Катти Сарк

Nov 28, 2016 11:02

Оригинал взят у santalusia в Катти Сарк
Оригинал взят у logik_logik в Катти Сарк. Корабль и музей.
[Spoiler (click to open)]Оригинал взят у rama909 в Катти Сарк. Корабль и музей.
Оригинал взят у karhu53 в Катти Сарк. Корабль и музей.
Катти Сарк. Корабль и музей.




Для тех кто не в теме - "Катти Сарк" самый известный чайный клипер в мире, в настоящее время это музей.
Катти Сарк - обалденное место, особенно для детей. Все-таки в парусниках есть что-то такое особенное.




Клипер был спроектирован Геркулесом Линтоном (Hercules Linton), построен и спущен на реку Клайд (Clyde) 23 ноября 1869 года в шотландском городе Дамбартон (Dumbarton) компанией Scott & Linton по заказу капитана Джона «Джока» Уиллиса (John Willis), имевшего прозвище «Белый цилиндр». Капитану требовался самый быстрый корабль в мире для перевозки чая из Китая.



Конструктивно это был композитный корабль: железный набор, покрытый деревянной обшивкой. Обшивка выше ватерлинии - из тика, ниже ватерлинии - из особой породы вяза - ильма Томаса. Днище судна ниже ватерлинии было обшито пластинами из сплава меди и цинка (т. н. мюнц-металл).



История названия.
В переводе с шотландского «Cutty Sark» - «Короткая рубашка». Будущий владелец клипера, Джон Уиллис, зайдя в одну из картинных галерей, увидел картину, изображающую молодую ведьму в короткой ночной рубашке, летящую над болотами на шабаш. Тогда он решал, как назвать корабль, то сначала хотел назвать его именем ведьмы. Но моряки - народ суеверный (особенно в XIX веке), и на корабль, носящий имя ведьмы, невозможно было бы набрать экипаж. Тогда и пришла Уиллису в голову идея названия, которое бы и не раздражало суеверных, и всё-таки соответствовало его желанию. Кроме того, носовая фигура клипера изображала эту ведьму.



По другой версии, капитан собирался назвать клипер «Морская ведьма» («Sea Witch»), но оказалось, что под этим именем уже зарегистрирован другой корабль. И тогда он выбрал название Cutty-sark - прозвище молодой и эротически-привлекательной ведьмы, героини поэмы Роберта Бёрнса «Tam O’Shanter».



Причина известности.
Клипер использовался для доставки чая из Китая, в то время представлявшей собой беспощадную конкурентную гонку вокруг земного шара из Китая в Лондон. Призом в этой гонке была существенная разница в прибыли, получаемая тем, кто привозил первый чай нового урожая. В этой гонке «Катти Сарк» не выделялась ничем особенным. Известность ей принесло состязание на скорость с клипером «Фермопилы» в 1872 году. Оба клипера одновременно вышли из Шанхая 18 июня, однако через две недели «Катти Сарк» в буре потеряла руль и капитан Моуди удерживал клипер по ветру во время бури с помощью плавучего якоря, пока на борту мастерили запасной руль. Работа длилась восемь суток, поскольку яростный шторм не прекращался. Судовой плотник собрал брусья, скрепил их скобами, которые сам выковал. Кузницу разбили на палубе, по которой гуляли волны.



Один раз опрокинулся горн, и сын капитана, который раздувал мехи, едва успел отскочить в сторону, увертываясь от раскаленных углей. На следующий день кузнецу чуть не снесло голову раскаленным железным брусом. Имя этого человека - Генри Гендерсон - осталось в анналах британского мореплавания. В результате этого Катти Сарк прибыла в Лондон на неделю позже «Фермопил» - 18 октября, затратив на путешествие 122 дня. Тем не менее, клипер навсегда вошел в историю благодаря тому, что после аварии капитан не сдался, а принял решение продолжить гонку, соорудив импровизированный руль в открытом море (вместо того чтобы сойти с дистанции на ремонт в порт), и при этом отстал всего на одну неделю.



Конец истории.
В итоге клиперы были вытеснены пароходами, которые хотя и были по тем временам медленнее, но обеспечивали стабильные поставки чая через открывшийся Суэцкий канал. После этого «Катти Сарк» отлично зарекомендовала себя на перевозках шерсти из Австралии, добираясь до Англии за 67 дней. Утверждается, что в свои лучшие времена она могла пройти 360 морских миль за сутки, что может считаться рекордом для судов такого размера.
В 1895 капитан Уиллис продал судно португальской компании «Ферейра». После этого судно ещё несколько раз перепродавали, переоборудовали, пока в 1922 году «Катти Сарк» не была куплена капитаном Уилфредом Доуменом (Wilfred Dowman), который восстановил исходный вид и оснастку и начал использовать клипер в качестве стационарного учебного судна.



Пожар
Ранним утром 21 мая 2007 года на «Катти Сарк» возник пожар. Огонь быстро охватил всё судно, уничтожив около 80 % всей деревянной обшивки и палубных перекрытий. Однако, как сообщил представитель фонда «Катти Сарк» Крис Ливетт, судно будет восстановлено, так как более половины всех его элементов - в частности, мачты, паруса, рулевое колесо, фигура девы, украшавшая нос - были сняты с корабля во время проводимого сейчас проекта по его реконструкции и вывезены в город Чэтем в графстве Кент. Свою поддержку в восстановлении национального символа Великобритании пообещало оказать и британское правительство.




Расследование причин пожара
30 сентября 2008 года представитель Лондонской пожарной службы озвучил выводы следствия о причинах пожара на пресс-конференции в New Scotland Yard. Согласно данным расследования, проводившемся совместно с London Metropolitan Police Service, наиболее вероятной причиной пожара стало возгорание мотора промышленного пылесоса, использовавшегося для уборки судна от отходов. Пылесос забыли выключить и он работал около 48 часов (в выходные дни) до своего отказа и начала пожара, обнаруженного в понедельник. Материальные свидетельства и записи с камер видеонаблюдения говорят о том, что пожар начался в корме корабля на нижней палубе. На основании доказательств был сделан вывод, что поджог маловероятен, и пожар произошёл по недосмотру.



Смета проекта по реконструкции «Катти Сарк», начавшегося в ноябре 2006 года, оценивалась в 25 миллионов фунтов.



Реставрация заняла почти пять лет и потребовала 50 млн фунтов расходов, повторное открытие судна для посетителей состоялось 25 апреля 2012 года.





Трюм













Твиндек





































Велосипед который один из капитанов купил в Шанхае. Осваивал машину капитан раскатывая по твиндеку.













Ящики с грузом. В каждом есть круглое отверстие, куда можно сунуть рукуу и попробовать узнать что за груз, на ощуп. А потом поднять крышку и проверить.
















Верхняя палуба

























































































































То самое перо руля, которое Катти Сарк потеряла в одном из рейсов и которое экипаж сделал своими силами, в открытом море, в шторм!













Коллекция носовых фигур:













Нос судна













Без нашего участия никакая Катти Сарк не обойдется :) Самми Офер пожертвовал 3 слишним миллиона фунтов на восстановление

























Подробное жизнеописание Катти Сарк можно прочитать здесь.
Повторное открытие после реставрации состоялось в апреле 2012 года
Оригинал взят у losew в Cutty Sark
Оригинал взят у mgsupgs в Катти Сарк. Корабль и музей.
Оригинал взят у mgsupgs в Катти Сарк. Корабль и музей.



Previous post Next post
Up