Originally posted by
politnotes at
Европа может подождать"Работает машинка!". Наверное, именно такими словами реагировали в Кремле на события последней недели. И действительно, предварительный компромисс с Керри, достигнутый в ходе визита в Сочи, на данном этапе сработал на ура - процесс слива прогрессирует буквально не по дням, а по часам, а сихнронность между заключением иранской сделки и продавливанием нужных изменений в укроконституцию не оставляет сомнений относительно условий данного компромисса.
И пусть никого не смущает воинственная риторика обеих сторон и грозные заявления МИДа - пока это только дымовая завеса для внутренней общественности. Публичное отрицание и осуждение возможных уступок сопровождается на удивление быстрыми и эффективными взаимными уступками. А многочисленные желающие сорвать этот праздник слива отодвинуты на политические задворки.
Тем не менее, это не означает, что процесс полностью согласован и утверждён. "Модальности слива" по-прежнему остаются предметом торга, и в ходе этого торга наметились весьма любопытные подвижки.
Ключевым нерешённым до сих пор вопросом выступает проведение выборов в ОРДиЛО, а если начистоту, то вопрос, кто и как будет приводить русское быдло в укропское стойло. Американцы этим не заморачиваются вообще - по-видимому, данный вопрос в изначальный пакет не входил, поэтому, обеспечив глобальное решение в виде изменений в конституцию, они считают свою часть обязательств выполненной. Технические же детали и пути сохранение крысоморды перед электратом Вашингтон не интересуют. Согласились сливаться на условиях хунты? Будьте добры, сливайтесь.
Но у хунты в этом вопросе есть вполне чёткий и очевидный
план - приведение в стойло или на дипломатическом языке постконфликтное урегулирование должен выполнить ЕС путём направления миротворческой миссии.
Новый раунд вбрасывания этой идеи известным "сливным бачком" Карлом Бильдтом подтверждает тот факт, что идея направления миротворцев после временного перерыва снова вышла на повестку дня.
Интересно, как обе стороны подводят к тому, чтобы принять этот вариант как компромиссный. И Москва, и Киев публично выдвигают заведомо неприемлемые друг для друга условия и пугают друг друга возможной эскалацией, благодаря чему европейская миссия будет казаться вполне приемлемым промежуточным вариантом, причём как для урегулирования внутренних аспектов управления в ОРДиЛО, так и для передачи границы. Похоже, именно для того, чтобы согласовать детали этой миссии, и созванивались главы государств нормандской четвёрки дважды в течение прошедшей неделипосле почти двухмесячного перерыва и отмены ряда запланированных встреч на министерском уровне.
На это указывают и предпринятые или планируемые практические меры - отвод вооружений и
спешное создание буферной зоны. Отсутствие договорённостей о такой зоне не позволило быстро приступить к реализации идеи с миротворцами зимой. Но сейчас, кажется, условия для этого созрели.
Единственная проблема, возникающая на этом пути, - это время. Даже если приступить к процедуре формирования миротворческой миссии уже сейчас (а вряд ли Москва позволит направить её вне механизма СБ ООН), то в отведённые Минском-2 сроки осуществить всё урегулирование полностью, включая передачу границы, не удастся. Поэтому и возникает внезапная инициатива Мартина Шульца о продлении срока минских соглашений, которую сегодня
поддержали представители ДЛНР, а делегация Европарламента срочно вылетает в Киев утрясти нужные моменты.
Вообще, это довольно интересный прецедент в европейской бюрократии. То, что для согласования деликатных вопросов, которые сложно вынести в публичную плоскость, использутся различные неформальные или полуформальные каналы в обход официальной дипломатии, далеко не новость. Но вот использование для этих целей Европарламента, пожалуй, настоящее новшество в дипломатической практике ЕС. Тут надо учесть, что Мартин Шульц - не просто глава Европарламента, а представитель Германии. И хотя он номинально принадлежит и возглавляет социалистическое крыло ЕП, у него сложился довольно тесный и плодотворный контакт с Меркель, что проявилось в том числе в ходе компании по оказанию давления на Януковича в связи с делом Тимошенко. И поручение ему столь важной миссии говорит о том, что Меркель не доверяет официальным внешнеполитическим структурам ЕС (а возможно, и лично синьоре Могерини) и стремится держать процесс полностью под своим контролем.
Но сама по себе эта инициатива весьма симптоматична: продление срока реализации Минска-2 означает и сохранение в силе связанных с ним санкций, хотя при этом представляется как большая уступка Москве и её марионеткам. Это вполне укладывается как в проводимую Западом линию на
продолжение санкционного давления на РФ (что
подтверждает и сам Шульц), так и в линию Москвы на переведение процесса в политическую плоскость и, при невозможности достичь оптимального разрешения, максимальное затягивание и замораживание конфликта. Поскольку в Минске-2 говорится о передаче границы под контроль украинского правительства, то передача её под контроль миротворцев выполнением договорённостей не является. С этой точки зрения, идея с миротворцами - это тот самый инструмент, благодаря которому Запад сможет реализовать свою
ключевую политическую задачу на данном этапе - и ухода РФ с укры добиться, и санкции в силе сохранить.
Со стороны европейцев, это выглядит вполне логично, так как они уже на данном этапе достигли практически всех целей, которые ставились перед началом "вильнюсской авантюры": 1) вопрос ассоциации укропии почти решён, трёхсторонние переговоры
провалились, а возможность исключить укру из ЗСТ СНГ
заблокирована ближайшими союзниками Эрефии; 2) газовый вопрос тоже не вызывает особых беспокойств - транзит через укру сохранён, южнотурецкие потоки больше угрозы не представляют, контроль за трубой, правда, пока в руках Штатов через Сеню, но на этот счёт существуют специальные договорённости, а что касается газовых поставок, так хранилища исправно заполняются через реверс. На данный момент в них закачано 12,5 млрд кубов газа, а прошлой зимой, напомню, для бесперебойного транзита хватило 14 млрд. Правда, прошлой зимой укра закрывала на два месяца учебные заведения, и зима выдалась не очень суровой. Но даже для существенной подстраховки и доведения уровня запасов до 19 млрд нужен всего лишь
миллиард долларов, а это совсем некритическая сумма, тем более, что сегодня Еврокомиссия
выделила 600 млн евро макрофинансовой помощи.
В общем, подношение шкуры медведя для успеха переговоров по ТТИП и доступа на российский рынок практически состоялось. А поскольку электорального давления на лидеров ЕС в ближайшее время не ожидается (выборы во Франции и ФРГ по графику должны пройти в 2017 году), то они вполне могут продолжать текущую политику в отношении РФ до полного "сваривания лягушки". Европа может подождать. А Штаты?
Электоральный прессинг в Штатах вынуждает Вашингтон добиваться более значимого результата, чем перевод процесса в русло бесконечных политических препирательств. Тем кругам, которые подписались на план "уступки через компромисс", нужно будет представить своей общественности конкретный явственный результат, а их конкурентам - не допустить его представления или сорвать в ходе реализации. И пока от борьбы они не отказались, но для решающего обострения время ещё не пришло.
И тут надо понимать, что с точки зрения тех американских кругов, которые рассчитывают на срыв долгой стратегии или, по крайней мере, не хотят закрывать опцию внезапного силового удара хунты и по образцу Сербской Крайны, миротворческая миссия - совершенно ненужный и даже опасный поворот, закрепляющий необратимость подобного развития событий. Неслучайно Нуланд накануне внесения констуционного проекта заявила, что в случае своевременного выполнения минских соглашений ввод миротворцев не потребуется. Тем силам, интересы которых она реально представляет, это совсем не надо.
Конечно, можно сказать, что для горячих голов останутся ещё Приднестровье и Крым, уязвимость которых с вводом миротворцев на Донбасс возрастёт, но, подозреваю, в случае успеха дипломатического решения в Новороссии кремлины попытаются за оставшееся время найти аналогичное решение и по этим проблемным участкам. Ведь, как говорят отдельные эксперты, ближайшие полтора года - это последнее "окно возможностей" для стабилизации российско-американских отношений, ведь любая последующая администрация Белого дома будет гораздо более жёсткой в отношении РФ. Поэтому кремлины с большой вероятностью попытаются испоьзовать его для стабилизации проблемных участков, чтобы максимально сузить пространство для манёвра преемника дорого Барака Хусейновича, кем бы он (или она) ни был.
Подводя итог, я не уверена, что проект миротворческой миссии уже согласован, но уверена, что в данный момент он рассматривается сторонами, и именно вокруг него идёт основной торг. Путину его представляют как единственную альтернативу полной сдачи на условиях хунты, да и он сам давно предлагает нечто подобное, только сторговаться об условиях проекта до сих пор не удавалось. Посмотрим, удастся ли сейчас.