Накопились у меня при подготовке к предстоящему путешествию. И, поскольку до старта всего ничего, решил поделиться…
Первую несуразность - общую - я заметил уже давным-давно и описал в
одном из предыдущих постов: по мере усложнения техники время на подготовку увеличивается. А результат сводится к банальному упрощению, ну, типа, карта перед глазами, а не надо листать атлас в поисках нужной странички. Но это вообще, безотносительно предстоящей поездки. Остальные несуразности интереснее.
Ну вот, например, путь наш лежит в Грузию и Армению. Когда я говорю, что такого-то числа я стартую и вскоре буду на украинской границе, народ понимающе начинает кивать. Ага, ага. И никто не удивляется, чего это меня в Украину-то понесло? Постучать бы по лбу, покрутить бы пальцем у виска и задать сакраментальный вопрос: «где Волга, а где Кура?». Но нет. Так, видимо, прочно засело с момента наших всех напряженностей (которым всего-то три года), что путь в Грузию лежит через Украину или, на худой конец, Прибалтику, что не вызывает вопросов и это мое более чем странное логистическое решение. Не ищите логики. Надо мне в Украину. Независимо от Грузии с Арменией.
А когда я говорю, что мы едем в Армению и Грузию, народ удивляется. «Далеко, труднодоступно, может, и опасно?». А мы недоумеваем. Чего же далекого или труднодоступного, наши же все, вот они, практически родные? «Это что», - говорим мы в ответ, - «мы еще и в Турецкую Армению заедем. Озеро Ван, Битлис, Карс…» - и теперь уже мы встречаем недоумение. Типа, и что же тут особенного? Удивили, типа, Турцией…
Хотел было написать - мир перевернулся. Нет, это маятник качнулся. Кода-то он висел в крайнем положении, удерживаемой незримой ниткой, привязавшей к нам Грузию с Арменией и отдалившей Турцию, а потом нитку перерезали, и он улетел в другую крайность… Как, впрочем, и во всем остальном. Его бы остановить посредине, но некому, так что так и будет летать туда-сюда. Есть правда, надежда, что по законам физики колебания будут затухать, но я не знаю достоверно, выполняются ли эти законы в других науках, географии, например.
А когда-то, в начале восьмидесятых, заканчивая поход по Приэльбрусью и Домбаю у перевала Нахар, я решал задачу попадания затем в Нальчик, и всерьез размышлял, спускаться ли в Сухуми, чтобы потом на автобусах через Тбилиси и Орджоникидзе проехать «снизу», или вернуться в Карачаевск. Выбрал «верхний» путь, посчитав лишнюю пересадку менее удобной. Не знал, что маятник качнется, и все это станет не только труднодоступным, но еще и прифронтовым. Вот вам еще несуразность. Чтобы из Сочи попасть с машиной в Поти или Батуми (каких-то 250 км), надо теперь плыть на пароме через Черное Море в Турцию, или объезжать Кавказ по кругу. Слава Богу, хоть для безлошадных появился прямой «Метеор».
Зато Турция теперь близко. В те же восьмидесятые мне попалась в руки книжка Раффи «Искры». Там мальчишка во второй половине 19 века путешествует по Армении. По всей - вокруг озера Ван, в Битлис и в Карс. Это было открытие, что такое на самом деле Армения, захотелось ее проехать всю. Но тогда Турция была закрыта, и даже в самом глубоком и безмятежном сне не представлялось, как туда можно попасть. Не только мне - миллионам армян, отделенным от своей главной святыни - горы Арарат - границей двух систем. Теперь можно - маятник. Но тоже несуразно - через Грузию.
Еще про одну несуразность - паром Сочи - Трабзон. Вот, например, сегодня про него известно, что он идет завтра. Больше о нем ничего достоверно не известно. Позвоним завтра, может, еще что узнаем. (Ага, ага. Текст писался вчера, но сегодня про него известно тоже самое - идет завтра. Легче не стало). Да, как неизвестно? Цена на него известна - она во много раз выше цены на суда, бороздящие другие моря, Балтийское, например. Толи это оплата как раз за элемент неожиданности, толи констатация, что на Балтике конкуренция, а на Черном Море паром «Эрке». Впрочем, и у парома «Эрке» есть конкуренция - объезд Черного Моря своим ходом по кругу, через Украину - Румынию - Болгарию, а это 3000 км, и потраченный на это бензин будет чуть-чуть дороже цены на паром. Но зря я ерничаю. Не хотелось бы пользоваться альтернативой в данном конкретном случае.
Еще несуразность - практически нет путеводителей ни по Армении, ни по Грузии. По Бразилии есть, по Аргентине, не говоря о Турции. Что-то, конечно, нашел, но насколько они соответствуют правде - посмотрим, благо, не долго осталось. И еще какие несуразности будут подстерегать - тоже посмотрим. И опишем. Да, вот еще. Я сам очень люблю читать путевые заметки. Поэтому и пишу отчеты о путешествиях в форме дневников. Ведь справочную информацию можно спросить у Гугля или, на худой конец, Яндекса, а вот впечатления могут быть только личными. Еще интересней читать, наверное, он-лайн дневники, но, попробовав написать это в
Тибете, наверное, больше не буду. Отнимает много сил и времени именно у путешествия. А вот проговорить все, что видел, потом - даже полезно, оно как-то и у самого в голове лучше откладывается. Так что он-лайн записок не ждите, если только коротко и с оказией. А вот потом - все подробно опишем. Ладно, поедем мы. До встречи.