Итак, я оставил вас
6 мая в Волочанке, в
кабинете директора, под ярким ночным солнышком, в ожидании вертолета... Самолет во главе с Виктором томился ожиданием этого же вертолета, поскольку оставалась призрачная надежда успеть положить в вертолет летящую из Москвы самолетом цепь, чтобы из вертолета переложить ее в самолет Виктора... Запутались? Прикольно осуществлять координацию такой многоходовки по спутниковому телефону с людьми, известными тебе лишь виртуально... Но это Север, здесь реально помогают те, кто может это сделать. А вездеход, запущенный самолетным аккумулятором, с укороченной цепью, весело тарахтел от речки Янгоды - базовой точки состоявшегося поиска Дугласа - к речке Пясине на запад, чтобы повернуть по ней вверх, на юг, в сторону Дудинки. Собственно, благодаря укороченной цепи посылка из Москвы перестала играть определяющую роль, став просто страховкой, поэтому, когда
утром 7 мая стало понятно, что забрать ее не успевает даже помощник главы региона, мы с Виктором "включили" "план Б", заготовленный и обсужденный еще вчера, который предполагал вылет Sky Ranger'а в точку на Пясине, в 100 км севернее д. Кресты, куда за ночь выходил вездеход. Дальше мы решили, что, заправив самолет у вездехода, при хорошей погоде мы отпустим Витю на Диксон, страхуя его до Енисея. Что и получилось, с некоторой, как обычно (как всегда, есть нюансы) поправкой. Я же, с прилетевшим, наконец, вертолетом, отбывал в столицу...
Собственно, хронология.
7 мая, 11-00. Самолет, нехотя, немножко натужно бежит по раскисшей снегоходке-полосе Волочанки и уходит на запад, к Пясине.
Примерно в 13-00 он садится на выбранную ребятами площадку, ребята обсуждают, что, если весна пойдет такими шагами, то надо лыжи будет менять на колеса... На колеса? Колеса от самолета ехали на среднем прицепе. Они не лезут в транспортные бочки, поэтому в сумочке. Привязанной сверху. Тест на память: А кто последний раз видел сумочку? и где?
Лирическое отступление. Порой, мне кажется, что тундра - живое существо, со своим нравом, обидами и прихотями. Вот, однажды, несколько дней назад, она подула на нас таким ветром, что вырвала из моих рук "пенку" - коврик, и понесла куда-то к себе. Я, было, попробовал догнать, даже метров сто пробежал, да куда там, с тундрой-то соревноваться, даже при попутном ветре. А когда остановился и посмотрел под ноги - увидел лежащие на снегу, прямо на вездеходном следе, монтажные клещи. Конечно, она живая, не возьмет она просто так ничего, только то, что нужно. А клещи - они ей к чему? Они нам нужны, вот и вернула. Так что оставалось гадать, колеса ей нужны, или она так их взяла, поиграть?
Конец лирического отступления.
На поиски колес ушло 4 часа. Оно, конечно, колеса искать проще, чем Дуглас - трек вездехода пишется, так что понятнее, где. Зато психологически сложнее - Дуглас нашли - слава нам. Не нашли бы - никто и не упреклул бы. А тут - при любом исходе... ну как бы помягче... забавно, в общем. В общем, нашли.
В 13-00 вертолет из Дудинки сел в Волочанке,
и из него выскочил корреспондент. Так что еще час ожидания, пока он снимет материал, чтобы с ним и улететь обратно. Материал - о местной школе. Вернее, о ее строительстве много лет назад студенческим отрядом, в составе которого был сам Сергей Шойгу, чей юбилей готовится встретить всё прогрессивное... ой, занесло. В общем, готовится.
Политическое отступление. Надо сказать, что, несмотря на лишний час ожидания вылета появление этого корреспондента не вызвало отрицательных эмоций, более того, он, судя по шушуканьям пассажиров и провожающих, был им весьма симпатичен.
Вообще, это удивительный для наших дней пример единения всех - и населения, и властей, как местных, так и более высоких, и СМИ. Оказывается, бывают такие сюжеты, что они нужны всем. Правда, я без сарказма. Ну, судите сами - властям, которые повыше - имя любимого руководителя упомянуть, причем в весьма выгодном, без ерничества, контексте - смотрите, на каком "краю" студентом работал. Корреспонденту - снять удаленный поселок, в который, в обычном режиме, не добраться просто так, да и добравшись - на неделю зависнуть. Местным жителям - себя в репортаже увидеть. Ну, а для самой местной власти - поселковой и школьной - очень корректно, между строк, намекнуть, что, хорошо бы сюда стройотряды, ну, чуть-чуть чаще, что ли...
Конец политического отступления.
Конец дня застает самолет и вездеход на Пясине, а я добираюсь таки до уже совсем весенней Дудинки,
настолько весенней, что люди ходят без шапок, асфальт на улицах сух, вертолет садиться не в аэропорту, отрезанном подтаявшей уже протокой от города, а в гидропорту, а продавщица ларька, неделю назад требовавшая плотнее закрывать дверь, дабы не выпускать тепло, строго окрикивает: "Зачем закрываешь? Не видишь - лето!"
8 мая, ранним утром я бросаю прощальный взгляд из самолета, берущего курс на Москву, на пеструю и очень разнообразную, всю такую черно-белую, тундру и закрываю глаза.
А открыв их через четыре часа удивляюсь... "унылому зеленому однообразию" этих далеких зауральских подмосковных просторов... Одно хорошо в этой западной окраинной зауральской точке под названием Москва - несмотря на дикую ее удаленность от центра (Таймыра), связь отсюда почему-то гораздо проще и качественней, чем из столичной Дудинки, связь и с шуршащим по его просторам вездеходом, и со стрекочущим над ними самолетом, поэтому я без труда ставлю точки их положения на своей, теперь уже "штабной", карте. Вездеход прошел по Пясине Агапу, но до Крестов еще не дошел. Считаем - до Дудинки ему примерно 350. Только снова есть работа Димону. Рама прицепа, сварка. А самолет благополучно сел в Сопкарге, где и планировал. Это практически в том месте, где в Енисей справа впадает Гольчиха. Когда-то, у ее устья, и была та самая одноименная деревня Гольчиха, куда, после долгих скитаний, привел Бегичев вывезенных им с "Эклипса" моряков ледоколов "Вайгач" и "Таймыр". И откуда эти ледоколы их потом и забрали снова на борт. Так что "Путь Бегичева", хоть и в сокращенном варианте, но отслежен. А Виктор устал. Собственно, поэтому я не знаю точного времени, на которое он подаст свой полетный план на Диксон.