Яшка недавно нарисовал свой первый фигуративный рисунок, называется "Как я у мамы рождался в животике."
Объяснил: "Это мамина голова, это ротик, это зубик, это тело...
Я проявила эрудицию: "А это Яшенька в животике!"
"Нет, - говорит, - это твои органы".
"А Яшенька где?"
"Ой, - говорит, - а Яшеньку я забыл нарисовать."
И дорисовал.
Поискал глазами место, нашёл справа и с размахом монументалиста изобразил ноги, но поняв, что остальное уже не вместить, бросил их и нарисовал новую миниатюрную версию себя по левую сторону от органов: вполне себе классического головонога.
А на другой день рядом с первой появилась новая картинка, называется "Как Лисичка рождалась в животике у папы".
Это событие меня чрезвычайно растрогало, и я полезла в папку с Лизкиными рисунками - захотелась сравнить Яшкины труды с художественными изысканиями трехлетней Лизки.
Среди прочего я нашла там рисунок с подписью
"Мама с Лисичкой в животике".
На Лизкином рисунке больше деталей, правда, рук тоже нет, зато есть волосы, глаза, рот и нос, расположенные на правильных местах, у ног есть ступни. Линии более точные и уверенные, и это неудивительно: к трём годам у Лизки был уже полугодовой опыт активного рисования, а у Яшки это первые человечки.
Или вот ещё на ту же тему.
В центре я с Лисичкой в животе. Справа - папа. Слева две уточки на колёсиках (у Лизки такая была). Эти уточки фигурируют и на других изображениях нашей семьи, видимо, тогда они были особенно близки автору.
15.09.07
Ещё одна беременная мама. И не просто мама, а мама, которая активно готовится к материнству.
Мама с Лисичкой в животике шьёт пелёнку на швейной машине. У неё в руке иголка, внизу моток ниток, а сверху из туч идёт дождь.
Мама с маленькой Лисичкой на груди
Ещё более обширная группа Лизкиных рисунков изображает маму, которая благополучно разрешилась от бремени и держит своё чадо на груди.
Мама с Лисичкой
10.09.07
Мама с маленькой Лисичкой, слева, предположительно, уточка. У этой мамы изображена грудь, Лизкин вариант madonna lactans.
27.08.07
На следующей картинке необычная, усложненная композиция: мама не стоит, а лежит с младенцем на груди. Её тело расположено горизонтально, а вот как изобразить лежащую голову, юная художница не догадалась, отчего кажется, что мама порывается встать или её чем-то напугали и она подскочила. Мне очень нравится эта картинка.
Мама лежит в кровати с запелёнутой Лисичкой. Слева папа. Дерево (надо мной) и летящий лист не имеют отношения к делу, это предыдущее изображение, "бумаги не хватило".
27.09.07
Мама с самостоятельной Лисичкой
Ещё один вариант мамы и Лисички. Девочка стала старше и перемещается самостоятельно, у неё появляются собственные интересы, но мама всё ещё рядом и принимает активное участие в жизни своего чада.
Мама с Лисичкой
11.09.07
Пыталась расшифровать точки (кроме глаз и носа) - толи это веснушки, толи брови и ямочки на щеках (или сами щёки). А на следующем рисунке есть язык (хотя здесь тоже, я сразу не заметила) и чередуются прямые и кудрявые волосы на голове - красота!
Мама купается в бассейне, в её левой руке очки для ныряния. Слева Лисичка и уточка, справа - охотник, видимо, до купающейся мамы и Лисички.
Мамы мифологические
С реальными изображениями конретной мамы и ребёнка (меня и Лисички), в лизкином творчестве мирно сосуществуют мамы мифологические: мамы-Изиды, мамы-ангелы, мамы-Марии. Объяснение этому простое: маленький ребёнок черпает там же, где его мама, а маму тогда занимала связь между Изидой и кормящей Богоматерью, появившейся в коптском искусстве. Я читала толстую книгу на эту тему, а по дому были разложены ксерокопии статей с картинками кормящих Изид и Марий, которых Лизка с интересом разглядывала.
И рисовала сама.
Изида с двумя детьми
05.09.07
Это либо снова Изида с сыном Гором, либо я с Лисичкой.
Лизкина иконография меня восхищает: ну где ещё увидишь Осириса с таким гаремом?!
Папа Осирис (центре) и мамы Изиды на балу. У папы в руке шарик-тигр, который ему подарила крайняя левая Изида. Она стоит. Вторая слева Изида сидит на троне и кормит сына, который протянул руки к груди (два незакрашенных круга, закрашенный - пелёнка). Крайняя справа Изида молитвенно сложила руки, видимо в подражание христианской мадонне, младенец, как водится, лежит на полу. Между Осирисом и крайней правой Изидой - стол, на нём стоит горшочек мёда с крышкой.
30.08.07
Изиды и мадонны Лизку интересуют только постольку, поскольку отражают её главные ценности: семью, близость родителей и ребёнка. При этом мифологические сюжеты дополняются трогательными атрибутами её собственной жизни. Я помню, у Лизки была композиция “Мадонна с аскорбинкой на палочке”. Следующая работа тоже чрезвычайно хороша своими деталями. Лизкино связывание мифологии и реальных деталей быта напоминает мне религиозные картины северного Возрождения: кротких мадонн среди начищенных тазов, полотенец и экранов для очага, каких много на картинах Флемальского мастера, ван Эйка или Рогира ван дер Вейдена.
Мадонна с младенцем, Иоанном и мышами. Слева полочки с продуктами, бензином и прочим, так как они пошли в магазин.
Пять Изид с Гарпократиками.
29.09.07
Гарпократ - это то же самое, что и Гор, но в эллинистический период, греческий перевод того же имени, означающий "Гор-ребёнок". Гарпократ держит пальчик у рта, отчего в какой-то момент стал восприниматься как бог молчания, но это результат неправильной трактовки жеста, воспроизводящего иероглиф "ребёнок". В нашем контексте это всё не очень важно, важно просто понимать, что речь идёт о том же самом сыне Изиды, которого Лизка иначе как Гарпократиком не называла (ей очень понравилась история с сосанием пальца, что она в то время тоже практиковала).
Три Изиды под окном. Слева направо: стоящая, сидящая в кресле, сидящая на троне.
В левом углу монограмма - Л.
29.08.07
Изида с Гарпократиком
27.08.09
Сверху снова тучки, что за конструкция слева, я, к сожалению, не записала.
Слева Изида с Гарпократиком, у Изиды на голове её атрибут, позаимствованный у Хатор: коровьи рога с солнечным диском. Она заплетает косичку королеве с короной на голове и принцессой на коленях.
29.08.07
Мне кажется, этот сюжет Лизка подсмотрела. Правда, на фото не Изида, а простая кормящая египтянка.
А это ангелы, у них, если кто не в курсе, тоже бывают дети.
Большие фигуры: слева ангел, справа его мама. Оба с крыльями. В руках держат зонтики, сверху из туч идёт дождь.
Маленькие фигуры слева - это мама и младенец с вертушкой в руке. У младенца тоже крылышки, но не такие, как у ангелов, а для плавания, потому что они завтра пойдут в бассейн. Ещё внизу растут грибы, ведь дождь грибной.
Интересные параллели - крылья ангелов и “крылышки” для плавания (это калька с немецкого, по-русски они, наверное, называются иначе).
Оля с ребёнком
Тема "мама-ребёнок" так существенна, что даже своей бездетной тёте маленькая художница дарует на бумаге счастье материнства.
Лизкина тётя Оля с собаками, мышками и собственным ребёнком (в правом нижнем углу с двумя глазами). Сверху тучка, из которой идёт дождь, поэтому в верхней части головы не одна полоска ( лоб), а две - ещё и защищающий от дождя платочек, "как дождевичок, но только для головы".
06.08.07
Олькина детка со змеем в руке. Змей ест вишенку. Справа ворона с семечком в клюве. Из тучи идёт дождь.
06.08.07
Одиночные портреты
Отдельные изображения малочисленны, но они тоже есть.
Вот один из самых первых Лизкиных автопортретов. Очень подробный: есть и лоб и брови, и граза, и нос, и рот и затейливое что-то на голове, может, у принцессы, а может, у Изиды подсмотренное. С двумя парами рук и чудесными маленькими ножками.
Автопортрет
04.07.07
Папа лежит под одеялом, только голова торчит.
15.09.07
Какой экспрессионизм!
А это два моих портрета. Первый сделан в возрасте 2,5 лет, втророй - в три.
Мама. Рисовала с натуры. поэтому столько деталей: не только пальцы, но и ногти или как сказала Лизка - "когти".
07.03.07
Портрет мамы
Середина сентября 2007
Здесь хорошо проработанная голова (обильные волосы, экзотический пунктирный нос) сочетается с телом калякой-малякой, из которого торчат маленькие ручки. А справа ещё одна миниатюрная мама с запелёнутым ребёночком на руках. Это символ, характеристика мамы. Её образ без отсылки к её основной функции взращивания и оберегания ребёнка неполноценен.
Разное
Проглядев картинки выше, можно сделать вывод, что я намеренно сделала подборку на тему мама и ребёнка, так как сравнивала дочкины картинки с рисунком сына на эту тему. Но это не так. За исключением многочисленных животных (которые будут ниже), кроме мам с детьми, Лизка в этот период почти ничего не изображала. Вот несколько найденных в папке исключений.
Мифология.
В центре Нарцисс смотрит на своё отражение (справа) в воде. Слева заходящее солнце. Сверху окрашенное закатом небо.
17.09.07
Литературный персонаж.
Томатик из книжки про Томатика и Кубарика
И пейзаж с трубочистом.
Домики, такие типичные для детского творчества, встречаются у Лизки чрезвычайно редко.
Трубочист на крыше
Лето 2007
Животные
Лизка всегда любила зверей и много их изображала. С них, в возрасте примерно двух с половиной лет, и началось её рисование.
Уже тогда сюжеты были достаточно сложными.
Два орикса. Правый играет на дудочке, она в правой руке. В левой - прутик, чтобы отгонять кукушек, "потому что он боится, что кукушка расклюёт ему глаза". Маленький орикс слева - слушатель, на его правом ухе бант.
08.03.07
Излюбленными животными были мыши. Сначала они походили на человечков-головоногов.
Плачущая мышка обвила плачущего поросёнка хвостом, обоих выгнали из дома.
06.03.07
Для примера: другие животные выглядели примерно так же (хотя иногда у них уже проскальзывали характерные признаки, как здесь длинные ноги у цапли).
Поросёнок, утка и цапля
06.03.07
В папке нашлись ещё две не очень типичные мышки. Последняя, в платье, отличается и манерой и сложностью, так что я подозреваю, что это какая-то срисованная мышка.
Мышка
06.03.07
Мышка
Июнь 2007
После стадии мышиных головоногов, нарисованных обычно анфас, наступила стадия массовых скоплений грызунов, изображённых в профиль. Их рисование было похоже на медитацию: Лизка садилась и плотно покрывала лист десятками хвостатых созданий. Это были уже вполне узнаваемые мыши, хотя пока ещё лишённые всяких деталей: только тело с глазом внутри и хвост.
Мышки.
Июль 2007
С них началось Лизкино знакомство с профильным изображением. Кажется, мы обсуждали с ней эту тему. Во всяком случае с этих пор и человеческие существа иногда поворачивались к зрителю профилем, как на рисунке ниже.
Лизкин подарок маме и папе на день рождения. Я попросила нарисовать нашу семью. Лисичка объяснила:
"Это мышки, это я (вторая слева), это мама (крайняя слева). А это папа (красный), у него один глаз, он в профиль."
28.02.07
Мышки вели сложную мышиную жизнь в своих мышиных апартаментах.
Мышка в норке. Кружки внутри норки - разные комнаты: спальня (вверху), гостина (внизу).
Круги слева - это планеты игрушек, соединённые между собой. В верхнем левом углу золотая мышка, которая идёт в "государь" (государство), где живут золотые мышки, "поэтому она золотая мышка".
Июнь 2007
Когда Лизке исполнилось три, у простых мышех, состоящих из тела, глаза и хвоста появились уши и ноги, в количестве которых в силу возраста художница часто путалась.
Мышиное семейство (под небом голубым)
19.09.07
Поросята тоже порою бегали на пяти ногах, зато у них уже был пятачок и закрученный хвостик, составляющие их поросячую индивидуальность.
Поросёнок
12.09.06
Думаете, это ещё одна мышка? А вот и нет! Это ...
Волк
12.09.07
Кошка
12.09.07
Самая первая кошка. Потом, когда мы обзаведёмся Аринкой, Лизка будет их рисовать десятками.
Ежиха
12.09.07
Мне кажется, что на иголке яблоко.
Одна из моих самых любимых картинок - Бременские музыканты.
24.08.07
Последняя группа рисунков животных возвращает нас к началу. Было бы странно, если бы занимавшие Лизку взаимоотношения матери и ребёнка не проникали в анималистический жанр. Конечно же, и здесь были свои мамы и детки.
Рыбки
Бегемотики
16.09.07
Попугай и его детка
21.09.07
Коршун в очках с коршунёнком. "Два весёлых коршуна".
16.09.07
Когда я закачивала все эти картинки, я колебалась, нужно ли в этом посте добавлять к человечкам рисунки животных. С одной стороны мне не хотелось перегружать пост, с другой я была совершенно не в состоянии выбрасывать что-то из отфотографированного. Успокоив себя тем, что такие посты всё равно никто не читает, а мне удобнее, чтобы все картинки были вместе, я не стала ничего отбирать. И правильно, мне кажется. В результате я сделала кое-какие наблюдения, о которых знала, но успела забыть. Например, что людей маленькие дети чаще всего изображают анфас, а животных в профиль, что связано скорее всего с разницей в форме. Если изобразить животное анфас, останется за кадром очень существенная часть его вытянутого тела. Это интуитивное стремление к наибольшей наглядности характерно и для первобытных рисунков, и для египетского канона, хотя в деталях он отличается от детского рисунка. Как и древние художники, дети, к примеру, всегда изображают ступни в профиль, независимо от того, в профиль или анфас изображены другие части тела. Это проще и нагляднее. Так и при изображении других частей тела ребёнок, который ещё очень далёк от идеи реалистичности изображения, в каждом отдельном случае интуитивно выбирает наиболее наглядный ракурс. Лизкин поросёнок, когда ещё был головоногом, подчинялся детскому "канону" изображения людей (анфас), а позже стал изображаться скорее в профиль с исключениями для некоторых частей тела. И каких? Тех, которые в профиль очень ненаглядны. Какой же пятачок без дырочек? А ушки в профиль - это же просто полосочки, ребёнок в своём воображении, рисуя не с натуры, видит их только анфас. А вот закрученный хвостик изобразить анфас нельзя никак. Птички на последней картинке стоят к нам лицом и это объяснимо: по-первых, у них сзади нет ничего интересного, вытянутого, во-вторых, у старшей птички очки, а их ни один трёхлетний ребёнок не будет изображать в профиль. Кошку Лизка изобразила анфас, но при этом ограничилась мордочкой, тело, если бы она его нарисовала, обязательно было бы профильным.
Во всем этом существенную роль играет символичность изображения. Ребёнок рисует символами. К примеру, он часто изображает предметы невидимые, но о присутствие которых в определенном месте ему известно ( если на рисунке мама стоит у реки, то в ней непременно будут плавать рыбы, которых ребёнок в этой реке не видел, но о существовании которых там знает).
Ещё один характерный пример символизма в детском рисунке - полоски неба или земли. Только натасканный взрослыми дошкольник нарисует линию горизонта и станет закрашивать фон, обычный ребёнок изобразит небо и землю линиями. У Лизки помимо линий главный символ неба тучка с дождём. Ещё она символично изображала лоб. Она знала, что на лице есть глаза, нос, рот и лоб. Глаза и нос у неё - это точки (нос может быть и линией), рот - линия, но что делать со лбом? Она мысленно называет его и это требует графической фиксации, и ребёнок выбирает из простейшего набора изобразительных средств точки и линии линию как наиболее подходящую для вытянутой формы лба (впрочем, это могла быть и точка). Вслед за этим и платочек, который уж совсем сложной формы и покрывает голову со всех сторон, изображается такой же линией, ведь достаточно лишь символом сообщить о его присутствии. На некоторых Лизкиных рисунках символическая линия лба сосуществует с элементом реализма: тремя паралелльными морщинками (в сумме 4 линии). Более значимые фигуры Лизка, как и когда-то египтяне, часто изображает крупнее, даже папа обычно меньше мамы, что для трехлетнего ребёнка, недавно отлучённого от груди, вполне понятно.
Для меня это очень интересная тема, и если рассмотреть рисунки внимательнее или лучше скопировать их, как мы делали на семинаре Лены Макаровой, откроется множество незамеченных закономерностей. Но я пока остановлюсь и буду ждать, что нам в ближайшее время нарисует Яшка.