На
Таганско-Краснопресненской (фиолетовой) линии сейчас ходят самые старые в Москве вагоны типа
Еж3/Eм508т. Некоторое время назад был проведён их капитальный ремонт, что конечно продлило срок эксплуатации, но, тем не менее, эксплуатационные характеристики этих вагонов по большей части остались прежними.
Фото: Павел Семкин (
presten)
До сих пор судьба подвижного состава на ТКЛ оставалась неясной - будут ли менять, когда будут менять и что это будут за вагоны. И вот сегодня, во время
посещения Сергеем Собяниным электродепо «Выхино», было официально объявлено: новым вагонам на фиолетовой линии быть!
Вагоны 81-760/761 «Ока» в электродепо «Выхино». Фото: пресс-служба Мэра и Правительства Москвы. Евгений Самарин
В принципе, уже сейчас на линии можно встретить
составы типа 81-760/761 «Ока», в том числе 81-760А/761А/763А - со сквозным проходом, которые мэру Москвы в депо тоже показали. Но главной темой были всё же не они, а будущее Московского метрополитена - перспективный подвижной состав типа 81-765/766/767, который пока не получил своего «очеловеченного» названия.
Состав 81-760А/761А/763А «Ока» со сквозным проходом. Фото: пресс-служба Мэра и Правительства Москвы. Евгений Самарин
Что же это за новый тип?
Первое, что бросается в глаза - это футуристичный внешний вид будущих вагонов. Как говорят злые языки, в Мытищи, наконец, приехал дизайнер. Иными словами, радикальный функционализм наконец-то уступил место эстетике; плавные линии пришли на смену привычному «топорному» внешнему виду кабины.
Фото: твиттер
@mos_trans Дальше - сквозной проход между вагонами. Опыт работы уже существующих составов, в том числе запущенного
именного поезда «70 лет Великой Победе», показал, что пассажирам сквозной проход скорее нравится. Во многом он действительно удобнее: это и распределение пассажиров по составу, и лучшая вентиляция.
Новый состав получил самые широкие на сегодняшний день в московском метро дверные проёмы - 1400 мм и улучшенную цветовую индикацию открытия и закрытия дверей - по всему периметру дверного проёма.
Визуализация подвижного состава, «Метровагонмаш»
Впрочем, внутри изменения ещё более заметны. Во-первых, это новая конфигурация поручней. Появились горизонтальные поручни над площадками между дверями. Производитель обещает также, что на поручни в зоне контакта с руками будет нанесено специальное «теплое» покрытие . Пока не знаю, как это будет на ощупь, но звучит многообещающе.
Во-вторых, в вагонах будет новое освещение: светодиодное с настраиваемой цветовой температурой свечения, причём пластиковые рассеиватели теперь заменены на стеклянные, оклеенные специальной плёнкой, которая препятствует рассыпанию осколков, если вдруг плафон разобьётся.
Визуализация подвижного состава, «Метровагонмаш»
В-третьих, это дальнейшее развитие системы информирования пассажиров. Вполне вероятно, что в новых вагонах вообще не будет схем в виде наклеек на стенах. Вместо них устанавливаются информационные сенсорные мониторы, которые будут не просто показывать схему метро, но и смогут помочь найти нужную станцию, проложат оптимальный маршрут и, возможно, даже будут оперативно показывать временные закрытия участков линий. Функции, думаю, будут очень востребованы, с учётом того, насколько сильно усложнится топология Московского метрополитена в ближайшие годы.
В-четвёртых, часть сидений в вагонах будут складываться, что очень актуально именно на самой загруженной в Москве линии. Также в головных вагонах будут специально оборудованные площадки для инвалидных колясок: повышение доступности метро для маломобильных пассажиров хоть и не так быстро, как хотелось бы, но всё же идёт.
Визуализация подвижного состава, «Метровагонмаш»
Это всё то, что пассажиры увидят. Не менее важно, что пассажиры услышат. А услышать они должны более тихий ход. Конечно, в вагонах будет принудительная вентиляция и кондиционеры, что существенно снижает уровень шума внутри. Но помимо этого производитель обещает применить и другие способы снижения шума, например, сами колёса новых вагонов будут с шумопоглощением.
Когда же появится вся эта красота? По планам, первые вагоны должны выйти на линию уже через год, в феврале 2017-го. Причём, новый подвижной состав в Москве закупается по так называемым контрактам жизненного цикла (КЖЦ), когда производитель не просто поставляет вагоны, но и сам их обслуживает в течение всего срока эксплуатации. Это означает, что производителю теперь жизненно важно сделать надёжный подвижной состав, которые не придётся постоянно ремонтировать - ведь требования со стороны метрополитена очень жёсткие, а весь ремонт будет только за счёт самого производителя.
Что ж, ждать осталось совсем недолго и скоро Таганско-Краснопресненская линия будет линией не с самым старым, а с самым новым подвижным составом в Московском метрополитене.