Здесь нельзя писать «до станции», это ложь: доехать можно до любой станции на Кольце. Единственное, что отличает здесь первый и второй путь - это направление движения. Для автомобилистов более знакомы понятия внешней и внутренней стороны («затор на внешней стороны МКАД от Ясенево до Профсоюзной улицы» - всем понятно). В метро же, думаю, больше подойдут понятия по и против часовой стрелки. Так и нужно указывать, можно даже значок соответствующий разработать. Да, это отход от единого стандарта, но Кольцевая линия - сама по себе отход от стандарта, а кольцевых линий у нас ожидается ещё как минимум две.



14. Куда ведёт этот путь? Здесь получилась настоящая головоломка: Можно пройти на [2] Проспект Мира, а можно на (6) Проспект Мира. Причём, один Проспект Мира у нас Mira Avenue, а другой - Prospekt Mira. Если разбирать логику от обратного, то всё понятно: улицы переводятся, транскрипция станций даётся фонетически. Дальше у нас сверху номер выхода, снизу - номер линии. Пока что это просто забавный пример особенностей русского языка, топонимики и трудностей перевода. Но ради лаконичности создатели полностью отказались не только от слова «Выход», но даже и от пиктограммы, обозначающей выход. Человек, который не знает правила построения этой системы навигации, просто никогда не узнает, как выйти со станции: слова «Выход» здесь просто нет. Это не просто недоработка, это крайне опасная недоработка. Здесь замкнутое пространство, полное опасности, человек испытывает стресс, особенно, если это место ему не знакомо. Человек находится в жутком месте и не может найти отсюда выход. Всё, это приступ клаустрофобии, это паника. В каждом здании, в каждом транспортном средстве каждый метр увешан табличками «Выход». Не стрелками с непонятными цифрами, а конкретными буквами «Выход», которые иногда дублируются значком: стрелкой, выходящей из квадрата. Надпись «Выход / Way out» + пиктограмма обязаны быть на указателях!



Что ж, вестибюль сделали хорошо, установку большего числа эскалаторов в существующий наклон освоили и без странных конструкций Христича, новая единая московская навигация постепенно входит в нашу жизнь, а все недостатки сравнительно легко устранимы. Если эклектика новых эскалаторов - это всего лишь вопрос вкуса, то указатели на станции - это в том числе вопрос общественной безопасности. Надеюсь, к этому отнесутся серьёзно.

Больше красивых фотографий вестибюля с церемонии открытия можно увидеть в большом фоторепортаже у Тараса (kviten).

Проспект Мира, Кольцевая линия, фоторепортажи, Москва, метро

Previous post Next post
Up