Jan 05, 2013 22:05
С некоторым ужасом наблюдаю за своей френдлентой в фейсбуке, которую заполонили Депардье и примкнувшая к нему Бардо (даже в ЖЖ какие-то клочья заносит). Даже люди, вроде бы, неглупые постят и перепощивают комментарии, фотожабы, ссылки и т.д. Казалось бы, как можно здравомыслящему человеку на это тратить время и внимание? А ведь тратят.
Тем не менее, возникает вопрос: почему? Почему выходка клоуна и лицедея вдруг приобретает - всерьез! -столь мощное политическое и общественно звучание?
Мне кажется, это отчасти связано с особой квазирелигиозной функцией артиста (художника) в обществе Нового времени. Да простят меня сторонники всего светлого и прогрессивного, но в мрачном Средневековье, с моей мракобесной точки зрения, имела место, по меньшей мере, одна очень хорошая черта, а именно: художники, музыканты, поэты и прочие артисты рассматривались всеми остальными жителями в качестве ремесленников, таких же, как какие-нибудь столяры или горшечники. Если они выполняли свою работу хорошо, то получали хорошие доходы, если плохо - то влачили жалкое существование. Некоторые из них были выдающимися творцами - как бывают выдающиеся повара или выдающиеся портные. Но у самой профессии не было никакого священного ореола.
Ситуация изменилась после того, как в эпоху гуманизма адепты обновленного язычества и магизма повели идеологическую атаку на средневековое мракобесие. В ходе этой атаки людям искусства постепенно стал придаваться статус "проводников к высотам духа", "связующего звена с высшей реальностью", "открывателей нового и неведомого" и т.п. - то есть, по сути дела, статус медиума или шамана. Иными словами, поскольку без мракобесия никак обойтись не получалось, было придумано Новое мракобесие - культ Искусства и Художника - которое проходит сквозной темой через все Новое время.
Именно эта гуманистическая вера в медиумическую или шаманскую функцию человека искусства, на мой взгляд, является глубинной основой повышенного внимания к мнениям или поступкам выдающихся артистов и художников, именно она объясняет их роль "властителей дум". Разумеется, интеллигенция, будучи жреческой кастой этого культа (а также ряда других культов) в наибольшей степени подвержена массовым психологическим реакциям того рода, который мы сейчас наблюдаем.
Я, как мракобес, враг всего светлого и прогрессивного и друг всего темного и реакционного, выражаю надежду, что уже в скором времени мрак одержит победу над светом, искусство опять превратится в обычную профессию, призванную обслуживать желания потребителей, а мнение выдающегося артиста Жерара будет значить столько же, сколько мнение выдающегося автомеханика Васи или выдающегося дворника Насрулло.
политическая религия,
размышлизмъ