Однажды очень уважаемая женщина по имени Ольга пятидесяти пяти лет рассказала мне свою историю.
Я сознательно не стану как-то обозначать свою личную позицию на счет нижеизложенного, но могу сказать, что этот разговор с Ольгой заставил меня посмотреть на некоторые вещи по -другому....
Ей было 23 года, она только-только закончила медицинский институт и вышла замуж. Жизнь только начиналась. Красный диплом гарантировал распределение в столичную больницу, молодой счастливый муж носил на руках. Впереди ждала взрослая жизнь и шикарные перспективы.
Но случилась беда. Её родители попали в автомобильную аварию, отец умер сразу, а мать осталась парализованной полностью.
И счастливая жизнь закончилась, так и не начавшись. Муж пытался поначалу поддержать, но его терпения хватило только на год.
И потянулись дни, похожие один на другой. Работу пришлось найти поближе к дому, в районной поликлинике. Работа- дом, кормление с ложечки, стирка запачканных простыней, попытки истребить зловоние в двухкомнатной маленькой хрущёвке.
И мысли, за которые Ольга себя проклинала: «Когда же это закончится!!!»
О новых отношениях Ольга даже не думала. Так, раз в пару месяцев случайные минутные отношения, как в «Вокзале для двоих», а потом и их не стало.
Ольга сторонилась людей, ей все время казалось, что она сама пропитана этим невыносимым запахом застоявшейся мочи и лекарств.
Но в самые отчаянные минуты, она утешала себя пафосными мыслями, о том, что она выполняет свой дочерний долг, что совесть её спокойна, что она не бросила маму в беде и не сдала её в дом престарелых, что несёт свой крест достойно….
Мать пролежала 15 лет и умерла тогда, когда Ольге было под 40. Казалось бы, ещё совсем не поздно чего-то начать, да не тут - то было. Она как пони, ходила все эти годы по кругу, а когда её отпустили, она все так же совершает этот бессмысленный обряд. И депрессия стала ещё глубже и ещё черней. Лет пять ей потребовалось на самореабилитацию, как-то выйти «в люди», попытаться завязать отношения, ощутить себя свободной и независимой ни о чего, и ни от кого.
Не все складывалось хорошо, но её все так же согревала мысль, что она делала все правильно, а иначе и быть не могло. Знакомые сочувствовали, не называли старой девой, и не подтрунивали над зажатостью.
Но ….
В 46 лет у Ольги обнаружили рак матки. Удалили всё. Как бы ни цинично это звучало, но Ольге было не жаль - она восприняла это достаточно равнодушно. Даже приходила мысль не делать операцию, а дать раку себя сожрать окончательно. Незачем и не для кого было жить.
Но в больнице, в бредовом полусне сквозь боль, она видела маму. Мама смотрела на неё укоряющее, так же кАк все те пятнадцать лет.
Но не молчала, а говорила, говорила…
Не благодарила за то, что дочь «выполняла свой долг», а корила за то, что та угробила свою жизнь на грязные простыни и ложное чувство ответственности. Говорила о том, что любит Ольгу, и желала своей деточке счастья, мужа, деток, реализации. Корила за то, что та не стала хирургом, женой, мамой.
И спрашивала: ТЫ хотела бы ТАКОЙ судьбы своему единственному ребёнку????
И о том, что она не боролась, как считала сама, а плыла по течению, выбрав самый тяжелый, но самый простой вариант.
И все перевернулось для Ольги. Больничная палата стала местом переосмысления всего и вся.
Она спорила сама с собой, и негодовала, и соглашалась, и то плакала от стыда, то гордо вскидывала голову, твердя себе, как заклинание: «Я все сделала правильно!!!»
И все- таки, ответила:
« Я не хотела бы такой судьбы своему ребёнку!!!!!»
--------------------------------------------------------------------------------------------------