«Советская система образования
воспитывала творцов. Наша же задача -
воспитать квалифицированных потребителей».
Приписывается
Министру образования РФ А. А. Фурсенко
Не секрет, что в прошлом году я снова пошёл учиться, на этот раз на PR. Так вышло, что второго высшего в моём университете на этой специальности не оказалось и я пошёл на вечернее отделение с только что закончившими школу первокурсниками. Поскольку программа у меня особая, то я хожу на занятия с разными группами и первого, и второго, реже третьего курса. Поэтому спустя почти год я у меня уже сложилось определённое мнение об этом поколении.
На первый взгляд они ничем не отличаются от более старших в их возрасте. Есть умные, начитанные и образованные, есть не очень. Есть трудолюбивые и старательные, есть ленивые. Все эмоциональные, многие с трудом могут связно сформулировать свои мысли. Все списывают. Всё, как всегда.
Но я подметил одну очень неприятную черту, которая носит буквально массовый характер.
Это определённая развязность и неуважительное отношение к преподавателю. Не обычное непризнание авторитетов, которым, как ветрянкой болеют по разу почти все и чем в более позднем возрасте, тем тяжелее. Нет, тут другое.
Сегодня считается нормальным на лекции разговаривать с соседом в голос даже после десяти замечаний преподавателя. Можно даже сесть на стул задом наперёд и общаться с соседом за следующим столом… Ага спиной к преподавателю. И очень удивиться, когда преподаватель почему-то делает замечание, причём считается нормальным и естественным огрызнуться в ответ и спокойно продолжить своё общение дальше. Или преподаватель вызывает к доске читать эссе. Потом анализирует, делает замечания, часто довольно резкие. Почти все, кто получал такие замечания, уходя через плечо огрызались и вставляли какие-то хамские реплики, причём громко, чтобы все слышали. И это не единичные случаи, в потоке было больше 100 студентов с двух курсов. То есть это новая норма поведения и отношения к преподавателю.
Всё пытался понять, с чем это связано. Все стали обычными невоспитанными хамами? Но это странно, ведь родители у них воспитывались в другое время и так или иначе всё же прививали своим детям какие-то основы норм поведения. Так бы думал я и раньше, если бы не произошедшие на прошлой неделе события, которые на первый взгляд никак не связаны с тем, что я написал выше.
В прошлое воскресенье мы с коллегами по администрации проекта «Наш транспорт» проводили «Метроориентирование» - игру на знание метрополитена, его истории и истории города. Придумали вопросы и маршруты, скинулись на половину призов и чтобы всё напечатать, уговорили метрополитен помочь со второй половиной - фотоальбомами, сувенирами и главным призом - экскурсией для победителей на один из объектов метрополитена. В целом, ничего не обычного, нам нравится это организовывать, и на игру всегда приходят люди, которые, судя по эмоциям, тоже получают удовольствие от происходящего. Правда, проводим мы игру довольно редко, прошлая московская была аж в 2013 году, зато это не становится рутиной и сохраняет определённую новизну.
Большинство участников приходит ради интереса, ради самой игры, а не ради призов, которые носят более-менее символический характер. Конечно бывали единичные случаи, когда человек интересовался, что он получит за участие и разочаровывался, что ни квартиры, ни машины ему не будет. Но это были разовые исключения. Игра интересна своим азартом, а призы - просто приятное дополнение к игре, хотя мы и стараемся сделать их весомее.
Но в этот раз кое что изменилось и это меня поначалу сильно удивило и даже расстроило. В этот раз никто не писал отзывы об игре и была только одна благодарность за организацию, предваряющая вопрос, когда будут выложены фотки. Впрочем, справедливости ради, эта благодарность выглядит абсолютно искренне и я очень признателен автору за неё.
Тем не менее, сообщения по итогам игры были. В основном вопросы: когда будут фотографии, когда будут опубликованы итоги и задания, когда состоится обещанная экскурсия и… какие объекты для проведения экскурсии предлагаются победителям на выбор. Признаюсь честно, последний вопрос меня нокаутировал на полчаса, не меньше, тем более, что я меньше всего ожидал такого вопроса именно от того участника, который его задал.
Что объединяет поведение студентов-первокурсников и реакцию на прошедшую игру? Кажется, я нашёл ответ: это проявление потребительского отношения. То, что так возмущало и возмущает старое поколение и что стало сегодня единственной нормой жизни, правильность которой оспаривается всё реже.
Студент - потребитель образовательных услуг (и это совершенно официальное определение), а преподаватель, стало быть, обслуживающий студента персонал. Если от продавцов, официантов или горничных требуется подчинение, вежливость и услужливость, то почему тоже самое не применить к преподавателю? Отсюда и резкая реакция студентов-потребителей на замечания преподавателя: да как смеет обслуживающий персонал повышать голос на клиента.
Тоже самое и с игрой. Она воспринимается как некая услуга, которой воспользовались участники. Поэтому совершенно естественно, что потребители хотят знать все параметры этой услуги, что она даёт, чем может быть им полезна и когда всё это будет предоставлено. Потребитель сдал пальто в химчистку и понятно, что он не будет полчаса рассыпаться в благодарностях за эту предоставленную ему возможность, а потом восторженно рассказывать везде о том, что ему удалось это сделать - это было бы странно.
Причём все эти потребители - не какие-то злобные монстры, а прекрасные, добрые, отзывчивые, щедрые, культурные и воспитанные в конце концов люди. Хорошие соседи, надёжные коллеги, преданные друзья. Просто уже привыкли относиться ко всему… потребительски. Похоже, что задача, поставленная в эпиграфе, успешно выполнена, и мы все живём уже в новом обществе. Мне от этого как-то неуютно. А Вам? Если не лениво - напишите в комментариях.