На надгробной плите могилы Кранаха старшего в Веймаре написано «Самый быстрый художник». В плодовитости Кранаху не было равных. Он руководил крупной мастерской, помогавшей ему расправляться с заказами, откуда вышло не менее 5000 (!) картин и не поддающееся подсчёту количество гравюр. При этом Кранах был социально и политически активен: помимо
(
Read more... )
Генриха и Катерину я видела в Дрезденской галерее, они, действительно, интересные. У Генриха смешной наряд, мне кажется, он похож на петуха.
Про Сибиллу я не знаю, могу только предполагать. Это небольшой портрет (13х20), один из тех, какие массово изготавливались по шаблону. Иоганн Фридрих в 1532 году наследовал умершему отцу, но у него ещё не было признания императора Карла V, для популяризации своей персоны в роли курфюрста он рассылал повсюду свои портреты. Мы имеем дело с парным портретом, у парных портретов тоже было что-то вроде канона: фигуры мужчины и женщины по-разному заполняли панель, мужчин изображали крупным планом, часто урезая фигуру сбоку, женщин - оттесняли вглубь картины, их фигуры значительно мельче. Это, конечно, связано, с их ролями: доминирующей ролью мужчины и отстранённой позицией женщины. Голова у Сибиллы такая же по размеру, как у мужа, для неё полагается более крупное тело, но это противоречит канону, тогда она была бы слишком монументальной, заполнила бы всю картину. Т.е. чтобы одновременно соблюсти канон и пропорции, нужно было бы уменьшить голову. Возможно, Кранах взял шаблон, который он использовал для других портретов, которые были больше или, наоборот, меньше, но имели вид медальона (Как у Лютера и Катерины фон Бора, такой тип был очень распространён, на выставке были очень забавные парные портреты в виде круглых шкатулочек, один портрет дно, другой крышка.) Ещё один момент - мода. Узкие плечи и талии, лёгкий двойной подбородок, пухлые щёчки и высокий лоб - вот идеал того времени. То, что нам кажется нарушением пропорций, могло быть идеализацией: чем уже плечи и талия, тем красивее. А может, и первое, и второе: голова чужая, но Кранах не счёл её неподходящей из-за моды на узкие плечи. Но это всё только предположения.
Там же бы вот такой портрет неизвестной дамы кисти сына, Лукаса Кранаха младшего:
По-моему, здесь тоже есть нарушение пропорций, правда, не такое вопиющее, как у Сибиллы Клевской. И Многие поздние Венеры Кранаха тоже довольно крупноголовые и узкоплечие.
Змейка есть далеко не везде, но часто. Она не всегда бросается в глаза. Как правило, если есть дата, есть и змейка.
Reply
Про женские обнаженные фигуры нам объясняли, что просто он рисовал не с натуры - потому и неестественно, но портреты мог бы и с натуры рисовать!
Света, а ты знаешь, что началась запись на Ленин весенний курс?
Reply
Про курс знаю. Думаю, на этот раз запишусь. Мне нравится идея объединения старших курсов, хочется нового воздуха, последний курс, на котором я была, был слишком вялым, у всех дела-заботы, на этом, думаю, так не будет.
Reply
Leave a comment