Воспоминания о работе провинциального следователя

Feb 01, 2014 20:43

В начале двухтысячных довелось мне работать следователем одного из районных ОВД.

Вспоминается один случай в самом начале карьеры.

Ситуация - банальный грабеж. Девушка возвращалась с дискотеки, в ту пору была мода телефоны на шее на шнурках носить. Ну вот один умник и попытался у нее на улице этот самый телефон с шеи сорвать, но девушка оказалась не из робкого десятка, и вцепилась парню в руку ногтями. Парень ей по голове треснул разок, и с телефоном убежал... Ну возбудили, как водится, ст. 161 ч. 2 Грабеж, т.е. открытое хищение чужого имущества с применением насилия, не опасного для жизни и здоровья. Все бы дружно забили на это, но статья тяжкая (до 10 лет), а это сильно портит статистику. Вот и взялись опера не очень хитроумным способом пытаться найти грабителя.
А забыл я упомянуть вот о чем - паренек был рыжий (веснушки, волосы). А таких искать проще... Подняли картотеку с ранее судимыми, проживающими в этом районе (а у нас только так опера и отрабатывают будничные преступления). Нашли схожего по возрасту рыжего паренька, ранее судимого за грабеж пару раз. Показали фотку девушке - а она, не сильно заморачиваясь, говорит - раз рыжий, значит он. Поехали опера к нему в адрес - семья неблагополучная, поэтому обыск можно было делать без всяких лишних бумажек. Похищенного телефона не нашли...

Поскольку я был начинающий следователь, то уголовное дело, т.н. "темное" (т.е. не перспективное к раскрытию), находилось у меня. И вот в один прекрасный вечер, собираясь домой, подходят опера и говорят - дело раскрыли, надо проводить опознание. Ну что ж - денег у паренька не было, поэтому вызвали знакомого дежурного адвоката, а также девушку - потерпевшую. Опера предварительно через щель в двери показали ей "злодея". ДАже нашли рыжих статистов. Так что опознание прошло на ура. Это в уголовном преследовании доказательство № 1. Злодей молчит, говорит не я. Поэтому пришлось проводить очную ставку, в ходе которой девушка говорит, что это он, а он - что не он) Вот такой каламбур. Это доказательство № 2. Для полноты картины еще неплохо бы явку с повинной оформить - и красота. Но нет - парень не сознается. Опера попинали его слегка, но паренек добродушный такой попался. Я ему говорю - сознавайся и иди домой с миром, отпущу под подписку о невыезде. Я реально хотел так сделать, т.к. возни с арестом много, а преступление не ахти какое опасное. Но паренек молчит. Закрываю его в ИВС на 2 суток, т.к. признания нет. Практика такая...

И начинаю размышлять. Получается ситуация патовая - 50 на 50. Она говорит, что он, а он не сознается. Телефона нет. Опера кричат, что раскрыли, сводку оттарабанили, карточки учетные выставили. Это к чему? А к тому, что теперь дело назад в разряд "темных" не переведешь. И опять же по сложившейся практике печатаю постановление о возбуждении перед судом ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу. Но прежде чем материал в суд нести, надо получить визу прокурора. Т.е. если прокурор откажет - у следака железный отмаз перед руководством, мол, прокурор отказал, а если нет - значит доказухи хватает. Иду к прокурору, тот даже не смотря дело спрашивает в чем вкратце суть. Я ему - так и так, из доказухи - опознание и очная ставка. Ни свидетелей, ни похищенного. Он мне - а чего с арестом пришел? Я - дак требуют. Прокурор поинтересовался судим ли ранее паренек. Услышав положительный ответ, выдал "Раз судимый, значит он!". Но чтобы не обкакаться в будущем неплохо бы закрепить доказуху. А именно - надо его свозить в бюро судебно-медицинской экспертизы, где под микроскопом посмотреть руки и найти царапины... А для этого, говорит, время нужно. Поэтому обвинение предъявлять не будем, а продлим его задержание еще на 5 дней.
Беру паренька, смотрю на руки - вроде ничего особенного, а прошло где-то 5 дней, когда девочка ему руку царапнула. Едем к эксперту. Беру бутылку. И, о чудо! Царапины нашлись, настоящие, и давность их образования - 5-7 дней, так в заключении написано было.
Ну, теперь я окончательно уверился, что паренек просто тупит. Беру бумажки, идем с прокурором в суд, и судья, не смотря ничего (а им это вообще по барабану, т.к. если следак с прокурором пришли - значит есть основания, вообще про работу суда отдельная история),сажает парнишку в СИЗО до суда.

На следующий день предъявляю ему обвинение, он по-прежнему не сознается. Ну и черт с ним, с убогим, подумал я. И забыл про это дело. Но подходил двухмесячный срок, и дело надо было направлять в суд.

А тут еще подруга паренька пару раз приходила - свиданку просила. Я ей говорю - не сознается, никаких свиданок. Со следаком, мол, дружить надо.

Ну, приезжаю я, значит, с адвокатом в СИЗО с делом его знакомить. А есть такая фишка - особый порядок. Это когда ты сознаешься, никому не мешаешь, во всем покаялся, в суд никто, кроме тебя не вызывается. И за это получаешь меньше, чем обычно, т.к. у суда геморроя меньше. Я ему, значит, вместе с адвокатом (которому по хрен, т.к. он ходит за гос. деньги) начинаю говорить - мол, напиши в протоколе ознакомления, что вину осознал, получишь особый порядок, все равно ведь сядешь, а вот насколько - сам решай. Паренек опытный был, и говорит, что если дам свиданку, то сознается, т.к. все равно условно не получит, имея непогашенную судимость. Ну, короче, все дружно с адвокатом написали, оформили признание, заявили ходатайство о применении особого порядка. Адвокат ушел. А я решил перекурить со злодеем, пока конвоя ждали (конвойный один был). НУ и разговорились за жизнь. Я ему говорю - а чего ты раньше тупил? Ходил бы сейчас на подписке, а уж если закрыли в СИЗО, значит реальный срок будет (это тоже практика). А он мне - я этого не совершал, но понял, что все равно посадят, а лишние 2-3 года сверху ни к чему.

А царапины откуда? Как оказалось, он неофициально на пилораме работал оператором...

Я удивился, т.к. реально поверил, что он раскаяться решил. Приехав в кабинет, вызвал потерпевшую, спрашиваю - ты уверена, что это он, а она мне - да эти рыжие все на одно лицо! Я говорю - а зачем так говорила? Она - опера попросили. Вот так.

Дело к прокурору повез сам (а не курьером). Говорю так мол и так, паренек-то невиновный сидит, че делать? А прокурор мне в ответ - ты судью подставить хочешь? или прокурора? или себя? Если его оправдают, то как минимум мне неполное служебное с лишением всех копеек, а как максимум - уголовное дело за превышение или фальсификацию. Выкинь, говорит, из головы все это. Может он грабеж и не совершал, а пару магнитолок-то из машин тиснул... Так что, говорит, не совсем он невиновный...

Отправил я дело в суд... На этом как бы миссия следователя заканчивается. Но уж больно паренек хороший был. Иду к председателю суда - милая женщина, всех нас (следаков) как детей любила. Рассказываю ей всю историю, а она мне в ответ - не парься, случаи разные бывают, типа ниче страшного, ну не отпускать же его теперь? Но все-таки позвонила судье, у которого дело, и попросила "не строжничать". И получил парнишка 2 года колонии... А мог и 5-7. Чему, кстати, он очень обрадовался.

Вот такое начало карьеры...

Кто-то скажет, что неправильно это, не гуманно, не законно. Согласен. Но послушав седого прокурора и председателя суда, которые безо всяких эмоций на это отреагировали, я понял - что это в порядке вещей.

Интересны ли еще истории о милицейской жизни?

работа милиции, милиция, следователь, полиция

Next post
Up