Отношение к проблеме гомосексуализма в современном западном христианстве

Jul 12, 2012 00:57

Интересная статья. Обзор сегодняшней ситуации в церквах в связи с проблемой греха гомосексуализма.
Решил даже ее вот к себе разместить.

7 июля 2012 г.

Бурега Владимир Викторович

Портал «Богослов.Ru» предлагает вниманию читателей статью проректора Киевской духовной академии доцента В.В. Буреги, посвященную одной из наиболее дискуссионных тем в современном западном христианстве. Речь идет о проблеме гомосексуализма, которая вызывает сегодня бурные дебаты в Западной Европе и Америке. Статья подготовлена на основании доклада, прочитанного 4 июля 2012 года на Международной конференции в Кракове.

На рубеже ХХ-ХХІ вв. проблема гомосексуализма стала серьезным вызовом для христианского богословия. Сегодня это одна из центральных дискуссионных тем для западной христианской антропологии. Споры о гомосексуализме привели к существенным расхождениям в интерпретации Писания и подтолкнули к поискам нового богословского осмысления проблемы пола.

Для Православных Церквей Восточной Европы этот вызов до недавнего времени не казался таким уж актуальным. Однако сегодня ситуация стремительно меняется. Недавние решения, например, Священного Синода Русской Православной Церкви[1], как и Священного Синода Украинской Православной Церкви[2] - яркое тому подтверждение. Православная Церковь уже столкнулась с необходимостью не только дать ясный богословский ответ на этот вызов, но и воплотить этот ответ в конкретные формы пастырского попечения о людях, относящим себя к гей-сообществу. И здесь, конечно же, нам необходимо учесть тот опыт, который имеется в настоящий момент в западном христианстве.

Основные понятия

Начнем с определения понятий. Термин гомосексуализм появился лишь в конце XIX в. и является искусственным. Он состоит из двух корней: древнегреческого ὁμός (тот же, одинаковый) и латинского sexus (пол). Этот термин обозначает, во-первых, сексуальное влечение индивида к лицам своего пола и, во-вторых, сексуальную связь с лицом своего пола (гомосексуальное поведение). То есть (и это важно подчеркнуть), этот термин охватывает как гомосексуальное влечение, так и реализацию этого влечения, то есть гомосексуальную практику.

В последнее время вместо термина гомосексуализм все чаще употребляют термин гомосексуальность, который имеет такое же смысловое наполнение. Причина этой замены заключается в том, что понятия, образованные при помощи суффикса -изм, в славянских языках имеют, как правило, устойчивую отрицательную коннотацию. Поэтому стремление говорить о гомосексуальном влечении и поведении как о нормальном явлении приводит к отказу от термина гомосексуализм[3]. И действительно, в русско- и украиноязычной научной литературе он употребляется все реже.

В течение ХХ столетия оценка гомосексуализма в западном обществе прошла существенную эволюцию. На рубеже XIX-ХХ вв. о гомосексуальном поведении было принято говорить почти исключительно как об извращении. Квалификация сексуальных связей с лицами своего пола трактовалась как сознательный выбор человека. В христианских церквах такой выбор однозначно оценивался как грех, как искажение установленного Богом порядка. В гражданском праве в течение многих столетий гомосексуализм квалифицировался либо как преступление (направленное против общественной морали), либо как заболевание. Законодательство большинства стран мира содержало жесткие нормы против гомосексуализма. Лица, сознательно и открыто практиковавшие гомосексуальное поведение, подвергались либо уголовному наказанию, либо принудительному лечению.

Однако в ХХ в. ситуация радикально изменилась. О гомосексуализме перестали говорить как об извращении. В последние десятилетия ХХ в. общепринятым стало ранее не употреблявшееся словосочетание сексуальная ориентация. Под ним понимают более или менее постоянное сексуальное влечение индивида к другим индивидам определённого пола. Соответственно, влечение к лицам своего пола обозначается как гомосексуальная ориентация. Она может выражаться в гомосексуальном поведении, а может и не выражаться.

Сегодня в психологической науке, да и в современном обществе в целом принято говорить о трех формах сексуальной ориентации (гетеросексуальная, гомосексуальная и бисексуальная), ни одна из которых не считается преступлением или патологией. Например, Американская психиатрическая ассоциация еще в 1973 г. пришла к выводу, что гомосексуальность не является психическим заболеванием. В современной Международной классификации болезней гомосексуальность также отсутствует. При этом в ряде стран мира (особенно мусульманских) сохраняется уголовное преследование за гомосексуальные связи.

Таким образом, уже в самой терминологии, которая стала уже общепринятой и в Западной, и в Центральной, и в Восточной Европе, и в Америке содержится определенный вызов для христианской антропологии. Сегодня гомосексуальная ориентация рассматривается как определенная данность, которая не является девиацией, а должна быть признана столь же приемлемой и допустимой, как и ориентация гетеросексуальная. Исходя из этой установки, многие страны Европы, как и ряд штатов США, пошли по пути законодательного закрепления прав однополых союзов.

Библейский контекст

Столь радикальная перемена отношения к гомосексуальности привела к тому, что в западном христианстве (прежде всего, в протестантизме) началась напряженная дискуссия о проблеме гомосексуализма. Разброс высказанных мнений оказался чрезвычайно широким[4]. При этом особое внимание было уделено тем местам Священного Писания, которые либо говорят о гомосексуализме, либо вообще посвящены проблеме пола.

На самом деле в Библии не так уж много мест, прямо касающихся гомосексуализма. Сегодня принято считать, что во всем Ветхом и Новом Завете к таковым могут быть отнесены лишь шесть текстов. Однако следует сразу же отметить, что во всех этих текстах речь идет исключительно о гомосексуальном поведении. Все попытки найти в Библии представление о гомосексуальной ориентации следует признать безуспешными. Это понятие просто отсутствовало в ту эпоху, когда создавались библейские книги. Тем не менее, некоторые теологи пытаются интерпретировать библейские тексты в свете современных представлений о половой ориентации. Но большинство исследователей считают такой подход заведомым искажением библейского текста.

Перечислим теперь те библейские места, где прямо говорится о гомосексуализме.

1. Быт. 19, 1-26

Рассказ о гибели Содома и Гоморры. Здесь повествуется о том, как Лот, живший в городе Содом, принял в своем доме двух таинственных странников. Узнав об этом, городские жители, Содомляне, от молодого до старого, весь народ со всех концов города, окружили дом и вызвали Лота и говорили ему: где люди, пришедшие к тебе на ночь? выведи их к нам; мы познаем их. Однако три странника наслали на содомлян слепоту и вывели Лота из Содома. После этого пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба, и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и произрастания земли. При этом таинственные странники сообщили Лоту, что Содом пострадал за свое беззаконие.

Традиционно причиной гибели Содома считается крайняя развращенность его жителей, проявившаяся, в том числе, и в гомосексуализме. В результате, как известно, слово «содомия» на протяжении многих веков являлось главным обозначением гомосексуального поведения. Однако, во второй половине ХХ в. в протестантской среде традиционное толкование этого места было пересмотрено. Так в 1955 г. англиканский теолог Деррик Шервин Бэйли (Derrick Sherwin Bailey) в своей монографии «Гомосексуальность и западная христианская традиция»[5] заявил, что в девятнадцатой главе Книги Бытия не сказано о том, что Содом был наказан именно за гомосексуализм. По мнению Бэйли, под беззаконием, за которое пострадал Содом, следует понимать не однополые сексуальные связи, а нарушение закона гостеприимства и сексуальное насилие. Кстати, публикации Бэйли послужили одной из предпосылок декриминализации в Англии гомосексуальных отношений.

Следует отметить, что даже те современные библеисты, которые настаивают на традиционно жестком отношении к гомосексуализму, соглашаются, что указанный отрывок из Книги Бытия все же не содержит ясного осуждения гомосексуализма[6]. Тем не менее, в Новом Завете в Послании Иуды мы встречаем параллельное место к девятнадцатой главе Бытия: Содом и Гоморра и окрестные города, подобно им блудодействовавшие и ходившие за иною плотию (α ̓ πελθου̃σαι ο ̓ πίσω σαρκòς ε ̔ τέρας), подвергшись казни огня вечного (Иуд. 1,7). Здесь причина казни Содома и Гоморры усматривается в блудодеянии и хождении за иной плотью, то есть все же в преступлениях сексуального характера. Однако, и это место не имеет в современной библеистике однозначной интерпретации.

2. Лев. 18, 22 : Не ложись с мужчиною, как с женщиною: это мерзость.

3. Лев. 20, 13 : Если кто ляжет с мужчиною, как с женщиною, то оба они сделали мерзость: да будут преданы смерти, кровь их на них.

Оба текста находятся в Книге Левит в составе так называемого «Кодекса святости». Здесь мужские гомосексуальные связи квалифицированы как тяжкое преступление, за которое положена смертная казнь.

4. Рим. 1, 26-27 : Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным; подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение.

Это место следует понимать в контексте всей первой главы Послания к Римлянам. Здесь апостол Павел говорит, что языческий мир имел возможность познать Единого Бога Творца через изучение созданного Им мира: Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы. Однако язычники, познав Бога, не прославили Его как Бога. В результате это привело к поклонению твари вместо Творца. И именно этот отказ поклониться Богу привел к тому, что предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела…, предал их Бог постыдным страстям. Среди этих постыдных страстей Павел называет и гомосексуализм. И далее мы встречаем у Павла еще более важное замечание: И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму - делать непотребства.

Первая глава Послания к Римлянам во многом уникальна. Это единственное место в Священном Писании, где речь идет не только о мужском, но и о женском гомосексуализме. Кроме того, это единственное место в Библии, где содержится не только отрицательная оценка гомосексуализма, но и богословское обоснование этой оценки. Поэтому для нас чрезвычайно важно более внимательно реконструировать мысль апостола Павла. Во-первых, он недвусмысленно квалифицирует как мужские, так и женские гомосексуальные практики как непотребство, нечистоту и скверну. Во-вторых, эти практики именуются противоестественными, то есть идущими против природы. В-третьих, и это главное, само появление гомосексуализма трактуется как следствие отпадения человека от Бога. Павел прямо говорит, что гомосексуализм - это Божественное наказание за отказ человека поклониться своему Творцу.

Павел подчеркивает, что отпадение человека от Бога приводит к искажению естественного порядка вещей. Источником этого искажения становится превратный ум (греч. - ἀδόκιμος νούς, слав. - неискусен ум). То есть, в результате богооставленности в человеке начинается процесс внутреннего духовного разложения, когда он перестает осознавать естественный нравственный закон. С этой точки зрения противоестественная сексуальность является искажением установленного Богом порядка вещей и как таковая заслуживает однозначного осуждения. Таким образом, причину появления гомосексуализма Павел усматривает в порче человеческой природы, произошедшей в результате грехопадения. Отпадение человека от Бога приводит к греховной болезни всего материального мира. Болен и человеческий ум. Он утрачивает способность различать добро и зло, перестает отличать естественное от противоестественного. В результате человек начинает творить непотребства.

5. 1 Кор. 6, 9-10 : Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники - Царства Божия не наследуют.

6. 1 Тим. 1, 9-11 : закон положен не для праведника, но для беззаконных и непокоривых, нечестивых и грешников, развратных и оскверненных, для оскорбителей отца и матери, для человекоубийц, для блудников, мужеложников, человекохищников, (клеветников, скотоложников,) лжецов, клятвопреступников, и для всего, что противно здравому учению, по славному благовестию блаженного Бога, которое мне вверено.

Эти два текста обычно рассматривают вместе. В них Павел приводит перечень тех пороков, которые противны здравому учению. Люди, охваченные этими пороками, Царства Божия не наследуют. Вполне очевидно, что оба эти места продолжают ветхозаветную традицию. Они вдохновлены «Кодексом святости», зафиксированным в Книге Левит. Здесь употреблены два термина, имеющие отношение к гомосексуальному поведению: мужеложники(ἀρσενοκοῖται) и малакии (μαλακοὶ).

Что касается первого термина (мужеложники, ἀρσενοκοῖται), то он не встречается в более ранних греческих текстах. Поэтому, скорее всего, он был изобретен самим апостолом Павлом. Он происходит от двух греческих слов: ἄρσην (ἄρρην) - мужчина и κοίτ η - ложе, постель; распутство. В современной библеистике наиболее распространенной является точка зрения, что этот термин был изначально греческой калькой еврейского словосочетания, употребленного в Лев. 20, 13. Примечательно, что в Септуагинте в этом месте употреблены именно эти два греческих слова (καὶ ὃς ἂν κοιμηθῇ μετὰ ἄρσενος κοίτην γυναικός). Таким образом, Павел лишь подчеркивает, что жесткое осуждение гомосексуализма в Ветхом Завете остается актуальным и для христиан.

Что касается термина μαλακοί, то он вызывает споры среди исследователей. Буквально греческое слово μαλακία означает изнеженность, расслабленность, мягкость, безволие. Однако в греческом койне этот термин также мог обозначать пассивного партнера в гомосексуальных отношениях. Во всяком случае, этот термин не являлся общепринятым для обозначения гомосексуализма. В более поздних византийских текстах он означал мастурбацию. Потому некоторые современные библеисты настаивают на том, что смысловое наполнение этого слова у апостола Павла остается дискуссионным.

Собственно, этим и исчерпываются прямые упоминания о гомосексуализме в Священном Писании. Кроме того, что их совсем немного, почти все они содержат лишь императивное осуждение гомосексуального поведения. И лишь в первой главе Послания к Римлянам мы видим богословское осмысление этого явления.

Каноническое право

В каноническом предании Восточной Церкви содержится ряд правил, прямо говорящих о гомосексуализме. Здесь, также как и в указанных местах Писания, речь идет почти исключительно о гомосексуальном поведении. При этом в канонах могут подробно рассматриваться его причины и обстоятельства. Также важно подчеркнуть, что в грекоязычной церковной литературе общепринятым наименованием гомосексуализма стал термин ἀρσενοκοίτης (мужеложство), который впервые встречается, как мы видели, у апостола Павла.

Так, святой Василий Великий в своем седьмом правиле[7] квалифицирует мужеложство как тяжкий грех, заслуживающий осуждения. Повинные в этом грехе должны отлучаться от церковного общения и нести епитимию. Если же этот грех был совершен по неведению или много лет назад, то к согрешившим может быть проявлено снисхождение: «Ибо и неведение творит их достойными снисхождения, и добровольное исповедание, и протечение … долгого времени… Поэтому повели уже неотложно принять их, и тем более, если имеют слезы, преклоняющие тебя к милосердию, и являют житие, достойное милования».

О гомосексуализме говорит в своих канонических рекомендациях и святой Григорий Нисский. В его четвертом правиле мужеложство приравнивается к прелюбодеянию. За гомосексуальные связи он предписывает многолетнее отлучение от Евхаристии. Однако срок епитимии может быть сокращен «для проходящих покаяние ревностнее, и житием своим показующих возвращение ко благому».

Но с особой подробностью о мужеложстве говорит Константинопольский патриарх Иоанн Постник (VI в.). Он также приравнивает мужеложство к прелюбодеянию и устанавливает для повинных в нем епитимию в пятнадцать лет! Если же согрешивший, «не упорствуя в этом деле, придёт в раскаяние искреннее и исповедует грехи свои, отлучается на три или четыре года от причастия». Если же человек впал в этот грех лишь однажды и по невежественности или из-за безграмотности, или же если согрешивший был младше тридцатилетнего возраста, то «для такого достаточен канон в 1 или 2 года. Если же более будет тридцати лет по возрасту и впадал в иные естественные и неестественные грехи однажды или дважды, канон на три года налагается». Важно и обоснование этой нормы: «Каждый грех, бывший до 30-летнего возраста, более легко взыскивается, хотя бы грехи были из тяжких, так как до 30 лет неразумие и волнение страстей сильно захватывает человека, то потому налагается более лёгкий канон. А на всякий грех, совершаемый свыше 30-летнего возраста кем-либо, хотя грех был бы из меньших, подлежит большему канону».

Интересны и рекомендации, которые патриарх Иоанн дает духовникам: «Принимающий исповедание от согрешившего должен смотреть на юность и старость, силу и бессилие, и разность места, и образ, каким зло совершено, так как он многовидным и разнородным бывает: сам ли согрешил или приключилось через другое лицо, и если это произошло намеренно и от старания, или же случайно, или по увлечению, от вина ли, или по приказанию патрона, или от страха перед ним, или ради бедности, или по какой подобной причине - приемлющий духовник должен внимательно и осторожно обсудить; также и возраст, и час, и место, вынужденность и подчинённость, и так налагать запрещения».

Таким образом, Иоанн Постник считает необходимым учитывать все обстоятельства, подтолкнувшие человека к греху. Среди этих обстоятельств он указывает и природную склонность к прелюбодеянию («горячность от природы»). Человека, длительное время практикующего гомосексуальные связи, патриарх Иоанн запрещает допускать до священства, даже если он был растлен по неведению. Если же человек был развращен в юности, но «с приходом в возраст станет порядочным человеком и в другой грех не падёт - запретится временно, как духовник положит, и да придёт затем в священство».

Как видим, в канонической традиции Восточной Церкви гомосексуальные практики всегда квалифицировались как тяжкий грех. При этом мы встречаем дифференцированный подход к обстоятельствам совершения этого греха. Важно отметить, что среди причин указываются «горячность от природы», «неразумие и волнение страстей», то есть сильное влечение, которое фактически понуждает человека к греху. При этом авторы канонов считают необходимым противостать этому влечению и преодолевать его в борьбе с плотью.

http://www.bogoslov.ru/text/2663206.html (или продолжение в следующей записи)

Библия, христианство, толерантность, общество, православие, текст Библии

Previous post Next post
Up