Panzerzug 21

May 06, 2020 08:25

Panzerzug 21 (разбор матчасти можно прочитать тут)

Немецкий бронепоезд № 21 ( Eisenbahn Panzerzug 21 - PZ 21) вступил в строй 10 июня 1940 года. Поезд был полностью создан из польских броневагонов, захваченных в Польше.



Состав поезда Panzerzug 21 (на фото слева-направо):
1. артиллерийский броневагон из польского бронепоезда № 52 («Piłsudczyk»), вооруженние 100-мм гаубицей wz. 1914/19P (нем. обозначение 10 см FH.14/19 (p)) и 75-мм пушкой wz.1902/26 (нем. обозначение: 7.5 см FK. 26.02 (р)) (на фото она имеет открытые боковые люки).
2. штурмовой броневагон из польского бронепоезда № 54 («Groźny») в качестве командного вагона.
3. бронированный локомотив 54 654 - польский Ti3-13 из бывшего бронепоезда № 52 («Piłsudczyk»).
4. штурмовой броневагон из польского бронепоезда № 11 («Данута») (без радиоантенн) в качестве пехотного вагона.
5. небольшой артиллерийский броневагон с 75-мм пушкой wz.1902/26 (нем. обозначение: 7.5 см FK. 26.02 (р)) из польского бронепоезда № 55 («Bartosz Głowacki»).
6. артиллерийский броневагон из польского бронепоезда № 54 («Groźny»), вооружение 100-мм гаубицей wz. 1914/19P (нем. обозначение 10 см FH.14/19 (p)) и 75-мм пушкой wz.1902/26 (нем. обозначение: 7.5 см FK. 26.02 (р)).
В дополнение к этим вагонам у поезда были две контрольные платформы с обеих сторон.



Весной 1941 года бронепоезд получил две платформы с четырёхствольными 2 cm FlaK-38.
Похоже, что 2 cm Flak 38 (4 kanone) установили вместо башни броневагона бронепоезда № 55 («Bartosz Głowacki»).

С июля 1941г. Panzerzug 21 находился на Восточном фронте (после коротких "каникул" во Франции с апреля по июль 1941 года).
В ноябре 1942 года Panzerzug 21 получил немецкий бронированный локомотив (серия Br.93?).
В феврале 1943 года Panzerzug 21 перебросили из Смоленска в Курск.
7 октября 1943 года был подорван на мине. Отремонтирован, опять в строю.
23 июня 1944 года юго-восточнее Минска на мине был поврежден снова.


На фото подрыв в 1944 году, юго-восточнее Минска.

16 октября 1944г. Panzerzug 21 уничтожен Илами 806 ШАП, 206 ШАД.
Дальше читаем мемуары Пальмова:
http://militera.lib.ru/memo/russian/palmov/15.html
Пальмов Василий Васильевич
Штурмовики над Днепром
Курс на Прибалтику
"...
В ходе наступления линия фронта становилась подвижной, нужно было действовать очень осторожно, чтобы не ударить по своим. Отыскав заданную цель, даю команду ведущим групп. Дружные, последовательные атаки полка штурмовиков прижали гитлеровцев к земле. Замолчали их огневые точки, что и требовалось нашим наземникам. Со станции наведения слышатся восторженные одобрения. На одном из повторных заходов я заметил поезд с несколькими вагонами, он уходил в тыл противника. Но вот беда! Атаковать его нечем, боеприпасы были на исходе. Вернувшись на аэродром, я не преминул в докладе вспомнить о железнодорожной ветке и поезде.
- Всего несколько вагонов, говорите? - переспросил командир дивизии. В его голосе почувствовалась заинтересованность. - Хорошо, я уточню...
Через несколько часов срочный вызов на командный пункт. Подполковник Рыбаков сообщил: по данным разведки мы обнаружили бронепоезд, который часто беспокоил наши войска.
- Надо найти его и уничтожить, - приказал комдив.
- Разрешите мне вести группу? - спросил я, уверенный, что имею на это все основания.
- Нет, поручите это Гореву.
Началась лихорадочная подготовка к вылету. Сразу возникло несколько вопросов: где сейчас искать бронепоезд, чем бить по нему? До сих пор летчики нашего полка громили танки, огневые точки, штабы, передний край противника, десятки других целей и объектов. Но бронепоезд им встретился впервые. Командир собрал летчиков, довольно обстоятельно рассказал о размерах бронепоезда, его броне, вооружении, способности маневрировать. Решено было взять стокилограммовые фугасные и противотанковые бомбы - птабы. Поиск цели производить с высоты до полутора тысяч метров, с более широким обзором местности.
На задание снаряжались две группы: ударную вел старший лейтенант Горев, группу обеспечения, предназначенную для удара по зениткам, вел его заместитель старший лейтенант Кузнецов. Группы ушли, оставалось только ждать результатов. На всякий случай в боевой готовности находилось еще несколько самолетов.
Примерно в ожидаемое время на горизонте появились две группы "илов". Шли они поочередно. Первая, Кузнецова, - бреющим, лихо; вторая, Горева, - на высоте, спокойно. Чувствовалось, в воздухе произошла какая-то перестановка. Для доклада на командный пункт ведущие групп прибыли с разным настроением. У моего бывшего заместителя Кузнецова сияла улыбка во все лицо, он весь горел нетерпением поделиться радостью. А Горев с огорчением пожимал плечами, Через несколько минут все выяснилось. Вот что произошло в воздухе.

Выйдя в район цели, Горев прошел по всей железнодорожной ветке. Но бронепоезда не увидел. Как планировалось на земле, в этом случае нужно было идти на запасную цель, что Горев и сделал.
Кузнецов со своей восьмеркой шел следом. До рези в глазах всматривался он в железнодорожную колею. И вдруг в одном месте заметил: рельсы внезапно обрываются, а потом снова выползают из-под зеленого кустарника. Что бы это значило? Леонид решил проверить подозрительное место пулеметно-пушечным огнем. Заплясали снаряды, высекая брызги искр, отскакивая от зеленых зарослей, как горох от стены. Стало ясно - стена бронированная. И ведущий дал команду на атаку всей группой. Сразу же заговорили вражеские зенитки. Но поздно: фокус с маскировкой был разгадан, бомбы падали на бронепоезд.

Через два дня были освобождены город и станция Мажейкяй. Выбрав свободную минуту, летчики полка поехали посмотреть на свою работу. Начальник воздушной разведки дивизии капитан Попп сфотографировал то, что осталось от вражеского бронепоезда.
Говорили, что увеличенный снимок разбитого бронепоезда долго висел в кабинете Главнокомандующего Военно-Воздушными Силами А. А. Новикова. Что и говорить, удар был мастерский! Его участники были отмечены наградами. Ведущие групп Леонид Кузнецов и Николай Горев удостоены ордена Александра Невского."

Донесения об уничтожении Panzerzug 21:












ЦАМО 20258-0000001-0034
"Боевые эпизоды групп частей 7 шак на 1 ПрибФ"
26.11.1944
Отчеты о боевых действиях.

ЦАМО 20202-0000001-0027,
"Боевые эпизоды 206 ШАД",
16.10.1944

30 октября 1944 года станция Мажейкяй (Литва) была захвачена Советской Армией на которой и был брошен разбитый Panzerzug 21.

panzerzug, немецкий бронепоезд, panzerzug 21

Previous post Next post
Up