Покаяние Европы перед кошкой

Nov 03, 2016 00:37

Оригинал взят у toihara в Покаяние Европы перед кошкой


Примерно 700 лет назад, в Европе могущественная католическая церковь обратила свой гнев на кошек, пользовавшихся почетом на Востоке.
Римская церковь, имевшая к тому времени уже определенный вес, начала борьбу против колдовства и запретила поклоняться языческим богам, таким как Фрйя. День недели пятница (англ. - Friday) сохранивший название в честь богини Фреи и стал известен как день, в который собираются на свой шабаш ведьмы. Любовь кошки к ночным прогулкам, бесшумное передвижение, светящиеся ночью глаза стали причиной отождествления ее с ведьмами.




Укоренившийся повсеместно обычай уничтожения кошек уменьшил их популяцию на 90 процентов. А это, в свою очередь, позволило большому количеству крыс проникнуть в поселения людей. Кроме того, возвращаясь из крестовых походов, рыцари, случайно завезли в Европу черную крысу - переносчика чумы. Черные крысы притеснили местную серую крысу и в отсутствие кошки стали плодиться в неимоверных количествах. Вместе с черными крысами плодились и блохи, что создало благоприятную почву для страшной болезни, которую люди средневековья называли "Черной Смертью". Это заболевание известно нам как бубонная чума, переносчиками которой являются блохи. Но средневековые европейцы считали, что Черная Смерть навлечена колдовством и передается через отравленные колодцы.
В Европе появилась профессия крысолова (впрочем их тоже обвиняли в колдовстве)



В ХIV веке бубонная чума прокатилась по Европе и некоторым территориям Азии, скосив от четверти до половины здорового населения. Пока Черная Смерть опустошала Европу, люди были слишком заняты своими страданиями, чтобы убивать и мучить кошек. В этой обстановке относительной безопасности численность кошек вновь возросла. Кошки стали истреблять крыс, что в конце концов свело чуму на нет.

Однако те, кто пережил Черную Смерть продолжили уничтожение кошек разными способами, в результате чего эпидемии этой страшной болезни опустошали страны Европы не единожды.
В эпидемии чумы обвиняли… кошек. «Дыхание кошки, которое проходит сквозь ее кожу, - внушали проповедники своей пастве, - это чума, и если она пьет воду и слезинка упадет из ее глаз, то источник будет отравлен: каждый, кто из него напьется, неизбежно умрет». Внимая наставлениям духовных отцов, европейцы принимались истреблять кошек
В 1484 г. папа Иннокентий VIII завил, что кошки - это «языческие звери, состоящие в союзе с дьяволом», издал указ, обрекающий еретиков, ведьм и их кошек на пытки и муки в застенках инквизиции. Он повелел по всей Европе тех, кто поклонялся кошкам, сжигать как колдунов, а связанное с кошками колдовство стало преследуемым повсеместно.

Почти во всех европейских странах кошка стала символом зла, особенно черная. Кошек топили, сбрасывали с башен, сотнями сжигали на кострах. Для их умерщвления изобретались всевозможные пытки. В Голландии была установлена специальная кошачья среда - день массового истребления кошек. А в Париже в день святого Иоанна для кошек сооружались виселицы, а на Гревской площади ставили высокий столб. Вокруг столба раскладывали большие поленья, ветки и охапки сена, а наверху подвешивали бочку с двумя дюжинами кошек. Все поджигалось, и на глазах у сотен ликующих граждан бедные животные погибали.



Казнь кошек на Гревской площади Париже в ночь летнего солнцестояния, пример из Le Bon Roi Анри

В 1648 году король Людовик XIV собственноручно разжег такой костер, после чего принялся танцевать вокруг огня.

Женщин подвергали пыткам, а зачастую и сжигали только потому, что они приютили и покормили кошку. Да что, женщин!
В 1699 г более 300 детей были уличены в колдовстве только за то, что они имели кошек. За это "преступление" 15 детей были казнены, а остальных в течение года каждое воскресенье пороли перед церковью.
В Англии во времена Марии Тюдор кошку сжигали как символ протестантской ереси, а в правление Елизаветы I как символ ереси католической.
В конце ХVII века Эдвард Топселл писал: "Помощники ведьм обычно являются нам в образе кота, а это доказывает, что сия тварь опасна не только душой, но и телом".

Негуманное отношение к кошке продолжалось еще долго: например, в бельгийском городе Иперне лишь лет сто пятьдесят назад было покончено с девятисотлетней традицией, введенной графом Болдуином Фландрским, ежегодно, в один из дней поста сбрасывать кошек с высокой башни. По всей Европе в католические праздники - на масленицу, на пасху, в великий пост - словом, беспричинно и постоянно живьем жгли и зарывали в землю кошек, и все это при огромном стечении народа и с соответствующими церемониями.

Только к началу XIX века понемногу власть предрассудков относительно кошек стала ослабевать. Постепенно они вновь заняли место уважаемых животных. Этому в немалой степени способствовала наступившая эра научных открытий и просвещения.

Но тем не менее до сих пор местами в Европе остались отголоски тех страшных заблуждений и обычаев - например, до сих пор в Дании на Масленицу дети "выбивают из бочки кошку"



Конечно, сейчас животного в бочке нет - оно просто нарисовано, а в бочке находятся конфеты. Но когда-то выбивали именно заключённую в бочку кошку



а вот ещё рисунок Рембранта на "кошачью бочковую" тему



Хорошо, что у нас церковь с кошками не боролась ;) - кошка единственное животное которому в православной церкви разрешено заходить в храм и даже в алтарь. Кошке можно было давать человеческое - христианское - имя, а собаке - нет (потому есть коты Васьки и нет псов Петек) А вот у немцев слово еретик Ketzer происходит от Katze

история, кошки

Previous post Next post
Up