Об "ЭКСПО 2020" в Екатеринбурге

Nov 29, 2013 22:24




Леонид Салмин

Красивый счетчик «ЭКСПО 2020», два года питавший город Екатеринбург предвосхищениями грядущего счастья, в одну ночь обнулился до «ЭКСПО 0000». На беспощадном, но всегда точном по смыслу языке индустриальной окраины это значит - «Обломись!» Или еще точнее - «Не раскатывай губу, халявы не будет»… И СЛАВА БОГУ! Ибо вера в бесплатное чудо, в нежданный ошеломительный фарт в наших суровых твердокаменных землях сильна, как нигде. И в этом наша беда. Ведь нежданный фарт - это всегда нечто внешнее, случайное, не прожитое, не понятое и не заработанное трудами рук и души. А, значит, бессмысленное, поперечное судьбе. При всей своей внешней соблазнительности такой нечаянный ресурс - стремителен и разрушителен, как метеорит, прилетающий изнеоткуда (и хорошо, если падающий в болото, как недавний космический пришелец - прославивший, но не разрушивший соседний Челябинск). Воистину, блажен, кто (будь то человек или город) строит свое счастье собственными руками, кто каждодневно дает себе труд промысливать себя и свое место в мире и, не сходя с этого места, излучает энергию жизни в окружающее пространство и в грядущее время, кто имеет в сознании и в воображении образ своего будущего в качестве причины своего настоящего, кому достает воли делать будущее настоящим, а не наоборот… А в Екатеринбурге, за два года совсем уж было поверившем в неотвратимость судьбоносной ЭКСПО, все было как раз наоборот. Настоящее с его живыми ресурсами зарождающегося гражданского самосознания и человеческой инициативы, с запасами профессионального интеллекта и творческой энергии было задвинуто в угол, дабы дать просторную дорогу лапидарному в своей пустоте и бессмысленности чиновному образу будущего. Вся кирзовая промо-риторика прошедших двух лет - это приторный (и весьма недешевый) сказ о чудесном граде, на который (как на временную столицу «глобального разума») изливаются обильные потоки инвестиционного меда, отчего жизнь становится слаще сладкого. Но от переизбытка сладкого в будущем тошнит уже в настоящем. Никогда Екатеринбург не был городом «сладкой жизни», никогда и ничто не давалось ему легко. А посему глянцевый образ города, вдруг обретшего счастье мгновенно-сказочным образом, фальшив изначально. Ну не строится счастье города по чиновному чертежу. Крепость-завод строится, а счастье - нет. За 290 лет можно было это понять. Сколько ни говори «халва-халва», сколько ни натягивай циклопические баннеры с эмблемой ЭКСПО на рассыпающиеся архитектурные памятники уральского конструктивизма, ничего не изменится и не преобразится до тех пор, пока не преобразится мышление и воля самого екатеринбургского населения. Так вышло, что к запуску истории с ЭКСПО 2020 на берегах Исети я тоже два года назад приложил… даже не руку, а лицо. Мы с моими коллегами придумали тогда сценарий, по которому был снят целый промо-ролик, где я показывал свою семейную реликвию - медаль самой первой ЭКСПО, которую привез из Лондона один из моих предков. Это реальная медаль и реальная история. Я показывал ее с простой единственной мыслью: в XIX веке, за десять лет до отмены крепостного права, инициативные уральские люди - энергичные и предприимчивые - имели в своих головах позитивный образ будущего. Этот образ был причиной их победного участия в проекте ЭКСПО за тысячи километров от родного края. Благодаря их победам Урал обретал известность и славу. Конечно, ЭКСПО 2020 был бы серьезным шансом для Екатеринбурга. Но право на шанс (не говоря о праве на победу) нужно заслужить. До шанса нужно дорасти. И тут становится понятно, что счастье не зарабатывается опытом долгого и тяжкого подневольного труда, сколь бы праведным и самоотверженным этот труд ни был. Счастье делается опытом счастья и творческой свободы. Екатеринбург должен стать счастливым. Без всяких внешних причин. Просто так, сам по себе. Без волшебных финансовых вливаний, без ЭКСПО и футбольных чемпионатов. Этот город может быть счастливым. Один знакомый как-то в разговоре о знаменитом нереализованном проекте Дворца Советов, который планировалось построить в Москве на месте разрушенного Храма Христа Спасителя, сказал: - Думаешь Дворец Советов не был построен, потому что началась война?.. Нет. Это война началась, потому что Дворец Советов не мог быть построен. И правда, Екатеринбург проиграл ЭКСПО 2020 вовсе не по никчемности своей. А потому что он достоин большего. Этот город - суровый, измученный своим порой невыносимо тяжелым прошлым, достоин стать, наконец, городом свободной, счастливой, творческой жизни. Он достоин стать городом любви. А для этого не нужно иных шансов, кроме собственного желания…

Екатеринбург, Россия, перепост, пропаганда, экономика, политика

Previous post Next post
Up