#осеньвкармане
Этой осенью в моём блоге еженедельно будут появляться посты с моими попытками анализировать язык искусства. Я вступила в закрытое сообщество в ВК !Язык искусства - Смотреть и понимать", где мы под руководством Ирины Лакото будем учиться понимать язык искусства: живописи, скульптуры, архитектуры. Еженедельно Ирина будет проводить обучающий вебинар и давать нам домашние задания.
Мои результаты выполнения этих заданий и будут размещаться тут.
Исследование №1 - Анализ сообщения
Главная илея первой недели, которую до нас попытались донести, это то, что любое произведение искусства - это послание от художника зрителям. И чтобы верно судить о нём, надо понимать суть и контекст этого сообщения.
Домашнее задание №1: Выберите любое произведение искусства, которое вам НЕ нравится и проанализируйте его по предложенной схеме.
Мне очень не нравится использование мёртвых животных в современном исексстве. Я выбрала для анализа первое из таких произведений, которое мне выдал поисковик. Я помню, как эту выставку обсуждали когда-то и сама идея использования чучел отталкивала меня. Я не стремилась углубляться и понять высказывание художника. А теперь решила попытаться.
«Карнавал мертвых дворняг»(создана в 2006 году) и «Протест мертвых котов» (реализована годом позже, в 2007) - инсталляции, представленные в Эрмитаже в 2016 г.
Отправитель: Ян Фабр, современный бельгийский художник
Содержание: инсталляция с чучелами собак, кроликов и кошек в Эрмитаже, где мёртвые животные висят на крюках, кошка прибита к кресту и т.д.. На окнах - чучела убитых кошек, царапающих стёкла с соответствующим звучанием.
Код/ средство: чучела животных ясно считываются как отсылка к смерти, жестокости. Кошка на кресте - отсылка к главному христианскому символу, жертвенности и мукам.
Получатель: современный человек
Контекст: созданные ранее инсталляции размещены в залах Эрмитажа среди картин голландских и фламандских живописцев, в натюрмортах которых также мелькают изображения мёртвых птиц, например. В музее настаивают, что выставку Фабра следует воспринимать как особую форму диалога с наследием Рубенса и Ван Дейка.
Назначение: Для создания чучел использовались животные, погибшие на дорогах. По словам автора, он таким образом даёт им новую жизнь в искусстве и побеждает смерть. Фабр считает, что сегодня отношение человека к животным потребительское: кошек и собак часто оставляют на дачах или выгоняют из дома. И Фабр хочет показать, что нельзя избавляться от животного, если оно заболело или состарилось.
Надо признать, что цель - шокировать зрителей, привлечь их вниммание, и даже в какой-то мере всколыхнуть добрые чувства по отношению к животным автору удалось. Я поняла, что негативные эмоции, которые у меня возникли при виде подобных инсталляций, это именно то, что и добивался художник.
Дополнительный любопытный материал о данной художественной традиции можно прочитать в статье
Кошки за Фабра: могут ли чучела животных считаться искусством