ПЧ. Полная Чухлома.

Nov 09, 2010 21:46



Бузинову Виктору Семеновичу. Учителю.

В нашем детстве был такой предмет - трудовое обучение, труд попросту. Это был раздельный урок, для девочек - их кабинет напоминал скорее кухню, совмещенную со светелкой, приспособленной под рукоделие, а мальчишки шли в кабинет, который так и назывался - мастерская. Нет, молоток-то меня научил держать еще дед, пилу - отец, а вот все остальное… Потом, готовясь к выпускному, мы писали учителям стихи. «Девчачьей» учительнице мы написали:

«Теперь любая из девочек

Может стирать, варить,

А это уже не мелочи,

Чего уж там говорить!»

А Виктору Семеновичу был написан целый труд, из которого в памяти остался только отрывок:

«….как сделать «Волгу» прямо на дому

Или уехать на пол-лета в Чухлому».

Вот, классе в шестом, и прозвучал перед летними каникулами его вопрос. «Ну что, опять к морю? А кто со мной в Чухлому? Там такая красота!» Желающих тогда не оказалось, да и сам он схлопотал выговор за несогласованный призыв вывезти детишек непонятно куда. А вот название запомнилось и стало через четыре года строчкой в прощальном альбоме. И потом вспомнилось, когда уже в его возрасте мы попали в эти места и поняли, наконец, что такое красота, и зачем он хотел нас туда привезти. Настолько поняли, что увидев терема, стали ездить в них, как заведенные, не понимая сами, почему, и возить друзей и знакомых с собой, неизменно замечая и в их глазах тот же огонек.  Одних постов, посвященных Чухломе в своем ЖЖ, я насчитал за этот год 12.  И блеск в глазах волонтеров, откликнувшихся на наш интернет-призыв поработать… Забегая вперед, я увидел этот блеск и в глазах участников ПЧ, а прочитав их отзывы по приезду, понял, что не ошибся.


Никогда не говори никогда. Написав, что летний Осташевский сезон закрыт и даже подведя итоги посредством ссылки на статью Архнадзора, я, мягко говоря, ввел читателя в заблуждение. Потому что на сайте геокешеров к моменту закрытия сезона уже месяц висело сообщение, что на ноябрьские праздники запланировано проведение внедорожного фестиваля «Полная Чухлома»

Тут надо сказать, что к геокешерам мы относимся с огромным уважением, несмотря на то, что к ним не относимся (Илья Арнольдыч, спер, простите). Дело в том, что их движение создало поистине уникальную коллекцию GPS-координат разных  интересных объектов, и когда нам они (координаты) нужны для чего-то, мы прямиком лезем на сайт, бессовестно заимствуя чужую интеллектуальную собственность. Это у них мы нашли местоположение Осташевского терема (Погореловский вычислили потом сами), обнаружив его в книге «Памятники архитектуры  Костромской области».  Да и с kopanga , с которым затеяли авантюру по консервации терема, мы повстречались только благодаря им - Андрей  шел к Шатурскому храму на лыжах, а я ехал на нашем супер-Прадо-джипе по координатам  их сайта, да Судьбе, которой было угодно соединить во времени эти два события.

И к джиперам мы тоже не относимся, хотя, когда, возвращаясь очередной раз из Костромы или Архангельска, я прошу на мойке помыть еще и цепи с лопатой, коллеги-водители и мойщики смотрят с уважением, а дирекция мойки предлагает заполировать боевые шрамы с хорошей скидкой. Или относимся, поскольку отвечаем дирекции, что еще не время. Или не относимся, ибо я дал зарок никогда не ставить на Прадик лебедку. Только вот не знаю, кого я тут больше жалею, джип, который с лебедкой засажу так, что ну, в общем, потом не отмоешь, или себя, поскольку в силу малонаселенности указанных губерний за трактором идти тем дальше, чем … ну, знаете. Хотя некоторых джиперов я знаю лично, поскольку они (те, с кем я знаком) были раньше бедными студентами и инженерами, и ходили в горы и лес пешком, в крайнем случае на байдарке, и слыли членами крутого альпклуба, но потом постарели, обрюзгли и, подзаработав денежек и купив технику, объявили себя джиперами, чтобы больше пешком не ходить. Именно с ними мы заехали в Гималаи и Тибет, поднявшись на  точку 5400, а потом совершили кору вокруг Кайлаша, но Будда Просветленный, видимо, до сих пор не знает, кому прощать грехи, нам,


или машинам,


и не прощает никому.

Прочитав в посте геокешинга, что только зарегистрированных экипажей будет сотня, а еще и «зайцы» ожидаются, мы впали в ступор. И собрали своих ребят, посмотреть, что будет. А если все будет хорошо, то рассказать приехавшим все, что мы знаем об Осташево, сделать, наконец, информационный стенд, да и доделать недоделанное - закрыть пленкой окна и сжечь мусор. И с Анатолием - хозяином Погорелово -  мы  списались, и он, прочитав про подготовку ПЧ  все ссылки, вынес резюме - «надо ехать».

Накануне отъезда вдруг пришло спокойствие. Мне ответил Дмитрий (Скиталецъ), потом перезвонила Яна - те самые «чухорги», -  и все встало на свои места. А когда Яна объявила, что они приедут на день раньше, чтобы помочь в волонтерских работах по терему, отлегло окончательно.  Потом перезвонил Зиновьев и сообщил, что контакт налажен. Очно удалось познакомиться только с Андреем Феткулиным, еще на дороге к Осташево вычислившим нас (наверное, по характерным цепям


на колесах и нехарактерной чистоте авто). Хотя первое знакомство  с участниками произошло еще  в Костроме, у Макдональдса, где мы остановились вместе с несколькими экипажами. Первый лагерь ПЧ находился в непосредственной близости от Погорелово, куда направлялся Анатолий, мы же ехали в Ильинское на свою базу, и крюк в Погорелово вылился бы нам в лишние полтора - два часа, что в условиях тумана и позднего выезда было бы некстати. Мы попросили взять на борт Толю до поворота на Погорелово, но потом решили-таки доехать до Чухломы, поскольку места в машинах участников было маловато, и пересадить его там, попросив об этом по рации. Толю взяла первая же машина. Потом он перезвонил нам и сообщил, что его доставили не только до поворота, но даже перевезли через брод, несмотря на его «сопротивление». Так что, ребята, первое спасибо.

Второе спасибо захотелось сказать четвертого утром, когда после короткой ночи (ехали долго, печи топили, коллег ждали, а также сон алкоголика краток и тревожен), я пришел к терему повесить информационный постер. И увидел перепиленные бревна, вынесенный мусор и ограничительную веревочку, направляющую поток машин к задней части терема, чтобы не нарушить идиллию и не расколбасить полянку перед теремом, по совместительству являющуюся частным покосом. О чем, правда, его владелец заявил лишь тогда, когда мы начали там ездить, и уж чего он там никогда не собирался делать, так это косить. Такая же ленточка висела и в Погорелово вокруг полянки, служащей источником творческого вдохновения Анатолию.

А потом, вернувшись и позавтракав, мы услышали шум моторов. Никогда, наверное, Ильинское не видело такого количества джипов,


столь разных марок и конструкций, и с такой географией на номерах. До сих пор перед глазами Мицубиси Кантер с номерами Владивостока.


Они ехали с двух сторон от нашего дома, по полю и через деревню, и мы устремились за ними, опасаясь, что туда-то мы точно пройдем, поскольку дорогу я просмотрел поутру, а вот обратно, после прохождения сотни машин в двух направлениях… Тем не менее, мы поехали, встретившись по пути с Андреем. А у терема уже был десяток машин,


и коротенькая экскурсия вылилась в полчаса трепа на тему местных баек.
Вот тут мы и увидели блеск в глазах. Кстати, возвращаясь с Анатолием и обсуждая все увиденное, он предложил издать книжку «Легенды и мифы Осташево - Погорелово». А мы провели чудесный день,


получив напоследок приглашение приехать сегодня вечером в Высоко, где был второй лагерь.

В Высоко мы не поехали. По пути обратно посадили Рубикон, выдернули его Прадиком, накатили по этому поводу, а также по поводу приезда еще джиперов, из тех, что штурмовали Тибет. Гитары,


песни,


звонок удивленного Зиновьева, который снова посетил поляну первого лагеря и нашел на ней единственную бутылку из-под пива - поляна была явно чище, чем до приезда джиперов; поздний подъем, и снова в Осташево - жечь костры из веток и деревьев, сваленных за весь Осташевский летний период.


На обратном пути мы снова сели. В том же месте, где вчера Рубикон, сел Прадик, соскользнув-таки в колею. И теперь уже его тащил Рубикон. Один - один. Пока пели и пили,


вместе с местным населением в лице Дим Димыча, собака Муха поймала и приволокла енота.


А потом поехали в Погорелово, где выяснили, что по хорошо перемешанной грязи ехать даже проще, чем по колеям от Беларуси или Урала. А брод - совсем не самое трудное в бездорожье. И что если работать одной бензопилой, тремя топорами и чтобы четверо относили поленья и складывали в поленницы, то можно почувствовать себя тимуровцами и за полтора часа заготовить дрова на зиму. Если, конечно, развалины столетних изб под рукой.
                Уже  на пути домой нас перехватил Зиновьев, познакомить с новым главой (Анной), отчитаться, куда он поставил переданные Андреем ( kopanga ) компьютеры и сказать, что хотел бы, как теперь уже первый зам главы Чухломского района продолжить общение с чухоргами, поскольку ребята правильные.


Мне было неудобно в одежде, в которой снимались цепи, предстать перед очаровательной главой, но безумно приятно.

О чем я написал? Вот о чем, мы это с Анатолием обсуждали полпути. Дорогие «чухорги». Вы - ребята правильные. Правильные тем, что выбрали для фестиваля исключительные места, и в этих местах совершенно грамотно выделили то, что называется, must see. Потому что Костромские места - это Солигалич.


Чухлома. Осташево,


Погорелово


и Венгино.


Да много чего еще. И Высоко - я вообще не понимаю, что себе думает Юнеско. 




Еще правильные тем, что у вас блестят глаза, и вы вокруг себя ухитрились собрать столь же неравнодушных людей. Понимающих, что это и есть Россия, что она жила тут каких-то сто лет назад,  возделывала поля и сама себе строила храмы и украшала свои дома безумно красивой резьбой и башенками. А потом куда-то делась, вымерла в десять раз, но еще осталась в виде людей, которые все еще там живут. Людей во многом лучше, чище, добрее и правильнее нас, но вы об этом сами написали лучше, чем я.

Я не хочу тут бросаться высокопарными словами, которые, увы, еще и подпорчены неправильными акцентами последнего времени, но это и есть настоящий патриотизм.  Патриотизм - это не чернильница в окно посольства, не лозунги из автобусов.  Не движения, объединения и вообще никакая не политика. Это понимание, что такое мы, откуда взялись, чем жили и куда это уходит. Радость от прикосновения и боль от безвозвратности.

Патриотизм того же рода, что и Учителя.

П.С. Наконец, открыл подаренную книжку. Нет слов.

П.П.С. фото с костром, Осташевского терема и встречи в администрации принадлежат Логинову Валере

Фото Погорелово - Вале ( kireeval )
                 Фото Венгино   взято с форума ПЧ

по России, концы, путешествие, терема, Кострома

Previous post Next post
Up