В Мюнхене ещё есть музеи, в которых мы не были. Пока у Лизки каникулы, я решила сократить их количество и на днях мы, наконец, побывали в местном этнографическом музее, как оказалось, самом старом этнографическом музее Германии. Я очень давно хотела туда пойти, но Лисичка всё отказывалась, предпочитая зоопарк или Пинакотеку, а тут вдруг согласилась и мне кажется, ей там понравилось. Музей очень богатый и интересный, гораздо лучше, чем бывший наш гамбургский. В воскресенье входной билет стоит всего один евро, а внутри есть симпатичные кафе и лавочка со всякой всячиной под названием "караван-сарай".
Лисичка, в последнее время полюбившая рисовать орнаменты, надолго застряла в залах искусства Востока.
Здесь она пишет своё имя арабской вязью.
Тут было что порисовать, особенно ей понравился растительный орнамент с фасада пакистанской мечети.
Для Мишки этот зал стал залом ожидания, к счастью, здесь нашлись симпатичные плетёные стульчики для посетителей.
В зале было множество архитектурных элементов: порталов, окон, павильонов, а также предметов быта конца 19-го века, украшенных ажурной деревянной резьбой, гравировкой или росписью.
В другом зале мне понравились деревянные идолы из Нуристана, региона, расположенного на границе между Афганистаном и Пакистаном. Очень долго этот регион к югу от хребта Гиндукуш населял народ с собственной политеистической религией. Из-за труднодоступности места проживания население долго не могли обратить в ислам, вплоть до XIX века, поэтому раньше это место называлось Кафиристаном, "страной неверных".
У идолов были глаза из перламутра, сейчас по большей части утерянные.
Лица симпатичные и незлобные, напоминающие мордочки с детских рисунков.
Потом мы пошли в роскошные залы культуры Океании, где Лизка первым делом стала петь написанную на стене песню океанских семей. А Мишка восхитился лаконичностью её языка (сравните длину строчек оригинала и английского перевода).
Здесь господствует культ предков.
Мы обнаружили вот такие миловидные сосуды с изображениями духов предков в виде свиньи и орла.
Лизка, конечно, не могла их не нарисовать.
Увидев эту парочку, я задумалась о её назначении и, не став читать табличку, позвала Мишку отгадывать.
Он, однако, уже успел прочитать подпись и сказал, что я ни за что не догадаюсь.
Оказалось, что это приспособление для выскребания кокосовых орехов.
Столб предков и всякого рода ступки.
Ритуальный головной убор.
Устав ходить, Мишка оценил разумность поз океанских фигурок - они все сидели.
У предков порой встречались очень выразительные мордочки.
Та же фигурка сбоку.
А вот этот экспонат из Новой Гвинеи вам никого не напоминает?
Мишке он напомнил "Крик" Мунка, и правда, очень похож.
Вышивка из ракушек.
Среди экспонатов много довольно страшных, особенно зловеще выглядят черепа, обмазанные глиной, расписанные и украшенные.
Помимо экспонатов мне очень понравились вот такие приспособления для рисования, совмещающие в себе скамейку и мольберт.
Они стояли в каждом зале и приглашали детей (а может, и взрослых) порисовать. Ничего подобного я не видела ни в одном музее. Я считаю, это гениальная вещь, дети радостно седлали этих коней и начинали творить.
Если такие штуки расставить во всех музеях, то количество рисующих в музеях детей сильно увеличится.
Я думала, это представитель семейства жерновов, оказалось - такая денежка.
"Рыцарь" из Океании.
Ещё один предок.
Потом мы пошли в зал искусства Южной Америки, где представлены археологические находки из древнего Перу, большинство которых датируется первой половиной первого тысячелетия. Эта была в основном керамика двух цивилизаций, живших в Перу ещё до инков: Мочика и Наска.
Искусство культуры Мочика (или Моче) поразило меня необыкновенным реализмом: голова на средней полке в центре, как живая.
Для культуры Наска, наоборот, лепка была малохарактерна, зато они были великими мастерами в росписи.
Многие сосуды выглядят очень современно, можно подумать, что это керамика XX века, а ей на самом деле полторы тысячи лет.
У одной из витрин мы все растаяли от умиления: она была вся заполнена кошками! Пятнистые кошки, видимо, имели какое-то культовое значение.
Кроме кошек было много других симпатичных животных: лам, лягушек, птиц, рыб. Но у меня в фотоаппарате мигала батарейка и я снимала очень экономно.
Вообще представители культуры Наска, похоже, были неравнодушны к животным. Читая уже post factum википедию об искусстве древних народов Перу, я набрела на статью о
геоглифах Наски, удивительных зооморфных изображениях протяжённостью в десятки, даже сотни метров и различимых только с воздуха, которые, вероятно, также были созданы представителями этой цивилизации.
Ещё мне понравился вот такой человечек, напомнивший мне сразу двух персонажей: Щелкунчика и Швейка.
Здесь же я обнаружила ещё один пример перламутровых глаз и прочих инкрустаций из перламутра. Не помню, что это за культура, видимо, какая-то третья, стиль совсем другой.
Сандалии полуторатысячелетней давности.
Лизка сначала рисовала в блокноте,
,
а потом, обнаружив свободного "коня", уселась рисовать индейцев на большом листе.
Потом мы ещё были в залах Северной Америки и Африки.
Здесь выставлены примеры текстиля, одежды и обуви из кожи, так хорошо знакомые всем по фильмам про индейцев. Лизка, которой папа стал плести на день рождения по феньке и которая их носит, не снимая, заинтересовалась прежде всего ими.
Тут у меня кончилась батарейка и африканское искусство, почему-то современное, я уже не фотографировала. Там были забавные маски и прочие артефакты из пластиковых бутылок, старых утюгов и другого утиля, а также немного деревянной скульптуры. Например, эта колоритная африканка на сносях.
Вот такой поход. Не уверена, что он интересен кому-нибудь, кроме меня, так что это очередная запись из серии "чтобы не забыть", оставить симпатичный день в семейных анналах.