Зенитный бронепоезд на ст. Свислочь (Елизово) (бой 30.06.1941 г.)

Jun 16, 2020 07:05

Советская версия боя зенитного бронепоезда на ст. Елизово (на тот момент ст. Свислочь) отсутствует, просто факт, что он есть и вёл бой. Есть только спорные воспоминания Воронова А., который в составе 14 желдорбата оказался 30 июня на ст. Елизово.
Немаловажная деталь, что зенитный бронепоезд прибыл с ЗАПАДА, а не с востока, т.е. он эвакуировался.
Принадлежность его до сих пор не установлена, только предположения.
Есть информация только об изготовлении бронеплатформ с орудиями и пулемётами:
"15 января 1940 года начальник АБТУ РККА Д. Павлов направил на имя наркома обороны К. Ворошилова письмо следующего содержания: «В целях создания подвижных жд средств для борьбы с авиацией и закрытыми целями противника прошу Вашего ходатайства перед Председателем комитета обороны СССР тов. Молотовым о срочном отпуске подвижного железнодорожного состава о об установке па нем 76-мм пушек образца 1931 года с приборами управления и минометов по тактико-техническим условиям АБТУ И АУ РККА». К письму прилагался проект постановления Комитета Обороны СССР: «О выделении подвижного состава и установке на нем артиллерийских систем, предназначенных для создания 5 железнодорожных батарей (с 7б-мм пушками образца 1931 года) для стрельбы по воздушным целям: Обязать Наркомсредмаш (Главтрансмаш) немедленно выделить АБТУ РРКА 15 штук 50-тонных платформ производства завода имени Урицкого. Обязать Наркомтяжмаш произвести на заводе «Красный Профинтерн» (Орджоникидзеград) установку 76-мм обр. 1931 года на 10 50-тоных платформах производства завода имени Урицкого и на 5 платформах - приборов управления артиллерийским огнем по тактико-техническим требованиям АУ и АБТУ КА. Обязать НКПС выделить 5 штук 20-тониых платформ для АБТУ. Обязать НКТМАШ произвести на 5 20-тонных платформах установку минометов». Автору не удалось найти подтверждения о принятии данного постановления, но видимо к какому-то решению по данному вопросу «наверху» пришли. Во всяком случае, уже 16 января 1940 года начальник артиллерийского управления Красной Армии комдив Савченко направил в адрес начальника АБТУ РККА Д. Павлова следующее письмо: «Для оборудования бронепоездов зенитным вооружением первые 6 бронеплощадок с установленным щитовым прикрытием направить на завод № 8 имени Калинина, г. Мытищи, Московская область». Поперек оригинала письма рукой Павлова было написано: «т. Коноплеву. Доложите, в каком состоянии изготовление. 21.1.40г. Какую должность занимал товарищ Коноплев автору неизвестно, но с уверенностью можно сказать, что заказ на зенитные бронеплощадки был выполнен. Судя по имеющимся материалам, бронирование велось на «Красном Профинтерне», а установку вооружения и приборов управления артиллерийским огнем провел завод №8 имени Калинина в подмосковных Мытищах. После испытания вооружения матчасть направили в распоряжение 18-го полка ПВО, расквартированного в городе Карачев.
  Площадки с вооружением изготавливались на базе 50-тонных вагонов производства «Красного Профинтерна». На концах открыто устанавливались 76-мм зенитные орудия образца 1931 года, в центре размещалась рубка из 15-мм брони высотой 1500 мм без крыши. В нем монтировались шаровые пулеметные установки, в центре размещалась счетверенная зенитная установка Максимов, здесь же находились стеллажи со снарядами и патронами. Площадки с приборами управления артиллерийским огнем имели защиту из 15-мм брони высотой 1200 мм. 4 мая 1940 года начальник военного склада №60 интендант 1-го ранга Сорокин-Ражев докладывал в АБТУ РККА: «Доношу, что 4 мая с.г. на основании распоряжения ГШ N° 5\3\117, переданного начштаба ОрВО, получено от 18 полка ПВО - Карачев - следующие бронеобъекты:
1. 10 шт. орудийных бронеплощадок на каждой бронеплощадке имеется счетверенная зенитная пульустановка, 2 бортовых пулемета и 2 76-мм зенитных пушки обр. 1931 г.
2. 5 бронеплощадок для наблюдения и управления огнем. На каждой имеются оптические приборы для наблюдения и ведения огня...
Прошу сообщить назначение указанного имущества и продолжительность хранения его на складе». Три месяца спустя, 9 августа, Сорокин-Ражев вновь беспокоил начальство: «Вторично докладываю, что получено от 18 полка ПВО: 1. Зенитные 50-тонные бронированные платформы N° 9045. 11060, 11061, 9044, 11063, 11072, 11003, 11066, 9043, 11062. 2. 5 штук 50-тонных бронированных платформ для приборов управления огнем № 11010, 9023, 9041, 9032, 11054. Прошу сообщить, когда указанные объекты будут отправлены со склада N° 60, так как места хранения склад не имеет и хранит их на открытом воздухе». Всё вышеописанное говорится о 477-м озад, который был сформирован по директиве Главного управления Красной Армии №179058 от 28.06.1940 г. В ней Военному Совету Орловского военного округа предписывалось сформировать к 01.08.1940 г. Отдельный зенитный артиллерийский дивизион №477 по штату №50/33 (412 чел.) на железнодорожных установках с дислокацией - г. Карачев. Дивизион формировать на имеющейся смонтированной материальной части, хранящейся в складе НКО №60 г. Карачев. Директивой ЗНГШ КА №101751 от 27.07.1940 г. в адрес НГАУ КА, НУ ПВО КА (копия - ВС ОрВО) для выявления тактического применения зенитных орудий на железнодорожных установках приказывалось привлечь 477 зенитный дивизион (Карачев) трёхбатарейного состава на контрольно-поверочные испытания в г. Минске или в г. Киеве, проводимые согласно приказа НКО №0142 от 11.07.1940 г.
  К 22.06.1941 г. дивизион исчез из всех известных списков боевого состава и т.п. Но думаю, что его просто забыли - ведь он был не стационарным, а мобильным. Вполне возможно, его, отмобилизовав за 1-2 дня, перебросили на ЗФ, где и случилось то, что случилось." (Коломиец - "Советские бронепоезда в бою")

С обратной стороны ж/д моста (с востока) через Березину вёл бой бронепоезд 73 полка НКВД по охране железных дорог пытавшийся спасти зенитный бронепоезд и эшелон с эвакуированными людьми.

Немецкое описание боя с зенитным бронепоездом на ст. Елизово (в документе ст. Свислочь)
"Зенитный бронепоезд въехал на станцию одновременно с прохождением основной колонны батальона через мост в [сторону] Углада. Затребована PАК 38, ее огнем подбит локомотив, прим. с 400 м (с шоссейного моста) тремя попаданиями.
Бронепоезд открывает огонь по мосту, тем не менее, через него проходит пулеметный взвод 4-й роты и занимает позицию сев. бронепоезда. Взвод будет защищать сев. фланг батальона от атак пехоты противника.
  После первых выстрелов бронепоезд открывает огонь из всех стволов...
  Ч/з 20 мин после начала боя (т.е. 4.20-4.30 [берлинского времени - 2 часа от московского]) 2 рота докладывает: противник атакует слева от ж/д. 2-я рота отбивает атаку на лесной просеке с помощью пулеметов. Тем не менее, давление на левый фланг роты усиливается, противник атакует с юга большими силами. Рота лежит в густом подлеске, обстреливаемая с 3 сторон- с севера бронепоездом, а с запада и юга вражеской пехотой.
  Положение спасает только введенная в бой рота (1. M.T.W)Kp. - в 6.00 противник снова выдавливается в направлении просеки. Около 5.00 с запада на станцию входит второй поезд [обычный товарный с эвакуированными людьми], который также подбивается выстрелами PAK 38 и останавливается, пехотинцы выпрыгивают из поезда и вступают в бой.
  Уже после начала боя с бронепоездом, установлено скопление сил противника в лесу сев. ж/д и западной дороги на Свислочь. Противник атакует вдоль этой дороги и большими группами достигает леса южнее ж/д. Около 6.30 сказывается нехватка б/п для пулеметов, сейчас они могут стрелять лишь короткими очередями. Один взвод на БТР выводится из боя и направляется за б/п. Также заканчиваются выстрелы PAK 38 и легких орудий [leIG 18], батальонная машина привозит лишь цинки с пулеметными лентами(патронами), снарядов для орудия PAK 38 нет.
  Атаки русских с обеих сторон ж/д дороги продолжаются в составе взводов или даже рот. В 7.45 в батальоне остается лишь один ящик с б/п для MG. Тогда же по радио/телефону затребована помощь: полк обещает прислать роту мотоциклистов, а дивизия одну батарею и танк. роту. Танкисты появятся лишь ок 15.30."
По немецком отчёту захвачено 12 орудий (на 5 платформах) [не стыкуется с кол-вом орудий, должно быть или 10 орудий или 6 платформ] и 5 платформ управления.



карта к немецкому описанию боя



Красной стрелкой показан путепровод с которого PAK 38 был подбит паровоз зенитного бронепоезда.


























panzerzug, зенитный бронепоезд, бронепоезд № 73 НКВД, советский бронепоезд

Previous post Next post
Up