Эта заметка о моих впечатлениях от выборов. Я следил за ситуацией в пресс-центре «Наблюдателей Петербурга», выезжал на участки как член ТИК №1, пытался контролировать проведение досрочного голосования в Адмиралтейском районе.
Пара слов про общую ситуацию с выборами.
В Петербурге проходили одновременно губернаторские и муниципальные выборы. На губернаторские не допустили никаких сильных конкурентов Полтавченко - это были типичные выборы без выбора. На муниципальном уровне также отстранили и не допустили много независимых кандидатов, но все же некоторая часть претендентов на мунмандаты смогла прорваться на выборы.
Мне казалось, что в такой ситуации само голосование пройдет скучно и вяло - явка будет процентов 20-25, Полтавченко пройдет и так, а в муниципалитеты тихой сапой будут протаскивать нужных людей.
Но когда мы узнали о времени и графике досрочного голосования, стало ясно - тишины не будет. Досрочку начали аж 3 сентября. Например, в маленьком Адмиралтейском районе за губернатора можно было досрочно проголосовать по 7 адресам, за муниципалов по 6.
Что это значит и почему это плохо. Досрочное голосование проконтролировать значительно сложнее, чем голосование в день выборов. Вы не можете проследить путь документов, что с ними будет ночью, может прирастут или усохнут… Досрочные выборы позволяют фальсификаторам проголосвать 2, 3 и более раз - списков избирателей в ТИКе нет. СМИ и общественность куда меньше интересуются досрочным голосованием. Многие наблюдатели собирались на участки 14го и не рассчитывали посвятить выборам 11 дней. И тд.
ТИК №1 буквально каждый день менял расписание работы и место досрочного голосования (трижды за время досрочки) - как об этих кульбитах должны были узнавать избиратели, сказать трудно. Даже старик Чуров возмутился самоуправством наших комиссий на досрочном голосовании
http://itar-tass.com/spb-news/1422827В актовом зале Адмиралтейской райадминистрации, где по счастливой случайности находится и ТИК №1, все время проходили какие-то массовые мероприятия - то казачий хор (зал полон военных и полиции), то какое-то загадочное «Родительское собрание» человек на 300. Понятно, что всем этим людям трудно было пройти мимо досрочного голосования.
Про мои приключения на досрочном голосовании я писал тут:
http://kvasov.livejournal.com/306773.htmlРезультат не заставил себя ждать - где 5, а где и 15% избирателей якобы проголосовали досрочно. Комиссии отказывались принимать жалобы, не показывали документы, не давали сведенья о явке и тд. Списки проголосовавших досрочно до 13 числа не поступали на участки (а значит люди в который раз могли проголосовать повторно).
Но это не значит, что в день выборов нарушений стало меньше. Утром многие комиссии заметали следы незаконной досрочки. Пошли удаления и не допуски наблюдателей и представителей СМИ. Не принимали жалобы и не давали знакомиться с документами - все как обычно.
Однако голосование на дому поразило. На УИКе обычно есть 2 урны для выездного голосования. С одной по 5-10 адресам посылали независимых членов комиссий, другая, с сотней заявок уходила с проверенными товарищами.
Поимка фальсификаторов в УИКе №13 обернулась избиением наблюдателей. Почитайте про это, например, тут
http://www.kommersant.ru/doc/2567371 Я подключился к истории чуть позже, когда дознаватели уже снимали отпечатки пальцев с орудий преступления. Я решил остаться на 13м УИКе на подсчет голосов, благо статус члена ТИК позволял. Там было много интересного, но самым волнующим можно назвать момент, когда член комиссии принесла 121 бюллетень ранее похищенный неизвестными. Мой высокий статус не уберег меня на участке - письменная просьба показать списки выездного голосования привела к моему отстранению и удалению.
Сухой остаток. Полтавченко получил большую явку, досрочное и выездное голосование не позволило победить многим независимым кандидатам в муниципалитеты (окончательных цифр еще нет). Например, в Екатеринговском МО молодежь уверенно побеждала по результатам голосования 14 сентября, но существенно проигрывает по предварительному голосованию.
Из положительных моментов - математикам будет легко анализировать результаты выборов - основные способы фальсификации хорошо видны и поддаются статистической обработке.