Оригинал взят у
mserafim в
О сомнительных методиках на епархиальных миссионерских курсах г. Москвы. Предоставил
убитый «отец Даниил» С 20 февраля 2012 года в Москве начали работу епархиальные миссионерские курсы, организаторами которых являются Миссионерская комиссия при Епархиальном совете г. Москвы при поддержке Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета и фонд «Миссия Кирилла и Мефодия». По благословению моего настоятеля протоиерея Сергия Куликова, я пошел на эти курсы.
В начале обычно читают лекцию, а затем начинается некое странное действо: слушателей курсов делят по группам, рассаживают в круг, и дают лист, где перечислены положительные и отрицательные чувства человека, и каждый, руководствуясь этим списком, должен пред всеми рассказать подробно, что он в данный момент чувствует. Когда этот лист дошел до меня, я в недоумении спросил: «Простите, я пришел сюда учиться быть миссионером, а вот это высказывание своих положительных или отрицательных чувств, что имеет общего с миссией? Вообще для чего все это?» В ответ Наталья Пономарева, координатор курсов, пояснила: «Может быть, у вас есть какие-то негативные чувства, тогда мы вам поможем с ними разобраться», на что я сказал, что у меня есть духовник, пред которым я и открываюсь Богу, тогда г-жа Пономарева попросила рядом сидящего человека объяснить мне еще раз.
Меня еще поразило то, как г-жа Пономарева рассказывала, что если кто-то гневается, ему нужно куда-то выплеснуть тот негатив, который у него собрался после гнева, нужно что-то сделать, только не оставлять этот негатив в себе - все это, мягко говоря, очень далеко от того, как о страсти гнева и о борьбе с ней учили святые отцы.
Далее было выступление завуча курсов Владимира Стрелова, который рисовал на доске путь, как помочь человеку войти в Церковь. На первом месте у него было: «Развлечение», после чего, через несколько этапов, человека (по его словам) нужно потихоньку приобщать к церковной жизни. Один из слушателей встал и напомнил первые слова Спасителя и Иоанна Крестителя: "Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное", - то есть, не с развлечения, а с покаяния во грехах начинали они призыв, и мы вовсе не обязательно с развлечения должны людей приводит в Церковь людей. В ответ начались горячие дискуссии.
Также меня удивило, что г-н Стрелов считает, что «исихазм не является единственным путем возрастания в Православной Церкви». Какова же иная, равнодостойная альтернатива духовного возрастания? Что может быть выше созерцания нетварного света?
Затем были распределены темы по группам, я присоединился к группе с темой «Чтение Евангелия при Храме». Каждый мог высказать свои соображения. Я напомнил, что согласно 19 правилу VI Вселенского Собора надо понимать Писание не иначе как толковали его Святые Отцы Церкви, но меня как-то быстро остановили. Тогда другой участник предложил те места Евангелия, где “резко” о чем-то говорится, перетолковывать мягко, чтобы не отпугнуть человека. Я ему сказал, что такой принцип чужд Православию, и вдруг наш координатор прервал меня словами: «ты, видимо, новичок, и не знаешь правил, здесь нельзя никого критиковать». В конце была очередная “исповедь” - рассказ пред всеми о своих положительных и отрицательных чувствах, некоторые участники были недовольны моими высказываниями. Я лишь сказал, что мы должны не отходить от Православной традиции, в которой есть все для того, чтобы заниматься миссией, и мы не должны подменять ее суррогатами.
Когда я в следующий раз пришел на эти курсы, то меня попросили покинуть помещение.
К сожалению, складывается такое впечаление, что организаторы курсов решили использовать такую важную тему как обучение православной миссии в качестве средства для самовыражения, для навязывания Церкви своих частных мнений и новаторских практик, не имеющих прямого отношения к делу миссии.
Если они хотят заниматься психологическими треннингами, и если они имеют психологическое образование и опыт работы, то они могут договориться с какой-то организацией, чтобы им выделили время и место для регулярных встреч с людьми, имеющими психологические проблемы, и они бы консультировали их, может быть, это кому-то принесло бы пользу, по крайней мере, в таком случае название отвечало бы своему содержанию. Но тут людей от лица Церкви приглашают учиться православной миссии, а вместо этого устраивают групповые психологические игры.
Для меня осталось совершенно непонятно, кто и когда утвердил в Русской Православной Церкви подобную методику как главную и общеобязательную, если именно ее преподают на епархиальных курсах? Была ли она опробована на практике в широких масштабах, и какие независимые эксперты подтвердили ее эффективность именно как миссионерской методики? Кажется, что не только ничего этого нет, но, более того, на данных курсах пытаются провести те формы и методы, которые уже в недавнем прошлом вызывали негативную реакцию многих православных и становились причиной соблазна в церковной среде.
Мне представляется, что на общих епархиальных курсах целесообразно давать прежде всего информацию о святоотеческих и традиционно православных формах миссии, а спорные и непрошедшие общецерковной рецепции методики, равно как и частные мнения, должны презентоваться и обсуждаться на специализированных семинарах или конференциях опытных миссионеров. Что-то спорное и новое можно обсуждать и предлагать тогда, когда хорошо изучено и опробовано уже известное и традиционное. Однако складывается впечатление, что традиционные святоотеческие методы и принципы миссии не известны и не опробованы в деле не только слушателями курсов (что естественно), но и кураторами.
Полагаю, что когда людям, пришедшим узнать об основах православной миссии, предлагают вместо этого психологические треннинги и субъективные мнения, то есть большая опасность, что такое обучение не только окажется бесполезным, но даже может принести вред.
Серафим Маамди
Сие весьма печально, господа и дамы В начале читают лекцию, а затем начинается некое странное действо: слушателей курсов делят по группам, рассаживают в круг, и дают лист, где перечислены положительные и отрицательные чувства человека
собственно это и есть та загадочная листовка, так называемое "Словарь чувств" (данная корочка из материала миссионерской группы Владимира Стрелова):
Что это такое?... безусловно здесь пахнет исповедью. Г.-жа Пономарева меня переубеждала, что мол, если у кого-то есть проблемы или негативные чувство, мы совместно поможем разобраться,- невольно вопрос возникает: кто позволил влезать в сакральную жизнь верующего христианина? И даже то, что людей это весьма смущает, они ни как не хотели понимать...
Святые Отцы советуют:
"Гораздо благоприличнее и безопаснее такая исповедь, которая бывает при старце пред пресвитером, способным предложить благоразумный способ покаяния и исправления"
Св. Василий Великий
"Как человек крещаемый от человека т.е. священника, просвещается благодатью Духа Святого, так и исповедующий в покаянии грехи свои, приемлет оставление их чрез священника благодатью Иисуса Христа"
Св. Афанасий Великий
"Исповедывать грехи необходимо пред теми, кому вверено домостроительство тайн Божиих"
Св. Василий Великий
"Лучше те, которые не сделали никакого важного преступления, а только лишь помыслили о нём, исповедуют однако ж это с сокрушением и в простоте пред иереями Божиими, раскрывают совесть свою, полагают пред ними бремя души своей, ищут спасительного врачества, даже малым и неопасным ранам... Прошу вас, возлюбленнейшие братья, да исповедуем каждый свой грех, доколе согрешивший, находится ещё в сей жизни, когда исповедь его может быть принята, когда удовлетворение и отпущение, совершаемое священниками, угодно пред Господом"
св. Киприана Карфагенского
Я прям поражен, как же они полюбили протестантские доктрины!
Что будет дальше? боюсь предположить... но точно могу сказать, нужно предпринимать меры для их же блага.
Кому интересно, советую прочитать книгу возлюбленного иеромонаха Серафима Роуза
''Православие и религия будущего'' где он предупреждает:
''Знаменательно, что "харизматическое" движение и "медитация" проникли именно в среду "экуменических" христиан. Характерное для ереси экуменизма заблуждение заключается в том, что Православная Церковь - не единственная Церковь Христова; что благодать Божия присутствует и в других "христианских" вероисповеданиях и даже нехристианских религиях, что узкий путь спасения, о котором учат святые Отцы Православной Церкви, всего лишь "один путь из многих" путей ко спасению; и что подробности верований человека в Христа столь же малозначащи, как и принадлежность к той или иной Церкви. Не все православные участники экуменического движения целиком разделяют эти мнения (хотя протестанты и католики их, несомненно, разделяют); но самим своим участием в этом движении, включая и неизбежную общую молитву с теми, кто имеет ложные представления о Христе и Его Церкви, они говорят еретикам, наблюдающим за ними: "Может быть, то, что ты говоришь, и верно", так же, как и злосчастный ученик преп. Паисия. Ничего больше и не требуется от православного христианина, чтобы он потерял Божию благодать; а скольких трудов ему будет стоить возвращение ее!''