Бежецк

Mar 17, 2009 18:25

   Съездили в эти выходные в Бежецк.
   Удивительно приятный, уютный городок, прекрасное место для любителей пеших спокойных прогулок. Город вольно гуляющих кошек. Город, где улица Ленина совсем не главная, и где есть улица имени рядового. Некогда богатый купеческий город, где причудливо сплетаются архитектуры разных эпох, где дома утопают в кружевах резных наличников, и у каждого дома свой неповторимый облик. Город, на тихих улицах которого по-деревенски уютно от запаха дыма из печных труб.

 

   Изначально в плане поездки было посетить в Бежецке музей В.В.Андреева, а потом поехать ночевать в лес, куда-нибудь на берег Нерли. Однако, добрались до Бежецка мы уже к вечеру, когда музей был закрыт. Подкорректировав планы, мы остановились в местной гостинице "Престиж", чтобы утром на легке и без спешки погулять по городу и посетить музей. Но сначала не мешало пообедать. Все местные жители на вопрос "где поесть" отправляют в кафе "Фламинго", что на набережной рядового Николаева. Вот, кстати, первый раз в жизни встречаю улицу, названную в честь рядового. Позже оказалось, что действительно, нормально поесть в Бежецке больше негде. Мне кажется, это серьезное упущение для такого прекрасного города. Что касается гостиницы - нормальная, аккуратная и небольшая гостиница в центре Бежецка с современным ремонтом. При гостинице есть небольшой буфет, где можно попить чайку и немного перекусить (сосиски, возможно яишница, полуфабрикаты).

Итак, оставив вещи в гостинице, мы отправились по вечернему солнышку прогуляться по городу. Тихие улочки, легкий морозец и сладковатый запах дыма от печного отопления создавали непередаваемый уют. И еще удивительная мозаика старинных кирпичных и деревянны зданий с резными наличниками, деревенских изб, советских построек из белого кирпича и современного строгого и аккуратного убранства в сайдинг.... Кружева домовой резьбы восхитительны, и радуют глаз почти на каждом шагу. Машины на улицах города, к счастью, большая редкость, и при этом почти везде есть тротуары. Памятники, скверики, аллеи, церквушки... И кошки, которые никак не желали фотографироваться... стеснялись наверное. Одна даже убегая от фотоаппарата просочилась в щель под входной дверью в дом.

 


 
            
             



 


  
             
            



 



 

   Первые документальные упоминания о Бежецке относят по разным источникам к 11 или к 12 веку. Литовцы и татары не раз разоряли Бежецк, но больше всего досталось ему от русских князей. Два столетия Бежецк был яблоком раздора между Новгородом, Тверью и Москвой. Неоднократно великие князья жгли и разоряли город. В начале 17 века в городе был воздвигнут деревянный кремль, имевший десяток глухих башен, три проезжие башни и почти километровую стену. Конечно, сейчас от кремля ничего не осталось.
   Кстати, до середины 18 века Бежецк назывался Городецко. А современное название и статус уездного центра город получил лишь в 1766 году, по Указу Екатерины II. Впоследствии Бежецк стал богатым торговым городом, одним из крупнейших в России центров льняной торговли и признанным уездным центром промышленного производства. Формировались династии купцов-промышленников. По сей день на главных улицах города стоят купеческие дома и общественные постройки 18-19 века. К началу 20 века улицы Бежецка украшало более двадцати храмов! Большинство из них в 30-60 годах 20 века было полностью разрушено или перестроено.
   Самые разноликие дома выстроились, как в музее, на Большой улице.

 



 



 



 

   От Большой же улицы отходит небольшой скверик, в котором стоит скромная и белоснежная, как невеста, колокольня Введенского монастыря. Памятник архитектуры 17 века, визитная карточка Бежецка.

  

   Разумеется, не обошли мы стороной и проспект Ленина. На самом-то деле мы забрели на эту небольшую улицу совершенно случайно.

 
   И уже в сумерках, когда возвращались в гостиницу, вышли на старинную аллею, идущую водль древней стены Женского монастыря. За этой стеной возвышается почти современное здание больницы. А над аллеей царил птичий бедлам. Мы так и не определили, что за представители семейства врановых так бурно отмечали наступление весны, но впечатления мы получили сильные.

 

   И уже на последок дня, получили бульвар, начинавшийся с колоритного памятника погибшим за октябрь.
   Наутро, еще до открытия музея, мы с огромным удовольствием еще прогулялись по городу. За высоким и невзрачным забором на Спасской улице прячется ансамбль построек Благовещенского женского монастыря.

 

   Еще дальше на пустыре красуется Спасо-Преображенская церковь. А от церкви неожиданно открывается вид на старинное кирпичное здание духовной школы. Вывесок никаких нет, и что находится в этом здании сейчас не очень понятно, возможно, интернат.

  

   Пройдя в обратном направлении по улице Нечаева, вышли к пышной Кладбищенской церкви Спаса Нерукотворного образа. Вот кстати, вроде и поесть в этом городе особо негде, вроде и жизнь здесь небогата тиха и размеренна, а о родительских субботах жители помнят, и на торговой площади цветы на могилки продают чуть ли не больше, чем продукты!

 

   Сама современная рыночная площадь находится на том же самом месте, где два столетия назад были построены каменные торговыея ряды аж архитекторами Росси и Стасовым. Сами торговые ряды стоят и используются и по сей день, хотя и местами беспощадно перестраиваются.

 

   Но наконец, мы добрались и до музеев. Музей Андреева закрыт, и для того, чтобы в него попасть, нужно сначала зайти в стоящий рядом музей Шишкова. И вот зашли мы туда, и ни капельки не пожалели!
   В цокольном этаже музея Шишкова представлена краеведческая экспозиция, первый зал которой посвящен животному миру края. Прекрасно оформленные витрины с чучелами зверей и птиц. Тут и хорек, охотящийся на куропаток, и тетерева, и снегири и кулички, и дятлы разных видов... И, конечно, кабан с шикарной шевелюрой.
   Следующие залы посвящены крестьянскому быту. Вот честное слово, на сегодняшний день я впервые увидела столь аккуратно и тщательно организованную выставку на данную тему. Сотрудникам музея удалось показать максимум из крестьянского быта, при этом не захламив музей. Если тема лен - то последовательно и наглядно показан весь цикл обработки льна от копны и до получения полотна. Никаких лишних деталей в виде сотни разных прялок, чесал, челноков, но зато все предельно четко и ясно: вот тут лен собрали, тут помяли, а тут тонко причесали и получили волос "чистый и шелковисый", а вот тут уже спряли, и получили нитки, а вот тут в станок заправили, сткали и получили вот такие полотна.
              
                



 

   Помимо хозяйственно-крестьянских орудий труда, представлены различные ремесла. Есть избушка-мастерская бондаря, а еще  оформлена изба зажиточного крестьянина.

 

   В музее собрано очень много вышивки. Разумеется, есть кое-что и из одежды, и разумеется, возле тряпочек я застряла надолго :). Удивил женский пояс, который не завязывается, а застегивается. И специальная дуга с бубенцами для свадебной упряжки.
   Трогать ничего нельзя, мало того, часть экспонатов за стеклом, что сильно затрудняет фотографирование. Но это ведь лишь небольшая плата за хорошую сохранность вещей. Все предметы выглядят действительно очень достойно. 

 


 
             
            



 

   Верхний (он же первый, он же основной) этаж музея посвящен уже непосредственно самому В.Я.Шишкову. И вот это стало для меня настоящим открытием! Шишков, оказывается, полевик с приличным стажем! Полтора десятка лет в начале двадцатого столетия он проработал в топографических экспедициях по Иртышу, Оби, Бии, Катуни, Енисею, Чулыму, Лене, Нижней Тунгуске, Ангаре... У меня аж дух захватило, когда увидела знакомые названия! А на стендах - фотографии, рабочие материалы, профили на миллиметровке, предметы быта местных народностей, предметы полевого быта. Чум, охотничьи лыжи и котомка, колчан со стрелами, амулеты, унты и нарядная одежда эвенков... Восхитила походная печка - взяли на заметку для возможного обустройства собственного походного быта.

 



 


   
            
            

   Многочисленные различные издания произведений В.Я.Шишкова. Ну конечно, годы полевой жизни просто не могут не отразиться в рассказах и романах. Вот ведь какой пробел на моей книжной полке походно-полевой классики. Только накануне размышляла о том, какие книги еще нужно добыть на эту самую полку, и вот нате, пожалуйста! "Получите и распишитесь" :).
   После музея В.Я.Шишкова смотрительница провела нас в соседний музей В.В.Андреева. Василий Андреев  (1861-1872гг.)- это человек, благодаря энергии и увлеченности которого, балалайка приобрела огромную популярность. Он собирал самые разные народные инструменты, учился на них играть, а в 22 года познакомился с балалайкой. Совершенствование собственной игры на балалайке,  собирание кустарных балалаек из различных губерний России - большое увлечение, итогом которого стало усовершенствование этого инструмента, создание балаечной школы и оркестра русских народных инструментов, признание балалайки в мире. В 26 лет Андреев собрал кружок любителей игры на балалайке, а еще через год этот кружок выступил уже с первым концертом. А ведь до тех пор балалайка из себя представляла крайне редко встречающийся, кустарно "вылепленный из того, что было" невзрачный инструмент!


   Первая сольная балалайка В.Андреева была изготовлена мастером В. Ивановым. Первые оркестровые балалайки по чертежам В. Андреева создал Ф. Пассербский. Балалайка-дискант работы этого мастера есть в экспозиции. Над моделями В. Андреева трудились и другие умельцы, но полностью воплотил в жизнь его замыслы замечательный мастер С.И. Налимов.
   Уже потом кружок любителей игры на балалайке перерос в Великорусский оркестр,  успешно гастролирующий по Европе и США и подаривший невероятную популярность балалайке. Уже потом началось массовое производство балалаек, и этот скромный инструмент стал символом русского народного национального искусства.
   Вот так вот увлечение одного человека в очень короткий срок сделало балалайку воистину национальным и доступным инструментом, подарило ей тот облик, который она имеет и поныне... Энтузиазм, достойный поклонения.

В экспозиции музея собраны народные музыкальные инструменты - свистулька в виде птички, жалейка, или брелка, пастушьи рожки, гудок; фотографии кустарных балалаек из различных губерний России. Представлен условный интерьер мастерской С. Налимова. Разумеется, предметы, и фотографии связанные с жизнью Василия Андреева; афиши, книжки и ноты...
 
              
             



 


 
            
            

   А еще в музее собрана коллекция инструментов, выполненных руками знаменитых мастеров: С. Налимова, И. Зюзина, П. Оглоблина, И. Галиниса. Очень красивые инструменты, интересно оформленные, инкрустированные перламутром. И оказывается, у каждого автора была своя характерная деталь в отделке инструмента. Так, например, у Налимова на грифе красуется герб, а в нашей балалайке (которую мы предусмотрительно привезли с собой) смотрительница музея с первого взгляда определила Зюзинский инструмент!

По словам работницы музея, сейчас в Бежецке есть музыкальная школа имени В.Андреева, а также средняя школа с углубленным изучением музыкальных предметов, и это при том, что в Бежецке всего 5 школ! Ежегодно проходит музыкальный фестиваль «Андреевские дни в Бежецке».
   Так что скромные с виду музейчики скромного городка хранят в себе память об очень энергичных, сильных и удивительных людях. Жалко только, что мы не застали музейных научных сотрудников, и часть вопросов наших так и остались без ответов.

После просветительской части прогулки уже нужно было торопиться возвращаться в гостиницу, сдавать номер. Потом нас ждали тщетные поиски "где бы поесть". Уже проверенное кафе "Фламинго" было закрыто на банкет, остальные двери в городе под вывесками "кафе" были плотно заколочены, и точка по продаже пирожков тоже не работала. Лишь на выезде из города мы нашли "Бистро на Тверской", где удалось хоть как-то перекусить и накормить Тимоху.

На выезде из города (на Тверь) узнается характерный пейзаж "зоны" с вышками, забором с колючкой и, кстати, со своим храмом на территории. Удивительно, мне раньше (в глубокой и романтичной юности) казалось, что зоны у нас все в глухомани, в тайге, вдали от остальных людей, а на самом-то деле у нас чуть в сторону от Москвы, и уже почти каждый городок или поселок покрупнее начинается с зоны на въезде (и как правило по главной трассе)... И при каждом таком пейзаже становится как-то не-по-себе слегка...

И еще из находок - километрах в 11 от Бежецка, в деревеньке Дрюцково стоит большая полуразрушенная деревянная церковь.

 

   Хочется еще раз отметить, что поездка удалась очень приятной и познавательной, и я была бы совсем не прочь еще прогуляться неспешно по этому маленькому благородному городку цветущей весной или золотой осенью...
   А еще очень приятно удивило то, что на улицах Бежецка довольно много молодежи. Причем молодежи вполне культурного вида, а вовсе не шпаны.

Для любопытствующих есть весьма неплохой сайт о городе с хорошими фотографиями и описаниями:  http://bezh.asobezh.ru
   Мои фотографии, к сожалению, в этой поездке не самого лучшего качества, так как у меня сбились настройки экспозиции, и я только на последних кадрах разобралась с тем, что именно у меня съехало. Весь фотоальбом по поездке тут

Бежецк, малые города

Previous post Next post
Up