Норвегия. Часть 8

May 31, 2010 22:20


в начало

18 июля. Начинается, наверное, самый длинный день нашего путешествия. Просыпаемся от приглашения пройти в самолет, в полудреме садимся в кресла, снова просыпаемся уже на земле, в Тромсё. Шпицберген - безвизовая зона для всех жителей Земли, и, по идее, нам должны были погасить норвежскую визу на вылете из Тромсё, и проверить ее наличие и открыть на прилете. Но никакого контроля замечено не было, и мы, как сомнамбулы, проследовали на Норвежскую территорию к стоянке, где две ночи без нас провела наша машинка. Далее - небольшая перепаковка  вещей, дабы освободить максимум лежачей поверхности для досыпа экипажа, дети уложены на среднее сидение, Ира К. - на третье в багажник, Ира Ш. попыталась поразвлекать меня  разговорами, но через три минуты после отъезда испросила у меня разрешения отбыть в царство морфея, кое получила, уже отбыв, вдогонку.

А я? Я поставил на навигаторе цель - город Альта с 6 тысячелетними наскальными рисунками, до которой 400 километров, и проснулся. Дорога севернее Тромсё менее извилиста, менее загружена, ограничение на ней - 90 и я ехал и ехал себе с удовольствием впервые в Норвегии 110 км/час под мерное посапывание экипажа. Солнышко, тем временем, скрылось, а как же, утро. Такое  движение, да еще после бессонной ночи, не может не вызвать желания присоединиться к остальным членам экипажа, и вскоре оно (желание) совпало с необходимостью заправить авто. Случилось это через пару часов пути, спать захотелось как тогда, в Литве, но теперь на борту были женщины и дети, и я вылез из машины на заправке с кружкой - термосом наперевес. Пожилой норвежец долго хохотал, пока я пытался засунуть свою литровую кружку в кофейный автомат, а потом принес из подсобки кофейник со свежесваренным кофе, который перелил в мою кружку. На вопрос, сколько это стоит, засмеялся еще сильнее, и сказал, что нисколько, поскольку я поднял ему настроение. Вылив частично кружку в себя, а бензин в машину, я, посвежевший, ринулся дальше в бой, но минут через час кофе закончился, и я снова стал клевать носом. Но тут проснулись старшие представители экипажа, и я с удовольствием уступил место Ирине Ш., заняв в багажнике спальное место Ирины К. Проснулся только при подъезде к Альте, почувствовав, что если я этого не сделаю, то имею шанс не увидеть петроглифы. Комплекс петроглифов в Альте не только охраняется ЮНЕСКО, там расположен международный центр исследований наскальной живописи, и по скалам, где расположены рисунки, проложено два маршрута - короткий - на час, и длинный- на несколько часов. Куда мы пошли? Правильно, в столовую этого центра, благо, дело было к обеду, а мы сегодня даже не завтракали. А уж потом, подкрепившись, как завещал Великий Вини Пух, взяли путеводители (на русском!) и пошли исследовать рисунки. Между всеми скалами проложены дорожки, около скал с рисунками - площадки. 
Надписи гласят, что покидать эти участки нельзя, иначе можно угробить это бесценное достояние. Вспомнилось, что на Соловках можно ходить вдоль, а иногда и по, лабиринтам. Мда. Рисунки выделены красным цветом, как я понял, чтобы их было легче разглядеть.
Описывать рисунки особого смысла нет, это легко прочитать в путеводителях, но чувство двоякое. Мозг говорит: шесть тысяч лет, чудо, а сердце отвечает: да ничего особенного. Наверное, уже впечатлений слишком много, домой пора. Переполнение регистров восприятия.  Едем дальше в той же конфигурации - женщины спереди за рулем, дети в середине, я - сзади - досыпаю. Однако после Альты дети проснулись и стали громко возиться, поэтому, чтобы выполнить свою миссию, мне пришлось на них как следует гавкнуть. Лелик - в слезы, поскольку, оказывается, шум-гам был из-за того, что многочисленные игрушечные звери Егора стали нападать и мучить многочисленных игрушечных зверей Лелика, которая на полном серьезе пыталась их защитить, а тут еще и папа отругал. Лелик в слезы, Егор затих, а папа, улучив момент тишины, уснул, наказав водителю и штурману не увлекаться ездой и не доводить ситуацию до ночевки на самом Нордкапе, поскольку место туристическое, а повторять Лофотенские упражнения не хочется. Проснулся я на подъездах к Нордкапу.

- А что, кемпингов не было?

- Были, но вроде рано еще… - Туннель под проливом.  Дорога с уклоном в 10-12 градусов идет вниз, в нижней точке включаю альтиметр. -100 метров. Однако! Потом также круто вверх. Все, Нордкап.  И первый город - Хонигсваг. Отсюда завтра увезет нас паром на восток, к границе нашей далекой России и отпуска. Мест в кемпингах нет. Но девушка на рецепции сразу дает нам адрес небольшого частного пансиона. Едем туда, это практически рядом с Нордкапом, заезжая по пути в Рорбу (встретили одно такое местечко - домики прямо на воде, идти туда надо метров 100 по мосткам, но мест нет. И слава Богу, а то вот туда вещи таскать… Около указанного места - еще два кемпинга. Заезжаем туда. Палатку - ставьте, а в домиках мест нет. Ну и ладно. Едем в указанный нам частный пансион и снимаем там две комнаты. Сегодня  у нас праздник - последняя стационарная ночевка в Норвегии, следующая ночь у нас на пароме, а значит, сегодня мы последний раз стелим постельное бельё. Разгружаемся и едем  ужинать в ресторанчик ближайшего к нам кемпинга.

За стойкой - девочки - студентки из Польши - волонтеры на каникулах. Читаем в меню «Жаркое из оленя». Начинаю говорить «reindeer …» «Пшепроше пане, можно по-русски». Боже мой, как приятно! Причем взаимно, и нам, и им. Собственно, по-английски они говорят свободно, да и мы могем, а вот же ж. Поговорили на своем, на славянском. С оленем вышла незадача. Мясо-то вкуснейшее, да только Лелька, узнав, что это из олешка, есть со слезами на глазах, наотрез отказалась. И с алкоголем проблема - нет лицензии, поэтому нет его в продаже, и свое «не можно». Оленье мясо, впрочем, прощает все.

Едем домой с мыслью, что надо это запить вином из “Vinomonoplet”, и нас осеняет: а где же викинги? Звоним Виктору - они в кемпинге перед Нордкапом. По описанию понимаем, что именно в том кемпинге, где мы поужинали. Вопрос, кто к кому, решают дети: у викингов большая палатка.  «Только спиртное не берите, у нас много», говорят они, но мы не слушаемся и берем все, что было. Ребята рассказали, что сегодня побывали уже на Нордкапе, но им не повезло, все было в тумане, ничего не было видно. Да посетовали на дороговизну  билетов. Да уж… а еще и безумная плата за тоннель под проливом. Долго мы разговариваем обо всем на свете, о викингах, о путешествиях, о Норвегии и Тибете, о том, как классно встречать русских в Норвегии и почему  мы не любим встречать их в Турции и других местах Европы, и почему они всегда напиваются и ведут себя громко и непристойно… И постепенно начинаем вести себя столь же громко и непристойно, как мы не любим. 
До сих пор стыдно за нас, за русских… Тем не менее, договариваемся завтра встретиться на Нордкапе. Это финальный аккорд нашего путешествия.

19 июля. День начался, как обычно в таких случаях, с поиска таблеток от головной боли.  Хвала российскому ГАИ, обязывающему иметь в машине аптечку с анальгином. Впрочем, можно было бы пересмотреть комплектацию и заменить его на что-то более сильнодействующее. Тем не менее, приводим себя в порядок, завтракаем (в пансионе для этого предназначена общая кухня со всей утварью) и выдвигаемся в сторону долгожданного апофеоза нашего путешествия - мыса Нордкап. Нордкап - утес высотой 300 метров над волнами океана,  непонятно только, какого Атлантического или Северного Ледовитого. На утесе - смотровая площадка и вход в павильон, из которого начинается туннель вниз, к нижней смотровой площадке, вырубленной в утесе, вдоль которого помещены экспонаты, рассказывающие об истории достижения этой крайней точки (условность, но как красиво!) земли разными людьми. Есть экспонат - макет русского корабля из Архангельска, 
есть английские фрегаты, но большее внимание уделено факту посещения Сиамского принца, есть даже отдельный зал  - музей Таиланда. И потрясающий круговой кинозал, где идет потрясающий панорамный фильм о природе Нордкапа и этой части Норвегии, с подводными съемками и объемным звучанием. Очень рекомендуем к просмотру. Даже если вы оказались на Нордкапе в кромешном тумане, после этого фильма вы все равно получите впечатление от этого места. Почему «самая северность» Нордкапа - условность? Посмотрите на карту. Во-первых, Нордкап на острове, а мы-то знаем, что есть в Европе острова посевернее. А уж если о материке говорить, или о тех местах, куда по земле добраться можно, то рядом Нордкин.  Ну, как бы то ни было, это место является знаковым. На площадке встречаем Викингов. Наконец-то днем выглядывает солнце.
А потом набегает тучка и все погружается в туман. А потом туман редеет, и солнце в нем образует радугу.
А редеет туман потому, что тучка опускается вниз, в море, и мы смотрим поверх ее.
В общем, природа продемонстрировала нам все свое разнообразие, словно заставляя признать нас,  что не зря мы сюда приехали, и мы можем поудивляться даже несмотря на переполненность регистров восприятия.

Собственно, нам надо бежать, в 15-00 уходит наш Хюртирюте, а нам до него еще 40 километров. Берем курс на  Хонигсваг, разгоняемся и… попадаем в туман. Да, дорога заставила нас немного понервничать. Но туман быстро рассеялся, и вот мы уже на въезде в город. Заправка. Плыть нам на этот раз долго, компьютер показывает, что бензина на сорок километров, значит, надо бы заправить и машину, и наши продуктовые сумки.  Времени в обрез, на заправке - неразбериха, я начинаю нервничать и ругаться на девчонок, получаю в ответ, что нечего было в магазин отпускать… в общем, устали. В результате с продуктами, но без бензина влетаем на пристань, успешно регистрируемся, пассажиры могут пройти в каюты а с машиной приходится ждать - на корабле учения по гражданской обороне. И продолжаются они минут 25 - хватило бы выше крыши заправиться. Трюм на этот раз был заполнен, а наша станция - Киркенес -  конечная, но паром заходит еще в несколько портов по пути, в общем необходим был непростой маневр, и докер попросил пустить его за руль. Поразмыслив, я уступил ключи, и автомобиль был поставлен на место без единого неверного движения. Подняв большой палец вверх, я сказал что-то вроде «часто приходится разные машины грузить?» - «нет, у меня личная такая же», сказал он с улыбкой. А дальше - полный релакс морского путешествия с кофе, пивом, вином, наблюдением за пожилыми парами и проплывающими мимо островами, обедом и тихим часом. На стойке с экскурсиями сидел колоритный дядя, проговоривший что-то невнятное по-русски - с жутким акцентом, но грамматически правильно. Хотим ли мы экскурсию из конечной точки нащего путешествия? - а куда? Прикололись мы, заранее зная ответ. - К российской границе…
к российской границе/ Окончание l


путешествие, Норвегия, кольцо

Previous post Next post
Up