В преддверии принятия закона о социальном патронате корреспондент портала Православие.Ru встретился с насельником Сретенского монастыря
иеромонахом Иовом (Гумеровым), известным богословом и проповедником, который до принятия монашеских обетов служил приходским священником и
создал замечательную семью.
Иеромонах Иов (Гумеров) в своей келье - Отец Иов, законопроект о введении социального патроната вызвал в нашем обществе резкую критику. Наиболее резко против него выступают православные люди. Чем это можно объяснить?
- Этот законопроект разрушает семью, которая является основанием, на котором стоит общество. Семья - жизненный союз, установленный Богом на заре человеческой истории. Семья наших прародителей была первым сообществом, из которого постепенно образовался весь человеческий род. Власть отца - первая на земле власть. Она была установлена за много веков до появления всякой иной власти.
- Не могли бы вы рассказать об этом подробнее?
- Семья в священном Писании выделена из всех человеческих сообществ. От самого начала она обладает высокой степенью автономии. «Господь возвысил отца над детьми и утвердил суд матери над сыновьями» (Сир.3:2). Дети принадлежат не государству, а Богу, Который дал их родителям: «Вот наследие от Господа: дети; награда от Него - плод чрева» (Пс.126:3). Господь вверил детей родителям, через которых дал им жизнь. Он обязал их заботиться об их жизни и воспитывать их в вере и любви к Богу. Вот два условия, которые Бог поставил перед родителями. Во всем остальном родители имеют неотчуждаемую свободу в вопросах рождения, методах и формах воспитания, образования, степени приобщении к культуре, профессиональной подготовке, проведения досуга и т.д. Пределом этой свободы может только криминальное поведение родителей в отношении своих детей и та мера небрежения своими обязанностями по отношению к детям, когда возникла реальная угроза жизни и серьезная опасность здоровью детей. В основе неотчуждаемой автономии семьи находится та свобода воли, которой Творец почтил человека. Она составляет одно из свойств образа Божия в человеке. Господь не отнимает ее даже тогда, когда люди используют ее во зло. Если бы Он отнимал свободу воли, то в аду никого бы не было, ибо Бог всем хочет спасения.
- Что нового вносит закон в вопросе о неприкосновенности частной жизни семьи?
- Законопроект № 42197-6 о введении социального патроната устанавливает жесткий контроль над семьями, в которых имеются несовершеннолетние дети. На деле он отменяет конституционное право на неприкосновенность частной жизни. В тексте законопроекта сказано, что органы опеки проводят регулярную проверку («обследование») «условий жизни, воспитания и развития несовершеннолетнего». В то время как по действующему в нашей стране законодательству, без разрешения проживающих в доме людей в него мог войти только следователь или дознаватель на основании решения суда. Статья 165 УПК РФ разрешает вышеуказанным лицам входить в чужое жилище лишь в «исключительных случаях, когда производство осмотра жилища, обыска и выемки в жилище… не терпит отлагательства».
То, что допускалось в исключительных криминальных ситуациях, по законопроекту о социальном патронате становится нормой.
- Каковы исторические традиции в вопросе о неприкосновенности жилища?
- С глубокой древности дом для человека был не только строением, в котором он стремился отдохнуть от трудов, укрыться от холода или зноя или же спрятаться от разбойников. Дом предоставлял человеку возможность создать тот мир, который соответствовал его духовно-нравственным ценностям, потребностям и привычкам, предоставлял возможность реализовать данную Творцом свободу воли в ограниченном пространстве. Известное выражение «чувствовать себя, как дома» указывает на свободу и нестесненность человека в своем доме. Построить дом означало не только положить основание и воздвигнуть стены, но и создать очаг, родить детей и воспитать их верующими и нравственно здоровыми людьми на собственном примере. Отсюда же идёт афоризм «мой дом - моя крепость» («my house is mу castle»), принадлежащий английскому правоведу Эдуарду Коку (1552-1634). Появился он в его комментариях к той части средневекового английского права, в которой говорится о неприкосновенности жилища.
- Вернёмся к законопроекту. При каких условиях может быть установлен т.н. «социальный патронат»?
- В законопроекте написано, что он устанавливается органом опеки и попечительства, если в результате обследования будет установлено, что «родители или иные законные представители несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении, создают своими действиями (бездействием) условия, препятствующие его нормальному воспитанию и развитию, и (или) отрицательно влияют на его поведение, и при этом отсутствуют достаточные основания для ограничения или лишения родителей (одного из них) родительских прав». Легко увидеть, что приведенная формулировка дает возможность чиновникам и чиновницам с помощью столь широких и расплывчатых критериев признать любую семью неблагополучной. Следующим шагом может быть изъятие детей. В законопроекте органам опеки предоставляется право принять акт о немедленном изъятии детей. Отбирать детей будет легче. По данным уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка, в прошлом году было отобрано несколько десятков тысяч детей. Если ювенальная юстиция будет принята, то число трагедий резко возрастет.
Афанасий Гумеров с семьей до принятия священного сана - Есть ли в законопроекте положения антихристианского содержания?
- Законопроект дает «право» детям доносить на родителей в органы опеки. Этот пункт нацелен против заповеди «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Исх.20:12; Втор.5:16). В Новом Завете Спаситель говорит: «Бог заповедал: почитай отца и мать; и: злословящий отца или мать смертью да умрет» (Мф.15:4; Мк. 7:10).
Заповедь о почитании отца и матери относится ко всем родителям. Сказано: «Почитай отца и мать», при этом не прибавлено: «хороших родителей», «заботливых», «непьющих» и т.д. Автор библейской книги Иисус сын Сирахов пишет: «Оставляющий отца - то же, что богохульник, и проклят от Господа раздражающий мать свою» (Сир.3:1).
В книге Бытия есть рассказ о Ное, который после потопа вырастил виноград и сделал вино. Он не знал свойств вина и, опьянев, лег в шатре нагим. Сын его Хам увидел нагого отца и рассказал своим братьям. Сим и Иафет взяли одежду отца и пошли задом, чтобы не видеть отца нагим. Они «покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего» (Быт.9:23). Законопроект о социальном патронате будет поощрять детей к совершению греха Хама.
- Но ведь в нашей стране есть много семей, в которых родители живут безнравственно.
- Да, наше общество находится в состоянии нравственной деградации. И особенно страдают от этого семьи. Страну охватил массовый блуд: вне брака рождается 30% детей (десять лет назад - 14,6% детей). Количество абортов в три раза превышает количество рождающихся. 40% населения страны курит. Россия вышла на первое место по употреблению героина (300 тонн в год).
Самым впечатляющим доказательством постигшей нас духовно-нравственной катастрофы является распространившееся в обществе сквернословие. Крупнейший языковед Вильгельм Гумбольдт писал: «Язык есть дыхание, сама душа нации». Когда я был молод, не мог и мысли допустить, что придет время, когда срамословие придет на телевидение и радио, начнет звучать в кинотеатрах, будет свободно произноситься в присутствии людей на улице. Дети, как губки, вбирают в себя этот яд. С экранов телевидения, по радио, в прессе на общество льется духовно-нравственный яд, ведется массовая пропаганда безнравственности и бездуховности. Насаждается культ насилия, жесткости, цинизма. При таком бедственном моральном состоянии общества нужно не детей изымать из семей их родителей и плодить армию чиновников, а уничтожать источники духовной заразы. Иначе даже тот минимум стабильности, который ещё остается в обществе, исчезнет.
Православие.Ru