Click to view
0:01 О том, как "в" Сретенском монастыре закрыли непотребный дом
0:09 Как найти границу между "Не мечите бисер перед свиньями" и "молчанием предается Бог" ?
0:18 О постройке в 2017 году храма Новомучеников и и исповедников российских
0:27 Об автостоянке и автомойке у будущего храма
0:31 О сайте "Сделано у нас"
0:38 Об идеологии в России и других странах
0:53 Вопрос мальчика: "У меня всё есть, но в душе чего-то не хватает"
1:00 О том, "не выброситься ли мне из окошка?"
1:04 Как бы ваш "бизнес" совсем не заслонил людей и ваш храм совсем не превратился в Вавилонскую башню?
1:06 Что Вы думаете о монархии?
1:20 О том как наши предки помолились и Бог отогнал Тамерлана
1:38 Об обновленческом послереволюционном расколе
1:43 О Григории Распутине
Антиклерикализм - спланированная акция?
0:01 О том, как "в" Сретенском монастыре закрыли непотребный дом
После краткого вступления архимандрит Тихон ответил на вопросы зрителей. Автор первой записки спросил мнения священника об антиклерикальных акциях последнего года - как он к ним относится и не считает ли их спланированной кампанией.
-Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, Мене ради, - напомнил отец Тихон девятую заповедь Блаженства. - Это - заповедь Блаженства. Заповедь счастья. Апостол Павел говорил: "Все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы" (2 Тим.3:12).
Господь попускает ситуацию, чреватую испытаниями для нас, но посылает и счастье и радость - значит, усматривает, что Церковь в целом хочет благочестиво жить, поэтому входит в непримиримое противоречие с миром сим. Это нормальная и правильная ситуация для Церкви Христовой. Главное, самим не давать повода ищущим его. Лишь бы нас не укорили в действительных грехах! А то, что клевещут, поносят, навешивают злые ярлыки - к этому надо относиться спокойно.
В том, что антиклерикальные акции спланированы, отец Тихон не сомневается:
-Конечно - сидят, планируют, ищут поводы, чтобы ущипнуть и сделать гадость.
Недавно, когда я возвращался из дальней командировки, и вдруг мне сообщили, что все средства массовой информации полны новостей, что в Сретенском монастыре закрыли… непотребный дом. По большому счету, и реагировать не надо было, а с другой стороны - какой соблазн!
Что было на самом деле? Рядом со Сретенским монастырем, на Рождественском бульваре, в помещении, не принадлежащем монастырю, много лет действовала гостиница с самой скверной репутацией. Мы давно требовали от городских властей ее закрыть, и наконец, наши настоятельные просьбы были услышаны. Мы нажили себе врагов, но правоохранительные органы это заведение закрыли. А средства массовой информации решили подлить масла в огонь антицерковной истерии. И вместо того, чтобы честно написать, что "на Рождественском бульваре" или "рядом со Сретенским монастырем", а "в Сретенском монастыре".
Когда оскорбления касаются не лично нас, а вызывают соблазн, надо по этому поводу выступить. Я попросил, и те же средства массовой информации откликнулись, за что им большое спасибо - дали опровержение. В том числе и церковные СМИ - например, сайт "Православие и мир".
Не играть на грязном поле
0:09 Как найти границу между "Не мечите бисер перед свиньями" и "молчанием предается Бог" ?
Как отвечать людям, недоброжелательно относящимся к Церкви? Как найти грань между "не мечите бисера перед свиньями" и "молчанием предается Бог"? Отец Тихон предложил не играть в чужие игры.
-Все определяет искренняя любовь к людям - без сопливости и елейности - и возможность встать над ситуацией.
Нас призывают поиграть на поле с грязью и нечистотами - поле недоброжелательных споров о Церкви. Мы порой забегаем на это поле - и сами пачкаемся, и людям пользы никакой, и все вокруг в брызгах, и нам потом тяжело и плохо.
Не надо играть в их игры. Надо поступить так, как поступил бы отец Иоанн (Крестьянкин). Однажды он в подряснике и кофточке зашел в столовую на вокзале, а вокруг стояли люди, которые начали над ним хихикать, пальцем показывать - а против церковных людей в советские годы возносилась страшная клевета.
А он, вместо того, чтобы смутиться, помолился, перекрестился благословил свою еду, повернулся и благословил трапезу всем присутствующим.
Он поднялся на ситуацией. Мы должны быть иными. Не только иноки должен быть иными. Каждый случай уникален, но дискуссия на уровне "сам дурак" не работает.
Нам, конечно, надо иметь набор каких-то спокойных и доброжелательных аргументов. Но человек чувствует больше не доводы, а доброжелательный и ровный дух - душа с душою беседует.
Помните проповеди Святейшего Патриарха Алексия II? Содержательно в них не было ничего особенного. Но было отеческое, искреннее, христианское, доброе - отношение, любовь, взгляд, улыбка, слово.
Надо решительно ломать их игры!
По мнению отца Тихона, именно доброе отношение и отказ играть по грязным правилам принесет больше пользы и нам, и нашим оппонентам.
-В каждом из нас есть и христианин, живущий обновленным духом, и ветхий человек, - напомнил священник. - Мы хотим поступать по ветхому человеку, по закону мира сего, а надо совсем по-другому.
Храм на Крови
0:18 О постройке в 2017 году храма Новомучеников и и исповедников российских
Естественно, зашла речь и о недавно спроектированном храме Новомучеников и исповедников на крови, что на Лубянке. Отец Тихон ставит Большую Лубянку в один ряд с Колизеем (место мученичества в древности), Бутово и Соловками (место страданий новомучеников) - именно здесь в течение года пытали отца Иоанна (Крестьянкина), здесь были замучены за правду многие и многие люди.
-Мы говорим, что территория Сретенского монастыря - антиминс.
Мы не испытывали нужды в храме. Пока лет десять назад не поняли, что нашего храма не хватает, даже после того, как к нему пристроили галерею. К нам приходит много народу, хотя вокруг жилых районов нет. Бывает, что во время службы на улице стоят 400-500 человек. А территория Сретенского монастыря маленькая, раз в пять меньше, чем Донского.
И мы поняли, что без храма не обойтись. Какой - понятно: Новомучеников и Исповедников Российских на Крови, что на Лубянке. Освящать решили в феврале 2017 года, в сотую годовщину начала тех страшных событий. Что может быть лучше для их осмысления, как не храм? Слова скажут, но тут должно быть большее…
Храм должен быть храмом-памятником нашим новомученикам, он должен быть удивительно светлым, эсхатологическим, его идея - переход от к страданий к радости, от тьмы к свету, от тлению к нетлению, от нашего времени к тому состоянию, о котором Господь говорит "Времени больше не будет".
Разве это не светлое и не радостное событие - победа новомучеников?!
Эпиграфом к храму могут быть слова отца Иоанна (Крестьянкина): "Дни, проведенные мною на Лубянке, были самыми счастливыми. Христос был рядом".
Испросили благословения у Патриарха. Провели конкурс на лучший проект. Тот, который победил, принесли предпоследним.
Мы дали техническое задание. Нам нужны были дополнительные помещения. С этим справились не все.
Другая задача - гульбище для крестных ходов должно составлять минимум четыре метра.
Третья - должна была быть возможность совершения богослужения под открытым небом - тогда весь мир становится храмом!
Жюри было авторитетным: начиная с главного архитектора Москвы и председателя Роскомнаследия. Мы единогласно выбрали этот проект.
Зачем храму подземная стоянка?
0:27 Об автостоянке и автомойке у будущего храма
Сразу начались нападки, вещи неприятные, но ожидаемые. Нас обвинили в том, что мы выбрали самый скверный вариант. Надо сказать, что мы его сфотографировали неправильно - в понедельник не спеша выложим все проекты и этот в том числе, со всех сторон.
Нам стали говорить: "Зачем в Сретенском монастыре храм - вокруг пять храмов!"
Ну правда, не хватает! Мы фото выложим, сколько людей молятся на улице.
"Зачем там подземная стоянка?" - Да мы с радостью бы обошлись без нее, но земли нет. А без машин мы не можем - у нас же издательство огромное, мы живем за его счет. У любого монастыря есть хозяйство. У нас еще и семинария.
Там еще и мойка будет, приезжайте, бесплатно помоем.
Белый прекрасный храм будет стоять как бы на постаменте. А вокруг - площадь, здания издательства, миссионерско-катехизаторский центр…
Помолитесь, пожалуйста, чтобы нам успеть! Времени-то мало осталось…
Сделано у нас
0:31 О сайте "Сделано у нас"
Зато ситуацию в производстве и сельском хозяйстве отец архимандрит считает менее катастрофичной, чем об этом обычно говорится, и рекомендует обратиться к сайту "Сделано у нас", на котором рассказывается о последних достижениях российского производства.
-Этих результатов никак не показывают ни по телевидению, ни вообще в СМИ. Это делают добровольцы, на уровне художественной самодеятельности - не государство, ни правительство, ни "Единая Россия". Просто поставили себе цель - отслеживать в региональном интернете. С очень большими сложностями - но люди созидают.
Сельское хозяйство - тема больная, но не катастрофичная. В 2001 году едешь по Рязанской области - 70% земли не обработано. Сейчас еду по Рязанской, Тамбовской - вообще почти нет необработанной земли, редко попадается незасеянное поле. В Псковской области ситуация другая, конечно, но там 14 центнеров с гектара снимает почти герой Социалистического Труда, тогда как на Кубани - 50-60 центнеров.
Собственно, как минимум, с одним примером, приведенным отцом Тихоном, спорить невозможно:
-В советские времена мы хлеб покупали. А сейчас - продаем. И немало.
Чего не хватает в душе?
0:53 Вопрос мальчика: "У меня всё есть, но в душе чего-то не хватает"
А самый важный вопрос задал самый младший зритель.
-У меня все есть, чего я хотел, а в душе чего-то не хватает…
-Блаженные алчущие и жаждущие правды! - ответил отец Тихон. - Правду Божью и Царство Божье внутри нас ты будешь искать всю жизнь, и тебе ее будет не хватать, и слава Богу.
Это нормальное и правильное состояние для христианина
Счастье против комфорта
1:00 О том, "не выброситься ли мне из окошка?"
Задавали отцу Тихону и глобальные вопросы - например, о современной русской национальной идее.
-Национальная идея будет отличаться и от советской идеи, и от идеи дореволюционной. Но национальная идея здорового общества всегда - свобода и счастье. За другое люди не выходят. Часто эту идею искажают или используют как наживку, но сколько людей клюнуло…
Никто ничего, кроме идеи всеобщего счастья, лучше не придумает. Но мы-то, христиане, знаем, что это будет в пакибытии, когда Господь отрет всякую слезу. Как? Это непостижимо для нашего ума… Мир ждет наступления Царствия Божьего.
Общество должно стремиться к подобию его, к лучшему, к правде.
А есть другая мысль, крайне ложная: комфортность как цель. Насколько это разнится от всеобщего счастья! Не может русский человек поставить это как цель.
Вспомните пьесу Островского "Лес". Один из героев, Счастливцев, актер и пьяница, встречает свою тетку. Она его пригрела - дала комфорт. И жил он в этом комфорте, пока не посетила его мысль: "А не удавиться ли мне?" И сбежал от этой комфортности.
Мне кажется, это очень точно подмечено гениальным русским драматургом Александром Островским - не может комфортность быть целью.
Зачем монаху кубышка?
1:04 Как бы ваш "бизнес" совсем не заслонил людей и ваш храм совсем не превратился в Вавилонскую башню?
Автор одной из записок с вопросом назвал отца Тихона "церковным бизнесменом". Тот в ответ рассказал историю о том, как было создано хозяйство Сретенского монастыря:
-Меня десантировали в разрушенный Сретенский монастырь. Ничего, кроме храма и домика в аварийном состоянии, не было. Денег нет.
Отец Иоанн мне сказал: "Зарабатывай. Кубышка у тебя есть?" Я не понял: "Какая кубышка?" "Ну а как же ты будешь? Восстанавливать, священников кормить-поить?".
О том, почему современным монахам приходится зарабатывать самостоятельно, наместник Сретенского монастыря рассказал достаточно подробно.
-У нас сорок один насельник. Семинаристы - двести человек, здоровых ребят, шесть лет на полном обеспечении! Они едят, как тигры! Трех быков в месяц съедают! А еще шестьдесят человек преподавателей, храм надо отремонтировать, детский дом - сто человек. Интернет-сайт, который съедает ой-ой-ой сколько денег, а у нас там никакой рекламы. Ремонты. Даже не буду всего перечислять!
Нужны деньги.
Есть два пути. Первый - это приношения прихожан. Но это очень мало: записки, требы, сорокоусты - все это не окупает даже стоимость хора. Второй - спонсоры (отвратительное слово) или благодетели. У нас был такой Сережа Пугачев, лет семь помогал. Но и его помощь, и других людей покрывали не более 15% нашего бюджета.
Остальное - наш заработок.
Братья много трудятся, у каждого - по нескольку послушаний. Монастыри в России исторически так и жили. И Оптина. И великий оболганный святой Иосиф Волоцкий - какой стяжатель, нищий монах был! "День для труда, ночь для молитвы", - внутренняя его установка. В голод открывал закрома и скольким людям помог! Между прочим, в аскезе был абсолютным единодушен преподобного Нила Сорского. Противоречия им приписали наши либеральные публицисты.
Ну что, сорок здоровых мужиков заработать на себя не могут?!
Заработок монастырю приносят самые разные предприятия - и плантация огурцов и помидоров, и книжка "Несвятые святые".
-И все на храм! - говорит отец Тихон.
Единовластие и благодарность
1:06 Что Вы думаете о монархии?
На вопрос об отношении к монархии, отец Тихон ответил ясно:
-Молюсь за ее возрождение! Это самое честное состояние нашей страны. У нас всегда единовластие, это качество нашей страны, она так устроена.
Романовы были единовластные правители страны. А Ленин? Абсолютно единовластный, пока не впал в болезни, когда выпустил из рук руль власти. А Сталин? Что, не был единовластный? Он был монархом - да, искаженным. А Хрущев? Захотел - кукурузу, захотел - Совнархозы. Абсолютный монарх. А Брежнев? То же самое.
Даже последние генеральные секретари. Я вспоминаю Черненко. Поставили его решением Политбюро, совсем старого человека, абсолютно больного. Помню, за два дня до смерти его подняли для участия в выборах, одели, поставили к урне. Он бросил свой бюллетень. Его спрашивают: "Как вы себя чувствуете?" А он отвечает: "Хорошо!" - и он ощущал себя абсолютным монархом.
А Горбачев? А Ельцин? Ну, продолжать не будем…
Такое качество нашей страны.
Отец Тихон напомнил о необходимости воспитывать в себе чувство благодарности - и тема монархии тут оказалась как нельзя кстати:
-Мы отмечаем 400 лет династии Романовых. Сколько сделала эта семья! Как же мы неблагодарны им!
Как мы вообще не культивируем это чувство! А как страшно это ощущают родители! Родителям кажется, что благодарность сама собой появляется. А потому, что им совершенно правильно кажется, что требовать благодарности - это верх пошлости. Это правильно. Но это не значит, что нельзя воспитать благодарность. Воспитайте благодарность к учителю. К священнику. К друзьям. К стране. К истории. К Богу. Тогда и вас будут благодарить. У нас этому не учат.
Мы будем отмечать 400 лет династии Романовых - в контексте этого чувства. Ни один из Романовых, кроме Александра, отдавшего Аляску (да и то, отдельная история), не отдавал нашу землю - они только приращивали, создавали Россию. А что, индустриализация в XX веке совершалась на пустом месте? Да Николай II к таким вершинам Россию к 1913 году привел!
О «непоминающих» и патриархе Сергии
1:38 Об обновленческом послереволюционном расколе
- Отец Тихон, вы упомянули о Соловецких новомучениках. Но там же были и мученики-раскольники. Что вы думаете о том времени?
- Ох… Раскольники - имеются в виду те, кто не поминал патриарха Сергия. Ну, не считаю я их особенными раскольниками, честно вам скажу. Это были люди своего времени. Наш отец Иоанн (Крестьянкин) тоже ведь был одно время последователем того, что сейчас называется «Иосифлянским расколом». И он рассказывал, как пришел в Патриаршую Церковь. Это же был огромный соблазн для православных людей - вдруг Церковь начинает поминать власти и воинства, антихристову практически власть. Подвиг патриарха Сергия - особенный, во многом сложный для понимания.
Отец Иоанн рассказывал, и не мне одному, что он не принимал Патриарха Сергия, не воспринимал. Очень его осуждал, будучи еще молодым человеком, в двадцатые где-то годы, в конце двадцатых. Иногда приходил в храм - ходить-то молиться надо было, спокойно ходили, но не причащались. И вот он рассказывал. Однажды, - я вот не помню, то ли это видение было, то ли сон, - стоит он в Богоявленском соборе, все ждут митрополита Сергия (Страгородского). Заходят иподиакона и делают проход для архиерея. «Я вижу, - говорит отец Иоанн, - что стою первым в этом проходе. Заходит митрополит Сергий, облачают его в мантию, он идет и вдруг останавливается рядом со мной. И говорит: “Ты меня осуждаешь? А я ведь каюсь”». И идёт дальше, заходит в алтарь. «И алтарь, - вспоминал о. Иоанн, - осветился просто каким-то небесным светом». Говорит, «с тех пор я понял, что, по крайней мере, нельзя судить опрометчиво».
А наш священномученик Иларион: как он почитал митрополита Сергия! Полностью понимал, что это единственное, что возможно сейчас в сложившейся ситуации сделать. Даже наши зарубежники, которые не воспринимали всё это вначале, - я это знаю не понаслышке, пришлось общаться с ними, это великое счастье было, - но и они через какое-то время поняли: а как было сохранить Церковь? Не путем предательства - нет, а путем этого вышечеловеческого великого терпения.
Не было там предателей-то особо. Были, кто стучал или еще что-либо, но такие люди, как митрополит Сергий, как патриарх Алексий, как остальные - нет, не были они, конечно, никакими предателями. Они молчали там, где можно было сказать и умереть, и это было бы для них избавление, - они тысячи раз умирали. Но они понимали: надо молчать, стиснув зубы, потому что за спиной паства, потому что люди должны причащаться, надо сохранить Церковь. Если они скажут сейчас и героически умрут, то Введенский со всеми обновленцами займет патриарший престол, и пройдет 10 лет, как вся Церковь станет обновленческой… Все! Мы даже не понимаем того, как быстро все это делается. 10 лет, и все! Все бы забыли о канонической Церкви. Не нам их судить - и тех и других, - я имею в виду даже не поминающих Патриарха Сергия.
Я вспоминаю, как владыка Василий (Родзянко) рассказывал, что после отсидки в тюрьме в Югославии он попал во Францию, где служил ныне прославленный архиепископ Иоанн (Максимович). Однажды он вдруг увидел, что за проскомидией святитель Иоанн поминал Патриарха Алексия. Владыка Василий говорит ему: «Как же так, вы что? - а он тогда был как раз зарубежнического духа, - как можно поминать всех этих большевистских архиереев?» На что святой архиепископ Иоанн ответил: «А я всегда Патриарха поминаю. И надо за них молиться, все эти политические штуки - болтовня, не обращай внимания». И владыка Василий вспоминал, что это стало для него прямо-таки изменением сознания, когда непререкаемый для него авторитет сказал именно такое.
О Григории Распутине
1:43 О Григории Распутине
- Что вы думаете о Григории Распутине? Есть совершенно разные мнения по поводу его личности. Схиархимандрит Илий считал его мучеником, человеком высокой духовной жизни, и в то же время есть представители РПЦ, которые считают Распутина прельщённым. Что вы думаете?
- Отсылаю вас к мнениям его современников, - святых современников, - которые говорили о том, что он крайне противоречивый, - конечно, верующий - человек, но противоречивый. Как-то я говорил в контексте беседы об этом человеке - Григории Распутине: «Не нам, слава Тебе Господи, отдан суд». А мы пытаемся восхитить суд Божий. Это не наше дело, грешных человечков.
Есть личности, которые останутся загадкой для всех нас до самого Страшного Суда. Да, собственно говоря, до Страшного Суда останется загадкой для нас каждый человек, и мы очень много интересного узнаем о себе, наших ближних и исторических персонажах на Страшном Суде. Очень много загадочных людей. О Распутине одни святые, например, Государь и его Семья, говорили как о замечательном человеке. Другие - такие, как святая Елисавета Федоровна, - говорили, что это ужасный, страшнейший человек. Оба были его современниками. Чего нам судить? Молиться о нем мы можем. Если у вас есть расположение, если он вас поразил, молитесь о нем, конечно. Это христианская душа. А уж спасется он, не спасется, - слава Тебе Господи, - не наша с вами забота.
- У отца Николая Гурьянова были иконы Григория Ефимовича…
- Да у него были иконы, я сам видел и их и другие изображения. У отца Николая были келейницы, которые очень почитали Распутина как святого, и они эти иконы вешали. Я не знаю, насколько отец Николай сам был приверженцем того, что Григорий Распутин - святой человек. Думаю, что нет: отец Николай был человек очень трезвый. Другое дело: он говорил, что Распутин был исторически оболганным персонажем. Да мы и по истории знаем, что были, по всей видимости, какие-то доказанные вещи, которые не делают никому чести, а было и то, что является явной клеветой.
Встреча с архимандритом Тихоном в Донском монастыре