Все мы должны стремиться к тому, чтобы как можно чаще причащаться Святых Христовых Таин

Oct 21, 2013 13:03

В 18-м номере журнала «Благодатный огонь» напечатана статья прот. Андрея Правдолюбова, в которой автор пытается критиковать практику частого причащения, которая последние годы все более возрождается в нашей Церкви. Саму норму причащения за каждой воскресной и праздничной литургией автор клеймит как «сверхчастое» причащение. Главную опасность при частом причащении автор видит в «привыкании к святыне», потере благоговения и усердия к подготовке к принятию этого Таинства. В качестве полемики с прот. А. Правдолюбовым, статья которого перепечатана сайтом «Русская народная линия», предлагаю материал Александра Брусиловского.

О. Андрей Правдолюбов любит ссылаться на о.Иоанна (Крестьянкина), моего любимого батюшку. Ну что же, как в том анекдоте, «буде і по вашої». Я внимательно изучал наследие старца, а также отзывы его духовных чад, например, о.Тихона (Шевкунова). Его мнение например, высказано в одном из интервью:
Очень важно Причастие. Многие мои консервативные друзья меня не поддерживают, но я по опыту вижу, что причащаться 4 раза в неделю, как нам заповедовали Святые Отцы, в частности, Василий Великий, - это насущная и очень нужная практика для монахов. Этого правила мы стараемся держаться, кто-то причащается реже, но в основном, 4 раза в неделю. По четвергам у нас общая братская служба, когда мы причащаемся все - и монахи и послушники.

А вот, например, выдержки из писем о.Иоанна (своим чадам он предлагал причащаться или раз в неделю или раз в две недели.., но не настаивал конечно же, т.к. здесь нужно желание самого человека):
«…Тебе надо непременно исповедаться, и пособороваться, и причащаться Св. Христовых Таин не реже, чем через две недели, а хорошо бы и каждое воскресенье (конечно, кроме тех дней, когда по естеству ты не можешь прикасаться к Святыне)….»

...

Не отчаивайтесь. Причащайтесь, по возможности, через две недели, не реже, и, конечно же, ежегодно соборуйтесь.

Также о.Андрей ссылается на свт.Феофана Затворника … гхм… именно того, кто много лет служил Литургию (и соответственно, причащался) ежедневно. Ну давайте, к примеру, почитаем и самого св.Феофана, который, кстати, прекрасно понимал разницу между агапами и ежелитургийным причастием первых христиан (в отличие от о.Андрея):

Да и сама литургия, смотрите, что требует. На всякой литургии священнослужитель приглашает: «Со страхом Божиим и верою приступите». Следственно, на всякой литургии и можно приступать. Тем более можно приступать часто. У нас иные говорят даже, что грех часто причащаться; иные толкуют, что нельзя раньше шести недель причащаться. Может быть, кроме этих, и другие есть в сем отношении неправости. Не обращайте внимания на эти толки и причащайтесь так часто, как потребность будет, ничтоже сомняся. Старайтесь только всячески приготовляться как должно и приступать со страхом и трепетом, с верою и сокрушением и покаянными чувствами».

...

«Замечу здесь, что плодов от святого причастия ощутительных не видим мы оттого, что редко причащаемся. Положите себе как можно чаще причащаться - и увидите плоды от сего таинства утешительные» («Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться». Гл. 41).

...

«Что причащались дважды в пост, добре. Благослови Господи! Можно почаще причащаться, как вздумаете. Священник каждый день приглашает причащаться православных; только никто не откликается. Если найдете возможным почаще причащаться, не будет худо» (Письма. III. 435).

...

«Вы уже поговели. И еще поговейте и причаститесь. Говеть можно непрестанно и причащаться почасту, как дух потребует. Благослови вас, Господи!» (Письма. III. 451).

...

Желающему жизни как не часто причащаться! Вам кто мешает ухитриться почаще приступать к тайнам? Только пустое поверье. У нас стали слова: со страхом Божиим и верою приступите, - пустою формою. Иерей Божий зовет, а никто нейдет, и никто притом не замечает несообразности в сем несоответствии зову Божию и на вечерю Божию» (Письма. V. 777).

В тексте о. Андрея Правдолюбова очень много произвольных толкований Правил, домыслов насчет причастия ранних христиан, а также приведения вырванных к месту и не к месту цитат святителей Иоанна Златоустого и Василия Великого (да, того, который писал, что в его время причащаются 4 раза в неделю) - при этом опускаются и замалчиваются всем слишком известные их мысли о частом причащении, как нормальном образе жизни христианина.

А закончить хочу словами Патриарха Кирилла касательно понимания обсуждаемых о.Андреем канонических правил:

“…И сегодня, когда в полной свободе мы имеем возможность и учить детей и взрослых, и творить дела милосердия, и делать много других добрых дел, и взаимодействовать с властью, с государством, с обществом, мы должны помнить, что самое главное, что мы совершаем как Церковь - это Святейшее Таинство Евхаристии. Вот почему важно, чтобы верующие люди чаще причащались Святых Христовы Таин.

В древности, когда кто-то из крещеных, находясь на Литургии, не причащался, то должен был дать публично объяснение епископу, по какой причине он уклоняется от принятия Святых Христовых Таин.

Сегодня эта традиция ушла от нас по нашей слабой вере, по нашему слабому благочестию. Но традиция эта священна, и все мы должны стремиться к тому, чтобы как можно чаще причащаться Святых Христовых Таин, предварительно исповедуя наши грехи, приуготовляя свою душу к причастию Святых Христовых Таин. И будем верить, что именно через это причащение Господь будет восполнять наши немощи, наши слабости и исцелять наши недуги….”

Некоторые считают, что причащаться, исповедоваться нужно четыре раза в год или один раз в год. Греховно все это, неправильно. Если так будем поступать, то какие редуты, какая оборона ― как мы можем без благодати Божией побеждать свой грех? Да никак. Поэтому исповедоваться и причащаться нужно часто, так часто, как требует душа.

Выдержки из статьи Александра Брусиловского

Литургия, Христос, причастие, разоблачение, Патриарх Кирилл

Previous post Next post
Up