IOV «Opava» → «Praha II»
Третий IOV, был создан в 19:30, 5 мая 1945 года путем разделения пяти броневагонов, захваченных čat. (сержантом) Václav Cirus (Вацлавом Цирусом). Из них один броневагон с парой строенных 2 cm MG 151/20 Flakdrilling в железобетонных кольцах возглавил por. del. (лейтенант артиллерии) Zdeněk Šmucr (Зденек Шмукр).
Название у бронепоезда долго не было и потому возникла путаница с его именем. В двух сводках штаба «Травницы» от 05.08.1945 и 05.09.1945 он упоминается как IOV «Opava». На единственной известной пока фотографии, этот бронепоезд уже с надписью «Praha II». В документах штабов «Алекс» и «Травницы» этот поезд значится как «Praha II», поскольку в отчете упоминался и IOV «Praha» или IOV «Praha I», которым командовал por. (лейтенант) Rozsívala (Розсивал). Эта хаотичная маркировка получилась в результате двойного и независимого использования одного и того же наименования пары разных IOV.
IOV «Praha II» достиг боевой готовности утром 6 мая 1945 года. Командир бронепоезда по собственной инициативе, без прямого приказа, начал атаку Возатайских казармам, которые были вновь заняты немцами. В борьбу включились также IOV «Praha I» и IOV «Vrsovice». Позже утром эта тройка бронепоездов приняла участие в атаке на казармы 28-го полка. Днем IOV «Praha II» блокировал казармы Schupo (Шупо). Впоследствии поезд двинулся к мосту через реку Botič (Ботич), где должен был отразить атаку немецких войск из района Grébovky (Гребовки). Однако эта атака так и не была начата, и IOV «Praha II» продолжал блокировать казармы Schupo (Шупо) с 5 до 8 мая 1945 года. Во время патрулирования 7 мая 1945 года поезд был атакован немецкими самолетами и один зенитчик утверждал, что сбил один двухмоторный самолет, который якобы упал в районе пражского района Krč (Крч). Однако факт сбития подтвердить не удалось.
Днем 8 мая 1945 года IOV «Praha II» должен был охранять железнодорожный мост и улицу Dagmařina (Дагмарина) в Nusliach (Нуслах). Однако вскоре он получил приказ атаковать виллу в Kleovke (Клеовке). После успешного выполнения задачи IOV «Praha II» выехал в Smíchov (Смихов), где установил контакт с власовцами. Затем он вернулся на станцию Praha-Vršovice (Прага-Вршовице) и отвёл поврежденный IOV «Zizka» с моста через Botič (Ботич). IOV «Прага II» занял его место и вступил в бой с немецкими танками. Около 16:00 он уничтожил немецкий танк. Около 20:00. удалось поджечь немецкий склад боеприпасов. В 22:00 бронепоезд был отправлен на патрулирование линии Vršovice - Krč (Вршовице - Крч), но путь в Michli (Михли) был поврежден и бронепоезд вернулся во Vršovíc (Вршовице).
5.09.1945 с 6 часов утра совместно с IOV «Smíchov» помогал ремонтировать путь в Michli (Михли). В 14:00 сопровождал служебный поезд из Strančíc (Странчице) в Čerčan (Черчаны). В 22:00 его отправили разведать Spořilov (Споржилов). По дороге он уничтожил пулеметное гнездо противника.
10 мая 1945 года поезд двинулся в Benešov (Бенешов) и продолжил путь в направлении Tábor (Табора), Hluboká (Глубока) и České Budějovice (Ческе-Будеёвице), в Tábor (Таборе) поездная бригада бронепоезда обнаружила бронированный паровоз, который 11 мая 1945 года доставила в Vršovíc (Вршовиц). Впоследствии он сопровождал пассажирский поезд до Dobříša (Добржиша).
12 мая 1945 года поезд вернулся во Vršovíc (Вршовиц), а затем направился в Табор с задачей доставить ценный груз.
13 мая 1945 года, после возвращения во Vršovíc (Вршовиц), поездная бригада получила отпуск.
С 15 мая 1945 г. IOV «Praha II» находился в резерве, а 17 мая 1945 г. был дислоцирован в приграничных районах (участок Louny - Most - Teplice - Ústí nad Labem (Лоуны - Мост - Теплице - Усти-над-Лабем)).
В ночь с 6.06.1945 на 7.06.1945 по заданию советского штаба участвовал в преследовании пассажирского поезда, в котором по развединформации находились бегущие солдаты Власовской армии. Во время погони бронепоезд столкнулся с машиной из колонны советских грузовиков на железнодорожном переезде Děčíne-Přípeř (Дечин-Пршипер). В результате столкновения погибли двое советских солдат.
15 июня 1945 года поезд вернулся во Vršovíc (Вршовице) и сразу отправился в Nymburk (Нимбурк).
16 июня 1945 г. бронепоезд IOV «Praha II» был расформирован, а 17-18 июня 1945 г. разобран.
P.S.:
В начале восстания IOV «Praha II» был дополнен минимум одним броневагоном с 2 cm Flak 38 в железобетонном кольце. На момент списания в состав поезда входили две одноствольные Flak 38, четыре строенные установки с 2 cm MG 151/20, две 37-мм пушки* и две 75-мм пушки*.
_______
* После расформирования IOV «Praha II» в составе бронепоездной роты (ROV) в Нимбурке осталась пара немецких 75-мм противотанковых пушек PAK 40 и пара бывших советских 37-мм автоматических зенитных пушек обр. 1939 го́да (61-К).
Матчасть IOV «Praha II»:
Кол-во броневагонов: 4
Кол-во обычных вагонов: 3
Пулемёты: 3
Одноствольный 2cm Flak 38: 2
Трёхствольный 2cm Flak MG.151/20: 4
75-мм противотанковая пушка PAK 40: 2
37-мм автоматическая зенитная пушка обр. 1939 го́да (61-К): 2.
Дата расформирования: 16.6.1945 - 17.6.1945
Источник:
журнал "Historie a vojenství" № 3/2021 статья: Tomáš Jakl - Obrněné vlaky v Pražském povstání 2.