Оформляю этот пост вечером 18 марта, когда уже известны и "результаты" Крымского "референдума", когда уже прозвучала речь Путина о триумфальном возвращении Россией своего Крыма и когда огромные толпы народа, что в Москве, что в Крыму, вполне искренне празднуют "великое воссоединение". И на первый взгляд, Марш Мира, о котором пойдет речь и который прошел 15 марта, накануне дня голосования, оказался бесполезен. Но лишь на первый взгляд, поскольку он и не мог уже никак повлиять на тот сценарий, что реализуется в отношении Крыма и был совсем о другом - о том, что если нельзя повлиять, то необходимо хотя бы показать наше к этим событиям отношение и зафиксировать, что есть и другая Россия, которая: - не приемлет той чудовищной лжи, что льется сейчас на Украину со стороны нашего государства отовсюду, от СМИ до заявлений официальных лиц; - не поддается агрессивному ура-патриотическому инстинкту, позволяющему подменять понятия и воспринимать расчленение соседней, прежде братской страны, как "восстановление исторической справедливости"; - не рукоплещет вожаку, под патриотическим соусом ввязавшему страну в опаснейшую авантюру, способную стать для нее (и не только для нее) катастрофой; - уважает народ Украины и суверенитет Украинского государства и видит в украинцах друзей и равноправных партнеров, а на зависимого "младшего брата"; - не считает Европу и западный мир врагом России, а скорее наоборот, желает увидеть Россию органичной частью Европы и направить ее по Европейскому пути развития;
И вот с этой задачей, показать наше особое мнение, Марш Мира справился блестяще. Давно не было акции подобного масштаба, пожалуй с зимы 2012, с ее крупнейшими митингами и шествиями "за честные выборы". И снова, как и на те актуальные и искренние митинги, вышли не только политически-активные граждане и резиденты протестных акций, но и множество самых обыкновенных людей, совершенно далеких от политики, но которых происходящее задело за живое. Отсюда и такая массовость и такое количество креатива в плакатах, какого давно уже не наблюдалось:
Людей вышло много (моя оценка - не менее 30 тысяч) и это хорошо. Но плохо то, что этого по прежнему недостаточно, чтобы власть начала считаться с позицией таких людей, тех кто вышел и тех кто разделяет их взгляды. В особенности по такой беспроигрышной теме, как возвращение Крыма России с позиции сильного. Забрать обратно "по праву свое", да еще и попутно унизив тех, кто был назван врагами (якобы фашистская Украина и не то прогнивший, не то агрессивный запад). За это Путину многие могут простить все что угодно - и коррупцию, и неэффективную экономику и, разумеется, наступление на гражданские свободы (подобная "ерунда" в России вообще мало кого волнует), зато большинству он дает то, в чем оно так остро нуждается - возвращает ощущение величества и принадлежности к великой державе. Это примитивно, но это работает! Людей не заботит какой ценой достигается величие, реальными ли успехами страны или вероломным крысятничеством в отношении заведомо более слабого соседа, попавшего в беду. Достаточно соседа оклеветать, припомнить старые долги и со словами, что так для него же будет лучше и это чуть ли не помощь и защита, отобрать самое ценное. А что до этической стороны вопроса, законности и прочего, то все это объявляется вражескими выдумками, призванными ослабить великую Родину и не дать ей вернуть прежнее положение супердержавы - идея реванша во всей красе. Грустно, но люди охотно ведутся на все это. Я вынужден констатировать, что многие из моих друзей, коллег по работе и даже родственников полностью поддерживают действия России в Крыму и считают сопутствующие негативные факторы несущественными.
Это все к тому, что не только и не столько Путин виноват в этой ситуации, ведь Путин - это лишь очень хитрый и циничный политик, которому не откажешь в уме и смелости, но который лишен моральных принципов и который не пытается сделать людей лучше, а лишь использует их такими какие они есть для достижения своих целей. Были бы люди другие - он не смог бы ни стать лидером, ни удержаться у власти, ни тем более таким образом оттяпать у Украины Крым, но люди такие, что не только позволяют делать все это, но и признают его своим величайшим авторитетом и поддерживают, теперь уже практически во всем. Ну что сказать, значит российский народ в целом и такой правитель как Путин заслуживают друг друга. Но также это значит, что когда наступят последствия текущих резких шагов, то и винить народу будет некого, кроме самого себя, я уже писал об этом здесь .
А я, вообще, крайне наивный человек, как оказывается раз за разом. Например, несколько лет назад я искренне думал, что живу в правовом государстве и что если случится какое-то нарушение моих прав, то смогу элементарно защитить себя в суде, ага, конечно! Затем, в 2011 году меня зацепила тема (бес)честности выборов и я врубился в общественную жизнь, в наивной уверенности, что люди всего лишь не в курсе происходящего и сейчас мы им откроем глаза на жуликов и воров и, сметя негодяев могучим гражданским ураганом, заживем всей страной честно и прогрессивно, но реальность опять же оказалась несколько иной. Сравнительно недавно я прочитал книжку Дольника "Непослушное дитя биосферы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей.", это книжка по этологии, науке об инстинктивном поведении живых существ, в том числе и человека. Информация оттуда многое мне объяснила и подтвердила те догадки, что и так у меня стали появляться. Особенно доставляет глава 7я, "Этологические экскурсии по запретным садам гуманитариев", повествующая о природе власти. Несколько цитат оттуда:
"В главе о долгом детстве мы коснулись агрессивности детей и их склонности играть в иерархические игры. И заметили вскользь, что наклонность играть в эти игры не проходит, к сожалению, с возрастом. Более того, некоторые люди играют в них до старости, это становится смыслом их жизни. Причем играют они всерьез и включают в игру и нас с вами, и общество, и государство, и весь мир."
"Доминантность - это настырность Как вы поняли, победа в стычках достается не обязательно тому, кто сильнее. Она достается тому, кто агрессивнее - любит навязывать конфликт, много и умело угрожает, а сам сравнительно легко выдерживает чужие угрозы. В школе такого парня считают настырным. Ему уступают отчасти потому, что «неохота связываться». Мы должны ясно понимать эту особенность доминирования. В человеческом обществе она зачастую приводит к тому, что верх в группе получает «пахан». К этому добавляется еще одно обстоятельство. Небольшой по росту и слабый парень в детстве проигрывал стычки (потому что у детей сила важна, они ею меряются). В результате в нем накопился страшный заряд нереализованной агрессивности и желания как-нибудь оказаться наверху. Став взрослым, он начинает борьбу за свой ранг «взрослыми» способами, действуя интригами, травлей и т.п. Если такому недомерку удается захватить власть, он распоряжается ею безобразно. Люди давно заметили, что многие тираны ростом невелики, а в детстве их много били сверстники." Никого вам не напоминает это описание из книжки бородатого, допутинского года?
"В стихийных уголовных шайках «пахан» тоже обычно окружен «шестерками». То же срабатывает и на государственном уровне: тиран, окруженный сатрапами, отличительные черты которых - преступность, аморальность, трусость, подлость и агрессивность к нижестоящим. Древние греки называли такую структуру охлократией - властью наихудших. Раньше мы выяснили, что программа образования союзов в пределах одного ранга, существующая и у человека, не позволяет удерживать власть в одиночку. Но если ей будет противостоять программа набрасываться скопом на тех, кого атакует доминант, то у нас появляется возможность удержать власть в одиночку; небольшому союзу субдоминантов не устоять против атаки доминантов, поддержанной всеми подавленными в стаде. Вот мы и получаем механизм, создающий тирана, опирающегося на «народ». Все тираны держат сильных личностей в повиновении, постоянно угрожая им скорой расправой низов."
"У историка и этолога противоположное восприятие мощных автократических и тоталитарных государств прошлого и настоящего. Для историка эти многоступенчатые иерархические образования - достижения разума, блестящей организации гениальных царей и полководцев. Они возвышаются над организациями прочих племен и народов, как египетские пирамиды над барханами песка. Для этолога - это примитивные самообразующиеся структуры, просто разросшиеся до гигантских размеров. Их построили не гении, а «паханы». Самосборка геометрически совершенных структур бывает и в неживой природе. Каждый мог наблюдать, как в насыщенном растворе самособираются красивые кристаллы. ... В силу присущих им инстинктивных программ люди самособираются в иерархические пирамиды, это для них так же неизбежно, как для солей в растворе или паров воды в охлаждающемся воздухе. Если будет задействован весь ряд иерархических программ, люди могут образовать огромную по масштабам, но примитивную по устройству структуру соподчинения - тоталитарную империю. Эта структура совсем не обязательно самая выгодная для каждого человека и всех вместе и самая эффективная и правильная из того, что люди могли бы создать. Это всего лишь самый простой результат действий, как скатиться в воронку."
"для успешного построения такого государства ему нужно предоставить (или оно должно взять само) неограниченные полномочия над людьми, оно должно стать выше законов, даже собственных. В XX веке Муссолини, Гитлер, Ленин, Сталин и их многочисленные последователи осуществили на практике теорию этатического тоталитарного государства во всей мощи и блеске. Эти гигантские эксперименты на сотнях миллионов людей показали, что на основе тотального подчинения общества иерархическому принципу и обезьяньих инстинктов образуется пожирающее людей чудовище. Оно несравненно безобразнее тех обществ, в которых жили, руководствуясь теми же инстинктами, но в других условиях предки человека. К сожалению, опыт мало что дает человечеству. Поэтому тоталитарные режимы будут возникать снова и снова, если с ними не бороться. Ведь они регенерируют и самособираются. Можно сказать, что Аристотель понимал, что авторитарные государства используют для своего утверждения и самосохранения цемент ненависти. Они воспитывают в своих подданных не дух высокой добродетели, совсем не чуждый человеку, а дух низменной ненависти к в значительной мере вымышленным врагам, внешним и внутренним. В глубокой древности авторитарные режимы нашли и все три возможных объекта, три меньшинства, на которые демагоги и правители направляют ненависть подданных: инородцы, иноверцы и богатые вкупе со знатными. В XX веке нацистское государство использует для разжигания ненависти инородцев, фундаменталистское государство - иноверцев, а коммунистическое - буржуев."
"Может ли демократический строй возникнуть сам собой, на основе инстинктивных программ? Конечно, нет. Это продукт разума, продуманная система коллективного воспрепятствования образованию иерархической пирамидальной структуры, вершину которой увенчивают особи, жаждущие власти. Демократию нужно все время поддерживать политической активностью граждан, не позволять пробраться к власти «паханам» и «шестеркам». Древним грекам не удавалось удержать полис в состоянии стабильной демократии. Рано или поздно, опираясь на поддержку недовольных, власть захватывал очередной вожак и устанавливал авторитарный порядок - тиранию. Со смертью тирана его менее решительные преемники образовывали олигархию - «коллегиальную власть наилучших», которая постепенно ослабевала настолько, что удавалось восстановить демократию. Аристотель очень точно описал этот кругооборот: демократия сменяется тиранией, та - олигархией, а последняя - опять демократией. Возможность «хождения по аристотелеву кругу» существует и в наше время, но оно не столь неминуемо, как в греческих полисах, потому что каждая форма правления научилась себя защищать. Демократическое общество независимо возникло и долгое время существовало в Древнем Риме, где оно было прекрасно оформлено юридически. Римляне нашли более эффективный, чем жребий, метод занятия руководящих должностей - выбор посредством избирательной кампании; тот же способ применялся для заполнения представительных коллегиальных органов. Римская демократия деградировала из-за непомерного расширения границ владений этого города-государства. В условиях подчинения Риму все новых народов демократическая система вырождалась в централизованную имперскую, а в империи демократия неэффективна и потому долго существовать не может."
Ну что же, сравнивая теорию из книжки с текущими событиями в нашем обществе, параллели видны невооруженным глазом. Ну а выводы можно сделать достаточно неутешительные. Если наше общество оказалось не способно принять более прогрессивное общественное устройство и в который раз оказалось под властью пахана, то оно безусловно столкнется и с последствиями выбора этого отсталого цивилизационного пути. И в будущем, безусловно, у него будет новый шанс выбрать более прогрессивную форму, но уже не "по хорошему", когда о необходимости этого твердил безобидный "креативный класс" с белыми ленточками, а "по плохому", когда последствия выбора неоптимального пути приведут страну к большой беде и станут очевидны всем. Ну или когда пахан закончится естественным образом. Но в любом случае, перспективы не очень хороши, поскольку Россия при своих размерах и национальном составе - это все же империя, а согласно крайней цитате "в империи демократия неэффективна и потому долго существовать не может". Текущее понимание всего этого не то чтобы разочаровывает меня в народе, но убеждает в бессмысленности стараний что-либо делать "ради народа". Это в некотором роде сродни попытки "метать бисер перед свиньями" и "бежать впереди паровоза". Общество должно сперва созреть для изменений и тогда оно само все и сделает.
И с этим не все так плохо, хотя бы потому, что:
"К счастью для нас, иерархические программы - не единственные программы общения, заложенные в нас когда-то естественным отбором. Есть альтернативные программы, на основе которых мы можем строить иные отношения. Такое поведение называется альтруистическим."
"Этологи обнаружили, что у некоторых видов общественных животных некоторые особи уклоняются от иерархических стычек. И не потому, что боятся. Просто для них это как бы не представляет интереса. Для многих людей иерархическая борьба тоже не интересна. У них есть иные ценности и иные способы самоутверждения."
На мой взгляд, именно такие, низкопримативные люди (с преобладанием разумного поведения над инстинктивным) составляют основу той другой России, что составляет сейчас оппозицию Путину и в основном такие люди выходили на Марш Мира. Благодаря наличию в стране таких людей, хоть и не в преобладающем пока, но все же в значительном количестве, у России есть шанс вырваться из мракобесия и двинуться в сторону прогрессивного развития. Вряд ли прямо сейчас, но как только для этого сложатся подходящие условия.
Для того и делаю свой репортаж о Марше Мира, чтобы не только сами участники знали это, но и можно было показать кому угодно, что люди с независимой позицией есть и что их не мало. В особенности, важно донести это до украинцев, поскольку в ответ на нашу лживую пропаганду у них разворачивается ответная антироссийская пропаганда (что поделать, таковы законы информационной войны) и надо научить их разделять Путинскую Россию как агрессора и ту часть российского народа, что никак эту агрессию не поддерживает.
Итак о Марше Мира. Собственно, рассказывать не буду, все и так в курсе, что это была за акция и чему посвящалась. Лучше покажу, какой ее увидел я. Основной видеоролик, чуть меньше получаса. Первые 10 минут шествие, затем подборка фрагментов выступлений с митинга и его резолюция:
Ну и, наконец, сферическая панорамка (360 градусов) митинга из пресс-зоны. Люблю я снимать подобные вещи, возни с ними много, зато позволяет запечатлеть все место действа.