Оригинал взят у
e_super в
Мировой передел. Обзор за неделю. Выпуск 33 Click to view
Сбитый турецкий истребитель как начало новой фазы противостояния в Сирии
22 июня 1941 года фашистская Германия без объявления войны напала на Советский Союз. 71 год спустя, ровно в этот же день 22 июня мир вновь встал на пороге катастрофы. Турецкий истребитель, неосмотрительно нарушивший воздушное пространство Сирии, был сбит средствами ПВО. Логика развивающегося противостояния Сирии и Запада диктовала только один вариант развития событий - немедленный военный ответ со стороны НАТО. Ведь, казалось бы, лучшего повода для интервенции трудно представить. Напомним, что Турция является членом НАТО, а нападение на одного члена НАТО приравнивается к нападению на весь блок.
Однако этого не произошло. Чудо ли, но даже вездесущая затычка Хилари Клинтон до сих пор хранит молчание, будто ничего и не случилось вовсе. С опозданием в два дня Генсек ООН Пан Ги Мун мучительно выдавил из себя что-то вроде официальной реакции, которая свелась к призыву к обеим сторонам проявлять сдержанность.
Невнятной и смазанной оказалась реакция и одного из главных фигурантов скандала - премьера Турции Эрдогана. Сначала он пообещал нанести Сирии адекватный ответ, впрочем, не пояснив, когда и какой именно. Затем, Эрдоган бросился извиняться, объясняя, что турецкий самолет нарушил воздушное пространство Сирии случайно. Дескать, такое бывает при патрулировании на высоких скоростях и не стоит сбивать каждый самолет, отклонившийся от курса.
Что же касается Сирии, то она заняла безукоризненно грамотную позицию - принесла официальные извинения Турции и приняла участие в поисках двух летчиков, которые так и не были найдены.
Тем, кто внимательно следил за развитием событий в Сирии, вся эта история кажется невероятной. Почему такой серьезный инцидент не поджог бочку пороха, которую так усердно подкатывали под Сирию ее враги?
Ответ на этот вопрос лежит на поверхности и кроется в состоявшейся за несколько дней до этого встрече В.Путина и Б.Обамы в Мексике. Тот, кто смотрел короткую итоговую беседу президентов для журналистов, наверняка обратил внимание не на те формальности, которые они произнесли вслух, а на выражение их лиц и позы. Мы не знаем, какие решения были приняты на встрече, но президенты выглядели так, будто имели тяжелую и отнюдь не дружелюбную беседу, а после с огромным трудом сохраняли приличие на виду у всех. Заметьте, и Путин и Обама не новички в политике и умеют держать себя в руках, но теперь с трудом скрывали эмоции, а значит, разговор был более чем серьезным.
Характерны и позы президентов. Путин все время отстранялся, будто от Обамы разило чем-то неприятным. Обама же поначалу жался к переводчику, а затем будто магнитом приклеился к Путину, изменив угол наклона своего туловища. При этом оба старательно избегали смотреть друг другу в глаза, так как если бы им было стыдно за ту канцелярщину, которую они вынуждены произносить вслух. В то время как один из них говорил, второй неизменно смотрел в пол, погруженный во внутренние переживания.
И напоследок, Обама первым протянул руку Путину, причем ладонью вниз, а затем похлопал его по плечу, как бы стараясь приободрить: «Да, не расстраивайся ты так, все нормально…»
Очевидно, что острейшим вопросом встрече была Сирия, по которой стороны вновь не нашли взаимопонимания. Предположим, что Обама сообщил Путину неприятные известия, которые тот и обдумывал, глядя в пол, уже тогда просчитывая возможные варианты ответа.
Так вот, возвращаясь к истории с турецким самолетом. Не поверю, что это был первый самолет, нарушивший воздушное пространство Сирии. Не поверю, что такие самолеты не рыскают у ее границ регулярно, нарушая их демонстративно, оказывая психологическое давление на сирийских военных. И не поверю, что сирийские военные, глядя на это безобразие, не мечтали засадить ракету в наглое серебряное брюхо. Конечно, мечтали, но не могли, имея на то категорический запрет от руководства: «На провокации не поддаваться». Ровно также как советские пограничники накануне 22 июня с едва сдерживаемой яростью наблюдали на провокации фашистов, но приказ есть приказ…
И вот теперь, явно, не рассчитывающий на такой поворот дел провокатор, нашел свой покой на дне морском. Это значит что запрет снят. А снять запрет могла только Россия, которая старалась играть в Сирии по всем правилам дипломатии. Обама дал понять Путину: играйте сколько угодно, но Сирию мы дожмем. Путин принял к сведению, насупился, сгруппировался и ответил совсем не дипломатично, разорвав, дурно пахнущий, шаблон агрессору. Отсюда и растерянность Запада, который впал в ступор и нашелся, чем ответить. Отсюда и большой урок всем нам - там не признают дипломатию, там признают только силу. И они там вовсе не так сильны, как нам может показаться. У них не хватило сил и смелости ответить Сирии, несмотря на многократный военный перевес. Они растерялись и потеряли инициативу, хотя готовились к нанесению удара целый год.
Кстати, полностью подтверждает наши выводы и ситуация внутри самой Сирии. Здесь правительственные войска будто получили долгожданную отмашку. В стратегически важном городе Хомс крупная группировка боевиков попала в окружение, большая часть города освобождена, и гвардейцы постепенно выдавливают неприятеля из его укрытий. Стоит ли добавлять, что о пресловутом «плане Аннана» здесь никто уже не вспоминает?
Показательна и внезапная смена риторики Израиля в отношении Сирии. В преддверие визита туда В.Путина, глава МИД Авигдор Либерман вдруг стал противником насильственной смены лидеров государств:
«У нас очень четкая позиция: смена лидеров или уход того или иного руководителя государства не решает проблем. Мы видим это на примере Ливии, Ирака, других стран, - заявил Либерман. - Это не то, что одного скинешь, поставишь другого - и все моментально решится. Основная причина протестов в арабском мире - в Египте, Тунисе, Сирии - это в первую очередь высокий уровень безработицы, тяжелые условия жизни, отсутствие перспектив для образованной части населения».
А ведь двумя неделями ранее этот же человек придерживался совсем иной позиции:
«Сегодня любому здравомыслящему человеку, даже не политику, ясно, что эти массовые убийства не могут продолжаться. Неважно, какой позиции придерживается то или иное государство. Асад должен уйти», - говорил Либерман.
22 июня 1941 года мир переступил черту. Спустя 71 год Россия напомнила миру о том, как опасно заигрываться в мировой передел и как драматично агрессор порою переоценивает свои возможности.
Обсуждение на
odnako.org