Небольшой тест-драйв больших камер

Apr 10, 2017 14:58

Оригинал взят у podakuni в Небольшой тест-драйв больших камер



Про новую среднеформатную камеру FUJIFILM GFX 50S я уже довольно подробно писал ранее. Сегодня хочу рассказать про первые сравнения, которые мне удалось сделать с этой камерой. На мой взгляд, логичнее всего было столкнуть лбами 50S с одноклассниками, чтобы понять, насколько камера получилась удачной по сравнению с прямыми конкурентами. Что я и сделал при поддержке фотомагазина "Кутузов-фото", в котором, похоже, есть всё, от простых зеркалок, до навороченных систем большого формата.

Сравнивал вот с такими камерами:

Hasselblad H6D-50с
CMOS
43.8×32.9 мм
50 Мп
HC 2.8/80

Pentax 645Z
CMOS
43.8×32.8 мм
51.4 Мп
HD Pentax-D FA645 Macro 90mm F2.8ED AW SR

Leica S2
CCD
45×30 мм
37.5 Мп
Summarit-S 70mm ASPH. f/2.5

Все с матрицами, практически такими же по размеру, как у 50S (43.8×32.8 мм, 51.4 Мп). Только у Leica матрица размером 45×30 мм, она производства Kodak и выполнена по старой технологии CCD. Впрочем, у неё есть свои поклонники, которые боготворят её "тёплый ламповый цвет".

Сразу хочу сказать, что у меня не было желание делать какие-то попиксельные сравнения техники, считаю, что с этим отлично справляются многие, ну, например, dpreveiew.

Впрочем, эту тему ещё можно обсуждать, пишите в комментариях, какой тест хотелось бы сделать, организую. Мало того, думаю, что можно было бы сделать стрим, в котором устроить сравнение камер вживую! То есть, например, вы пишите что и как снять, я снимаю онлайн и кадры прямо сразу выкладываю в Сеть, на какой-нибудь файлообменник. Как идея, м?..

Тут я лишь хотел понять для себя, что вот если переходить на цифровой средний формат, то что лично мне будет ближе, удобнее, проще? Обязательно ли надо брать Hasselblad по цене хорошего авто? Или может стоит обратить внимание на уже проверенный временем 645Z? Или вообще взять Leica с её "магией красного кружочка"? И как вписывается в эту компанию новичок 50S? То есть, тут речь пойдёт о субъективных ощущениях в первую очередь. Ну, это я так, предупредил. Поехали!


1. Цена, вес и габариты



На квартиру в Москве хватил, полагаю =: )

Первый вопрос, который всех волнует, конечно, же это цена. Распределение тут выглядит так (официальные цены за боди):

FUJIFILM GFX 50S
420.000 рублей

Pentax 645Z
450.000 рублей

Leica S2
1.150.000 рублей

Hasselblad H6D-50c
1.750.000 рублей

Если говорить про габариты и вес, то, разумеется, для таких камер это не очень-то важные параметры, потому что обычно их перевозят в багажнике в специальных кофрах. На крайний случай - в сумках, но тоже в багажнике. Легче или тяжелее аппарат - для таких систем не так критично, как, например, для тревел-камер.

Впрочем, когда дело доходит до съёмки, тогда камеры всё же оказываются в руках. =: ) И вот тут становится очевидно, что по весу выигрывает (причём, с ощутимым отрывом) новичок 50S! Без объективов (но с аккумуляторами) вес камер распределяется таким образом:

FUJIFILM GFX 50S
825 граммов

Leica S2
1410 граммов

Pentax 645Z
1470 граммов

Hasselblad H6D-50c
2115 граммов

Для сравнения, вес Canon 5Ds - 930 граммов. То есть, среднеформатный 50S весит даже меньше, чем не самый большой фуллфрейм (например, 1Dx весит ещё больше). Казалось бы, камера на съёмку едет в багажнике, это не в горы лезть же с фотоаппаратом! Тем более, что средним форматом часто вообще снимают со штатива, в руках камеру не так много держат. Но для перехода с 35-мм камер лично мне бы хотелось сохранить общую модель поведения при съёмке. А это значит, что использование штатива - редкость, чаще съёмка с рук. И тут небольшой вес системы выглядит очень привлекательно.

Далее - габариты. Без объективов размеры фотоаппаратов выглядят так:

FUJIFILM GFX 50S
148×94×91 мм

Leica S2
160×120×81 мм

Pentax 645Z
156×117×123 мм

Hasselblad H6D-50c
153×131×205 мм

Впрочем, это голые цифры. Если говорить о субъективных ощущениях, то тут самым компактным в руках представляется S2, потом идёт 50S, потом H6D и завершает ряд монструозный 645Z. При том, что по цифрам всё не совсем так. Надо ли говорить, что тот же Canon 5Ds имеет габариты 152×116×76 мм и по ощущениям в руках он воспринимается одинаково с 50S? Думаю, это понятно и из предыдущих постов про GFX.

Опять же, тем, кто постоянно по работе использует среднеформатную технику, эти размеры те так уж и важны, полагаю. Ну, будет сумка с камерой побольше или поменьше - какая разница?.. А вот людям, которые переходят с 35-мм техники, могут быть довольно критичны не только вес, но и габариты фотоаппаратов. Хотя бы просто потому, что в руках камеры будут лежать привычно. Впрочем, подробнее об этом чуть ниже.

2. Эргономика

Тут уже чистый субъективизм. По моим ощущениям в руках лучше всего лежит 50S:


FUJIFILM GFX 50S в руках у artuom

У него отличный хват и в горизонтальном положении, и в вертикальном. Есть, конечно, несколько моментов, которые мне не очень нравятся. Это настройка поправки экспозиции маленькой, тугой кнопочкой и колёсиком, про которые я уже писал ранее. Ещё это неудачно расположенные кнопки просмотра изображений и удаления фото. И ещё - крайне неудобный и тугой замок откидного экранчика, который нужно сдвинуть для поворота его в горизонтальной плоскости:


Эргономические просчёты FUJIFILM GFX 50S

Впрочем, всё, кроме замка экрана, можно решить перепрограммированием кнопок, это на GFX делается элементарно. В остальном всё супер! Задний экран самый большой по размерам (3.2") и по разрешению (2.360.000 точек, то есть 1024×768):


Визирование по откидному экрану FUJIFILM GFX 50S



Визирование по откидному экрану FUJIFILM GFX 50S

И при этом поворачивается не только в горизонтальной плоскости (как у 645Z), но и в вертикальной (конструкция взята от камеры X-T2):


Поврот экрана FUJIFILM GFX 50S в горизонтальной плоскости

Верхний экранчик выполнен по технологии, которая используется в электронных книгах, он практически не потребляет энергию и поэтому может работать всегда, даже когда сама камера выключена. Самое прикольное, что этот экранчик программируется и на него можно выводить только ту информацию, которая вам интересна:


Верхний программируемый экранчик FUJIFILM GFX 50S

Меню у 50S точно такое же, как у других камер FUJIFILM, принцип настроек одинаковый, считаю, что это огромный плюс. Те, кто снимал ранее на камеры X-серии, вообще не ощутят дискомфорта от перехода на среднеформатную камеру. Тачскрин хорошо использовать при просмотре фото: можно легко увеличить снимок, удобно листать кадры и всё такое прочее. При наведении на фокус мне показалось удобнее пользоваться джойстиком.

На второе место по удобству работы я бы поставил H6D. Хват как, прям, для меня и делался! H6D очень удобная камера:


Hasselblad H6D-50c в руках

Всё хорошо, все основные кнопки там, где нужно, хотя, конечно, к логике управления надо привыкать. Правда, тут есть ещё одна небольшая оговорка - камера безоговорочно удобна для обычного горизонтального (пейзажного) кадра. Но если надо снимать вертикальный (портретный) кадр, то всё уже не так удобно, на мой взгляд.



Вертикальный хват Hasselblad H6D-50c

Ещё сомнения вызвал сенсорный экран (3", 920.000 точек, то есть - 640×480). Нет, что на него наконец-то стали выводить управление всеми дополнительными настройками, это очень правильно, я давно про это твержу. Наглядно и удобно:


Задний сенсорный экран Hasselblad H6D-50c

Но вот реакции на прикосновения у этого экрана могли бы быть и получше... Нередко тыкаешь в одно, а попадаешь в другое. Или скроллишь меню, а в результате оно не пролистывается, а выбирается пункт, который не хотел настраивать. Кстати, та же проблема была с Hasselblad X1D, когда я его щупал на выставке. Там тоже очень клёвое меню настроек, но сам экран был глюковат: то не срабатывал на прикосновение, то выбирался не тот пункт, в какой целился. Тогда я это списал на "предсерийность". Мол, настроят ещё, доведут до ума... Ан нет. На серийной камере всё то же самое.

На третье место я бы поместил Pentax 645Z:


Pentax 645Z в руках

Выглядит он, конечно, по современным меркам реально монструозно: здоровенный аппарат, задняя часть буквально усыпана самыми разнообразными кнопками и крутилками, буквально места свободного нет, сверху большой олдскульный дисплей:


Pentax 645Z, вид сзади

Сами кнопки крупные, их можно легко нажимать большими пальцами или в перчатках. Но расположение кнопок выглядит несколько хаотичным. Хотя, разумеется, это вопрос привычки... Особенно изумляет включение LiveView через нажатие двух кнопок сразу - это кто вообще придумал-то?.. Да-да, в этом месте ожидаю реакции пентаксолюбов, которые сейчас аргументированно докажут, что так включать съёмку по экрану удобнее всего и я просто ничего не понимаю. =: ) Держать 645Z довольно удобно, хотя ощущается некий дисбаланс, особенно когда начинаешь нажимать на управляющие кнопки. Меню и настройка камеры привычны для тех, кто снимал на зеркалки, особенно на Pentax - тут всё практически идентично. Наклонный экран (3.2", 1.070.000 точек) весьма помогает при съёмке с нижней или с верхней точек.

Самая неудобная камера тут Leica S2:


Leica S2 в руках

Именно что "неудобная", ибо тут не об "удобстве" можно говорить, а об "неудобности". Красивый на вид корпус оснастили слишком маленьким приливом для хвата руки, камеру непросто держать опущенной вниз. При этом и в горизонтальном положении всё тоже не очень хорошо - корпус стремится выскользнуть из пальцев под воздействием тяжести. Страшно подумать даже, что будет, если, например, взять камеру в потные ручонки! Которые, кстати, моментально могут вспотеть, если узнаешь цену на фотоаппарат. =:) Шутки шутками, но держать S2 действительно неудобно. Экранчики (что верхний, что задний) - самые маленькие среди представленных моделей и обладают самым низким разрешением. При этом задний экран (3", 460.000 точек) не поворачивается и без тачскрина... В общем, тут всё напоминает нам о том, что S2 впервые была представлена в 2008 году, аж 9 лет назад - вечность по фотографическим меркам! Управление выведено на четыре кнопки по краям заднего экрана и требует изрядной перестройки сознания:


Работа с меню Leica S2 требует перестройки сознания

Впрочем, когда оно перестроится, то меню начинает выглядеть довольно логичным и понятным. Даже, можно сказать, аскетичным и предельно простым, "чистенько, но бедненько". =: )

Отдельных лучей ненависти заслуживает выключатель камеры. Во-первых, он расположен не в самом удобном месте. А во-вторых, он имеет три положения: OFF (камера выключена, разумеется), FPS (Focal Plane Shutter, в этом положении фотоаппарат делает снимки при помощи встроенного фокального затвора) и CS (Central Shutter, в этом положении S2 снимает при помощи центрального затвора, встроенного в объектив):


Вредный выключатель Leica S2

Разумеется, первое время я постоянно промахивался и включал камеру не в то положение. Привыкнуть можно, я думаю, но весьма раздражает. А главное - нет этому разумного объяснения: на корпусе столько свободного места, разве нельзя было сделать отдельный переключатель для этой функции?..

3. Съёмка

Впрочем, хватит крутить фотоаппарат в руках, за работу!



Автофокус

Первое, что буквально бросается в глаза - это автофокус. У зеркальных H6D, 645Z, S2 большие, светлые оптические видоискатели, в которых по центру сиротливо скучковались точки фазового АФ... Особенно грустно всё у S2 - там, считай, что только одна центральная точка фокусировки и есть:


Видоискатель Leica S2

Но и у H6D с 645Z всё не сильно лучше. Про фокусирование по углам изображения без серьёзного перекадрирования можно смело забыть. Съёмка с нижнего ракурса, например, от уровня пола, превращается в спартакиаду по отжиманиям и лежанию на животе.



Съёмка с нижнего ракурса на GFX 50S

Съёмка с верхних ракурсов требует стремянки. Цирк с конями, да и только. Сам АФ на этих зеркальных камерах медленный, хотя и довольно точный. Фокус в LiveView есть только у 645Z, но, надо сказать, что это по большому счёту слёзы не АФ... Настолько всё медленно и неочевидно, что можно считать, что его и нет...

Прямой противоположностью тут выглядит 50S. ЭВИ, не смотря на своё довольно большое разрешение (3.690.000 точек, что соответствует разрешению 1280×1024), конечно, не может сравниться с большими оптическими видоискателями конкурентов. К тому же, при наведении на фокус, детализация в ЭВИ ещё и временно понижается, что несколько раздражает людей, привыкших к ОВИ. Зато 50S позволяет при помощи тачскрина или джойстика быстро выбрать любую зону кадра для наведения на резкость. Хоть в центре, хоть у самого края. Саму зону можно заметно увеличить в размерах, или уменьшить до крохотной точки для попадания в сложных сюжетах. В ЭВИ можно видеть картинку со всеми настройками, в том числе удобно контролировать экспозицию при съёмке с постоянным светом. Съёмка с уровня пола элементарно осуществляется по экранчику, как и фотографирование с верхнего ракурса. Автофокус довольно быстрый и, разумеется, точный. Красота!

Конечно, есть и ложка дёгтя в бочке мёда автофокуса 50S. В условиях слабого освещения или при сильном контровом свете контрастный АФ чаще и дольше елозил, а то и наводился мимо. Справедливости ради, в подобных условиях фазовая фокусировка представленных конкурентов вообще практически не работала. Но, всё же, у фотографов, избалованных хорошим АФ современных 35-мм зеркалок и топовых беззеркальных камер, такая работа системы автофокуса может вызвать недоумение.

Съёмка динамичных сюжетов



GFX 50S | GF63mmF2.8 R WR | f/8 | 1/125 | ISO 100

Вторая тема, которая, думаю, понятна тем, кто снимает на средний формат - это сложность работы с динамичными сюжетами. Поясню. У среднеформатных зеркальных камер большая не только матрица, но ещё и огромное зеркало. И при подъёме оно может сотрясать всю камеру. Это так называемый "mirror shock". Он встречается и на 35-мм камерах. Например, особенно сильно от него страдает Nikon D810. Чтобы избавиться от его последствий, у H6D зеркало поднимается немного заранее. Время предподъёма настраивается в отдельном пункте меню, и, в принципе, от него можно и отказаться, рискуя получить микросмаз на фото. Так вот, если перед вами стоит задача снять какой-то динамичный сюжет, то при нажатии на кнопку спуска снимок получается не сразу, с большой такой задержкой. Нажимать на спуск надо си-и-и-ильно заранее... Что в динамичной съёмке приводит к непредсказуемым результатам. Ещё один момент следует помнить снимая на H6D: самая короткая выдержка там составляет 1/2000 секунды. Не сказать, чтобы как-то очень коротко по современным меркам.

У 645Z и S2 нет автоматического предподъёма зеркала, там оно просто относительно долго поднимается. Поэтому задержка при съёмке динамичных сюжетов есть, но к ней можно приноровиться. Просто надо нажимать на кнопку чуть заранее. И надеяться на то, что mirror shock не проявится в виде микросмаза на снимке. Самая короткая выдержка на этих камерах такая же, как и у 50S - 1/4000 секунды. Но у FUJI в запасе есть ещё электронный затвор с выдержкой до 1/16000 секунды! Правда, динамичные сюжеты с ним тоже лучше не снимать по причине заметного rolling shutter. Зато этот электронный затвор абсолютно беззвучный, что может быть полезно в некоторых ситуациях.

Забавно наблюдать, как тут зеркалки и беззеркалки меняются ролями. У 50S при съёмке динамичных сюжетов нет никаких запаздываний, не нужно ни к чему приноравливаться. У камеры нет зеркала, поэтому ничего не сотрясается при фотографировании. Просто нажимаешь на кнопку и получаешь снимок ровно тогда, когда нажал на спуск. Красота!



GFX 50S | GF63mmF2.8 R WR | f/8 | 1/125 | ISO 100

Ах, да! Ещё один момент, который следует помнить при съёмке динамичных сюжетов. У зеркальных камер точки АФ, как я уже писал ранее, расположены только в центре поля кадра, так что с наведением на фокус, ну, например, на лицо танцующего человека будут те ещё сложности. Снимать придётся одновременно и с упреждением, и с перекадрированием. Не сказать, чтобы это было невозможно, но такая съёмка довольно сильно выматывает и фотографа, и модель.

Детализация и качество изображения



GFX 50S | GF63mmF2.8 R WR | f/8 | 1/40 | ISO 100

Этот раздел не очень большой, как это ни странно. Потому что про качество результата со всех этих камер представление у меня уже есть, мало того, про это написано очень много на разных других сайтах. Интересно было посмотреть на их работу рядом друг с другом. Ну и особенных сюрпризов не получилось.

Матрицы у камер примерно одинаковые, пишут даже, что чуть ли не одного производителя. Так что при детальном рассмотрении у 50S, H6D-50c и 645Z картинка получилась очень близкая по всем параметрам. Разница лишь в цвете, особенно заметная, если использовать фирменные профили плёнок FUJIFILM. Ну и ещё - фото с 50S показались чуть чётче в деталях, но такое ощущение, что это результат работы шарпа.

По-прежнему меня радует как работает 50S на высоких ISO. На мой взгляд - это песня:


GFX 50S | GF120mmF4 Macro R LM OIS WR | f/4 | 1/70 | ISO 12800



100% кроп из предыдущего кадра

ISO 12800! Карл! 120 мм с рук! На средний формат! И можно в глазу отражение разглядывать. По-моему, это просто супер.

Ожидал, что S2 тут покажет себя аутсайдером, но в студийной работе этого не произошло. Старушка держится весьма достойно, особенно, если не задирать ISO.

В общем, если смотреть на результаты, то можно сказать, что тут паритет у всех камер и лишь S2 стоит несколько в сторонке из-за своей устаревшей матрицы (да и то, это касается съёмок с высоким ISO).

4. Некоторые выводы



Простите, но прямо как слышу треск разрывов: "ну, конечно, что можно было ожидать, разумеется у него FUJIFILM оказался лучше всех!" Но, блин, давайте положа руку на сердце, в этом раунде 50S показывал отличное качество, которое эквивалентно тому, что выдаёт признанный гранд этого сегмента (H6D-50c), при этом он ожидаемо компактнее и легче (чем все представленные тут зеркалки), он намного удобнее, и, что самое важное, он не воспринимается в работе как фотоаппарат среднего формата со всеми вытекающими из этого особенностями (совершенно иной ритм работы, съёмка со штатива, слабый АФ, танцы с бубнами в настройке, постоянная возня со светом и так далее). При этом он ещё и сильно дешевле, чем те же H6D-50c или S2, а с 645Z примерно одной стоимости. И что мне сказать? "Нет, ребята, Хассель лучше, хотя он тяжелее, медленнее, у него хуже АФ, у него нет защиты от непогоды и он в несколько раз дороже, хотя и снимает практически так же, но вы возьмите его, ибо..." Ибо, что, кстати?.. Какие аргументы? Или надо сказать "Берите 645Z, он стоит примерно столько же, снимает почти так же, но при этом он ощутимо больше и тяжелее, у него слабый АФ и бестолковый LiveView..."? Так надо сказать?.. Впрочем, может, я что-то упустил. Тогда подскажите мне. =: )

В заключении я хотел бы сказать, что главное преимущество 50S я вижу тут в том, что эта камера очень живая, она во многом в работе воспринимается как привычные многим фотоаппараты 35-мм формата. Это означает, что если есть такая необходимость перейти на средний формат, то при прочих равных я бы брал именно FUJIFILM GFX 50S. Переход в другую лигу с этой камерой не требует перестроения отлаженного съёмочного процесса и отказа от привычного ритма работы. Вы просто снимаете на более серьёзную камеру и всё. По мне, так это просто замечательно!

5. Несколько кадров



Далее - несколько кадров, снятых на FUJIFILM GFX 50S в разных условиях:


GFX 50S | GF63mmF2.8 R WR | f/2.8 | 1/60 | ISO 800 | свет из окна



GFX 50S | GF63mmF2.8 R WR | f/2.8 | 1/60 | ISO 500 | свет из окна



GFX 50S | GF63mmF2.8 R WR | f/2.8 | 1/210 | ISO 200 | свет из окна



GFX 50S | GF63mmF2.8 R WR | f/8 | 1/125 | ISO 100 | студинйый свет



GFX 50S | GF63mmF2.8 R WR | f/8 | 1/125 | ISO 100 | студинйый свет



GFX 50S | GF63mmF2.8 R WR | f/8 | 1/125 | ISO 100 | студинйый свет



GFX 50S | GF63mmF2.8 R WR | f/3.6 | 1/105 | ISO 3200 | свет из окна



GFX 50S | GF63mmF2.8 R WR | f/5.6 | 1/70 | ISO 100



GFX 50S | GF120mmF4 Macro R LM OIS WR | f/5.6 | 1/100 | ISO 5000



GFX 50S | GF63mmF2.8 R WR | f/2.8 | 1/100 | ISO 1250



GFX 50S | GF63mmF2.8 R WR | f/2.8 | 1/100 | ISO 6400 | пилотный свет



GFX 50S | GF63mmF2.8 R WR | f/2.8 | 1/100 | ISO 8000 | пилотный свет



GFX 50S | GF63mmF2.8 R WR | f/2.8 | 1/100 | ISO 6400 | пилотный свет



GFX 50S | GF120mmF4 Macro R LM OIS WR | f/8 | 1/100 | ISO 100 | студийный свет



GFX 50S | GF63mmF2.8 R WR | f/2.8 | 1/170 | ISO 100



GFX 50S | GF120mmF4 Macro R LM OIS WR | f/4 | 1/800 | ISO 200



GFX 50S | GF120mmF4 Macro R LM OIS WR | f/4 | 1/300 | ISO 200



GFX 50S | GF120mmF4 Macro R LM OIS WR | f/11 | 1/100 | ISO 200

6. RAW-ы для самостоятельного изучения

Не все камеры, увы, были сразу, поэтому немного вразнобой. И ещё раз - у меня не было задачи делать парные снимки. Если будет запрос на такое, то, конечно, сделаю. Итак, несколько сэмплов:

FUJIFILM GFX 50S

Hasselblad H6D-50c

Leica S2

Pentax 645Z










Пишите в комментариях, какой тест хотелось бы сделать, всё можно организовать. Мало того, думаю, что можно сделать стрим, в котором устроить сравнение камер вживую: то есть, например, вы пишите что и как снять, я снимаю онлайн и кадры прямо сразу выкладываю в Сеть, на какой-нибудь файлообменник. А пока не переключайтесь, скоро будут ещё сравнения!

фототехника, фотографу на заметку, репост

Previous post Next post
Up