Картинки с выставки. Кранах

Feb 06, 2012 11:54

На надгробной плите могилы Кранаха старшего в Веймаре написано «Самый быстрый художник». В плодовитости Кранаху не было равных. Он руководил крупной мастерской, помогавшей ему расправляться с заказами, откуда вышло не менее 5000 (!) картин и не поддающееся подсчёту количество гравюр. При этом Кранах был социально и политически активен: помимо ( Read more... )

искусство, живопись, портрет, Кранах, Дюрер-Кранах-Гольбейн, музей истории искусств

Leave a comment

kuzdra February 26 2012, 20:31:00 UTC
Оля, спасибо тебе за интерес.
Генриха и Катерину я видела в Дрезденской галерее, они, действительно, интересные. У Генриха смешной наряд, мне кажется, он похож на петуха.
Про Сибиллу я не знаю, могу только предполагать. Это небольшой портрет (13х20), один из тех, какие массово изготавливались по шаблону. Иоганн Фридрих в 1532 году наследовал умершему отцу, но у него ещё не было признания императора Карла V, для популяризации своей персоны в роли курфюрста он рассылал повсюду свои портреты. Мы имеем дело с парным портретом, у парных портретов тоже было что-то вроде канона: фигуры мужчины и женщины по-разному заполняли панель, мужчин изображали крупным планом, часто урезая фигуру сбоку, женщин - оттесняли вглубь картины, их фигуры значительно мельче. Это, конечно, связано, с их ролями: доминирующей ролью мужчины и отстранённой позицией женщины. Голова у Сибиллы такая же по размеру, как у мужа, для неё полагается более крупное тело, но это противоречит канону, тогда она была бы слишком монументальной, заполнила бы всю картину. Т.е. чтобы одновременно соблюсти канон и пропорции, нужно было бы уменьшить голову. Возможно, Кранах взял шаблон, который он использовал для других портретов, которые были больше или, наоборот, меньше, но имели вид медальона (Как у Лютера и Катерины фон Бора, такой тип был очень распространён, на выставке были очень забавные парные портреты в виде круглых шкатулочек, один портрет дно, другой крышка.) Ещё один момент - мода. Узкие плечи и талии, лёгкий двойной подбородок, пухлые щёчки и высокий лоб - вот идеал того времени. То, что нам кажется нарушением пропорций, могло быть идеализацией: чем уже плечи и талия, тем красивее. А может, и первое, и второе: голова чужая, но Кранах не счёл её неподходящей из-за моды на узкие плечи. Но это всё только предположения.

Там же бы вот такой портрет неизвестной дамы кисти сына, Лукаса Кранаха младшего:




По-моему, здесь тоже есть нарушение пропорций, правда, не такое вопиющее, как у Сибиллы Клевской. И Многие поздние Венеры Кранаха тоже довольно крупноголовые и узкоплечие.




Змейка есть далеко не везде, но часто. Она не всегда бросается в глаза. Как правило, если есть дата, есть и змейка.

Reply

stepnaya February 27 2012, 12:54:32 UTC
о, как интересно про шаблоны! а я-то думала, что широкие плечи выражают силу воли и мужественность конкретного портретируемого!:)
Про женские обнаженные фигуры нам объясняли, что просто он рисовал не с натуры - потому и неестественно, но портреты мог бы и с натуры рисовать!
Света, а ты знаешь, что началась запись на Ленин весенний курс?

Reply

kuzdra February 27 2012, 13:42:22 UTC
Я не знаю, рисовал ли он Сибиллу с натуры, думаю, скорее рисовал, ведь он был придворным живописцем, поэтому был рядом. Но очень маловероятно, что он рисовал целиком фигуру, скорее это был набросок головы, по которому делали шаблон, а тело легко дорисовать без натуры и варьировать по желанию. У него есть ещё более ранний её портрет.

Про курс знаю. Думаю, на этот раз запишусь. Мне нравится идея объединения старших курсов, хочется нового воздуха, последний курс, на котором я была, был слишком вялым, у всех дела-заботы, на этом, думаю, так не будет.

Reply


Leave a comment

Up