Понедельник. Политические обстоятельства сопутствовавшие принятию конституции РФ в 1993.

Dec 13, 2010 03:13

Это был уникальный эпизод российской истории и редкий шанс для нашего общества взять свою судьбу в свои руки.
Уникальность момента была в том, что готовность бороться за права личности сопровождалась и готовностью бороться за реальное, а не фиктивное избирательное право.
Идеи свободы личности и демократии сблизились, а это редкость. Мы могли добиться и того и другого, но в итоге добились только «демократии».

По мнению редакции газеты Ведомости

Политические обстоятельства сопутствовавшие принятию конституции РФ в 1993. Становление многопартийности.

12 июня 1990 г. Съездом народных депутатов РСФСР была принята «Декларация о государственном суверенитете РСФСР» подписанная Председателем Верховного Совета РСФСР Б.Н.Ельциным. В последствии данный день стал праздничной датой и с 2002 г. отмечается как "День России". "Отношение к этому празднику в России неоднозначное, многие рассматривают этот день как негативное событие, ускорившее процесс распада СССР" Однако по данным Левада-центр отношение граждан ко Дню России за последние двенадцать лет поменялось зеркально: если в 1998 г. за вариант "определенно во вред/скорее во вред" проголосовало 57 % , а за вариант "определенно во благо/скорее во благо" - 27 %, то в 2010 г. отрицательно проголосовали всего 19%, а положительно целых 51 % . То есть по распространённому сейчас мнению данный день дал толчок демократическим переменам в России.

Автор наряду с меньшинством считает, что данная Декларация хотя и формально провозгласила демократические преобразования в стране (закрепление суверенитета РСФСР, разделение властей, расширение права и свободы гражданина, создание принципа многопартийности) напротив имела признаки незаконности и действительно являлась негативным событием. Факт того, что в состав Декларации о государственном суверенитете принимается Статья 5, провозглашающая верховенство российских законов над общесоюзными являлось пренебрежением принципами конституционности. О последствиях принятия данного документа для СССР говорить не приходиться. Это так называемый "парад суверенитетов" союзных государств с последующим выходом из состава СССР и в конечном итоге коллапс Советского Союза, с закреплением нового "суперпрезидентского" режима Б.Н.Ельцина и его команды.

Процессы конца 1980-х начала 1990-х по становлению новой партийной системы по мнению заместителя директора центра политических технологий Бориса Макаренко "вели к снятию тотальных барьеров" , но целесообразно ли называть такие процессы демократизацией? Нет, так как это явление более сложное и многокомплектное, требующее длительного времени и последовательных действий. Команда Ельцина стремясь решить встающие на их пути проблемы "ударным путем" и ускорить процесс обновления власти не задумывались о дальнейших последствиях своих реформ, выливавшиеся в политический и правовой экстремизм. Яркими примерами которого служат: инцидент в тоннеле на Садовом кольце во время Августовского путча 1991 г., штурм здания Дома Советов 3 октября 1993 г., когда демократические реформы вылились в кровопролитие и насилие против граждан России.



В результате событий Августовского путча 1991 г. первый всенародно избранный Президент РФ Борис Николаевич Ельцин подписывает указ о приостановлении действия Коммунистической Партии тем самым устраняя самого серьезного противника для создания собственного политического режима. Однако в это время новообразованные партии были ещё плохо структурированы, что бы выдвигать своих кандидатов и программы. Кроме того не была продумана законодательная основа для успешного предоставления им возможности влиять на политику. По мнению кандидата технических наук, старшего научного сотрудника Института научной информации по общественным наукам РАН Кулика А. Н. партии России в это время выполняли только две функции: облегчение самоактуализации политических деятелей и коммуникации внутри элит, но не реального представления интересов граждан.



Законодательной основой многопартийной системы являлся Указ Президента РФ от 1 октября 1993 г. "Об утверждении уточненной редакции Положения о выборах депутатов Государственной Думы в 1993 году и внесении изменений и дополнений в Положение о федеральных органах власти на переходный период" и Конституций Российской Федерации, которая была принята в результате референдума 12 декабря 1993 года что прямо противоречило Закону РСФСР от 16 октября 1990 года № 241-1 «О референдуме РСФСР», отмененного только в 1995 г. Несмотря на то что президент был не вправе инициировать референдум так как он может проводиться только в порядке, установленном Ст. 5 Конституции и законами Российской Федерации. В непосредственной организации референдума так же были допущены серьезные нарушения. Вот как об этом пишет в своей статье "Белый дом, чёрный дым" доктор исторических наук, профессор А.И. Молчанов: "Сформированные исполнительной властью избиркомы заменили законно избранные избирательные органы. Более того, они выступили в поддержку документа (в частности, всем памятны недопустимые для председателя Центральной избирательной комиссии призывы Н. Т. Рябова голосовать за проект Конституции), тем самым поставив под сомнение объективность подведения итогов голосования"

Возникновение института конкурентных выборов быстро привело к образованию политических "платформ". Так например, сначала против КПСС конкурировал виртуальный блок сторонников Ельцина (1990), который позже оформился в движение "Демократическая Россия" (1991). А на референдуме 1993 г. после запрета КП РСФСР уже боролись президентский и антипрезидентский блоки воплощающие в себе борьбу двух тенденций так называемых "консерваторов" и "демократов". Так как СМИ ещё не обладали весомой ролью как это будет в будущем, эти коалиции (партии) занимались мобилизацией масс для давления на власть и на выборы. Результатом этого давления были многочисленные демонстрации "демократов" в 1991-1992 гг. и последующие акции национал-партиотов.

Принципиальное решение о создании системы фракций без двойного членства в КП было принято IV Съездом народных депутатов (май 1991). "Фракции регистрировались при наличии 50 депутатов, блоки - при наличии трех фракций (в блоках допускалось и индивидуальное членство). Основными фигурантами съезда стали блоки "Демократическая Россия"и "Коммунисты России" (355-367). К блоку ДР примыкали Смена (51), Рабоче-крестьянский союз (72), Беспартийные депутаты (61); к КР - Продовольствие и здоровье (183-215), по многим вопросам - Группа депутатов от автономий (83). Союз с "болотом" принес ставленнику ДР Б.Н.Ельцину заветное большинство в 531 голос, но вызвал формирование в недрах блока ДР группы "Радикальные демократы" . Итак, к 1993 г. из всего имеющегося многообразия партий можно было говорить о складывании по крайней мере трёх партийных коалиций: "Демократическая Россия", "Фронт национального спасения" и "Гражданский союз".

Выборная компания 1993 г. началась с обнародования указа 21 сентября "О поэтапной конституционной реформе в РФ" и обращения президента Бориса Ельцина. В котором он объявил, что прерывает осуществление законодательной, распорядительной и контрольной функций Съездом народных депутатов Российской Федерации и Верховным Советом Российской Федерации до начала работы нового двухпалатного парламента Российской Федерации - Федерального собрания Российской Федерации - и принятия им на себя соответствующих полномочий руководствоваться указами президента и постановлениями правительства Российской Федерации. Кроме того данный указ назначал на 11-12 декабря выборы в Государственную Думу.



В тот же вечер в Доме Советов открылось экстренное заседание президиума Верховного Суда. Открывая заседание, председатель Верховного Совета Руслан Хасбулатов призвал коллег проявить выдержку и ответственность. Выступивший по предложению Хасбулатова заместитель начальника юридического отдела Володин перечислил нарушенные Ельциным статьи Конституции РСФСР 1978 г. в том числе статьи 121-6, которая гласила: "Полномочия президента Российской Федерации не могут быть использованы для изменения национально-государственного устройства Российской Федерации, роспуска либо приостановления деятельности любых законно избранных органов государственной власти, в противном случае они прекращаются немедленно" Прокомментировав доклад заместителя начальника юридического отдела ВС, Руслан Хасбулатов назвал Ельцина "уже бывшим президентом" и заявил, что президиум должен легитимизировать переход всей полноты власти вице-президенту Александру Руцкому. Впоследствии это переросло в непосредственное столкновение сторонников президента и парламента, закончившееся штурмом Белого Дома.



Новый парламент должен был быть создан в рамках новой Конституции. Согласно Закону от 16 Октября 1990 г. "О Референдуме РСФСР" действия по вопросам принятия, изменения и дополнения Конституции РСФСР решения считаются принятыми, если за них проголосовало более половины граждан РСФСР, внесенных в списки для участия в референдуме. Право принятия решения о референдуме принадлежало Съезду народных депутатов РСФСР, а в периоды между съездами - Верховному Совету РСФСР. В противовес этому закону 15 октября 1993 г. Ельцин издаёт указ о "Проведении всенародного голосования по проекту конституции Российской Федерации". Согласно, которому "конституция Российской Федерации считается принятой, если за ее принятие проголосовало более 50 процентов избирателей, принявших участие в голосовании", т.е. простое большинство. Конституцию РФ, принятую всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. можно назвать легитимной «с определенной долей условности». Ее одобрили 58,4% избирателей, принявших участие в голосовании, что составляет 31% всех зарегистрированных избирателей, а 50% зарегистрированных. Одновременно с принятием конституции подтекстом проводилось голосование за участников на будущих выборах депутатов Государственной думы в 1993 году.

19 октября 1993 года Б. Н. Ельцин издаёт указ «О некоторых мерах по обеспечению государственной и общественной безопасности в период проведения избирательной кампании 1993 года», который исключает от участия в выборах в Федеральное Собрание имеющие отношение к "вооруженному мятежу" партии и организации, члены которых принимали участие в столкновениях конституционного кризиса 1993 года на стороне Верховного Совета России. Попытки ряда партий, участвовавших в выборах, вести активную агитацию против вынесенного на референдум проекта Конституции, пресекались угрозами исключения из участия в выборах со стороны властных групп. Одной из главной целей преследуемых президентом Ельциным было перераспределение власти, для усиления своей позиции, а не создание сильного партийного государства посредством парламента. Доктор юридических наук, профессор Исаков В.Б. в своей статье "Пути и тупики конституционной реформы в России" придерживается именно такого мнения: "Создав определенные предпосылки к формированию гражданского общества и правового государства, Конституция РФ, принятая в обстановке острого столкновения политических сил и движений, заложила в государственно-правовую систему России ряд опасных деформаций. И прежде всего, это гипертрофированные полномочия одного лица, Президента РФ, не уравновешенные правами и полномочиями других государственных органов, равно как и институтом политической ответственности президента перед обществом"



Принятая Конституция создавала партиям в Государственной Думе ситуацию в которой влияние на исполнительную власть т.е. на президента и правительство было минимально: федеральные министры назначаются и освобождаются от должности Президентом РФ; должность главы правительства назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы роспуск, которой может произойти по его указу; сами партии обладают весьма формальной властью для осуществления контроля над исполнительной властью. Возможность решения вопроса о доверии Правительству и Президенту как противовес весьма сомнителен ввиду возможности издания президентом указа о роспуске Государственной Думы.

По мнению ряда авторитетных учёных, таких как Доктор политических наук, профессор Академик РАН Пивоваров Ю.С. Конституция РФ, принятая в 1993 г. носит явно не демократический, а властецентричный характер. Более того, она имеет черты проекта 1809 г. крупнейшего реформатора Российской империи Михаила Сперанского, монархиста при всех своих либерально-правовых воззрениях. "И когда читаешь этот проект, видишь - это Конституция Сперанского. Только с поправкой Временного правительства, на то, что там не наследственный император, а президент. Но он также стоит над системой разделения властей, чего нету ни в одной стране мира, нигде! И, когда говорят, что мы списали эту Конституцию с французской или с американской, это полная глупость и не знание, ну, просто юридической материи. И это поразительно"

Партии 1993 г. были не готовы к реальным демократическим выборам. "Основной чертой партийной системы стало разграничение партий на парламентские и непарламентские. И всё политическое сообщество было разделено на "думское" "внедумское" . Как уж говорилось выше большинство из них было не в состоянии выдвинуть концептуальную программу действий, кроме того новая конституция не давала им возможности эту программу воплотить. Возникал замкнутый круг: партии не имели реального влияния на власть, они не имели возможности мобилизовать сторонников, а без поддержки граждан они не могли рассчитывать на существенную роль во внутренней политике РФ. "В результате такой работы парламент предстает как "говорильня", место для болтунов и проходимцев, которые пришли в Государственную Думу, чтобы скрыться от правоохранительных органов." Потому как в то же время достижение парламентского статуса для партии являлось почти единственным возможным фактором выживания. Он открывал доступ к финансовым, информационным, административным и другим ресурсам "Парламентские партии заняли центральное место в политической жизни" Но предоставляя привилегии партиям, добившимся парламентского статуса, президент даже с ними реально не разделял свою власть.



С самого начала в планах Б.Н.Ельцина было намеренье взять под контроль новую многопартийную систему. Это достигалось уменьшением уровня соревновательности и устранение откровенно оппозиционных партий из избирательного процесса. На протяжении своего срока в качестве первого заместителя председателя правительства Российской Федерации Е.Т.Гайдар так же был лидером пропрезидентского блока "Выбор России", включавшего ещё восемь членов кабинета правительства. Другая партия "Партия российского единства и согласия" (ПРЕС) включала четырёх действующих министров и так же представляла действующую исполнительную власть. Для регистрации на выборах было необходимо собрать 5000 подписей для кандидата и 100 000 подписей для объединения в течение короткого временного промежутка. Для многих соискателей это было сложно сделать не имея поддержки со стороны региональной и федеральной власти. Из 35 партийных списков Центральная избирательная Комиссия допустила до выборов только 13. Из которых только 8 смогли перешагнуть 5% барьер установленный указом президента РФ.

На выборах 12 декабря 1993 г. четыре партии стали лидерами и получили большинство мест в Государственной Думе: ЛДПР, Выбор России, КПРФ и Женщины России. За ними шли Аграрная партия России, Блок: Явлинский - Болдырев - Лукин (Яблоко), ПРЕС и Демократическая партия России.



Вопреки ожиданиям многих, концентрация власти в одних руках сверх некоторого разумного предела привела не к усилению, а к ослаблению государственной власти. Ряд политических кризисов таких как Первая война в Чечне (1994-1996) и провал экономической реформы являются весьма показательными примерами. Согласно выпуску газеты The Guardian выпущенной по случаю смерти Б.Н. Ельцина в 2007 г. итоги правления были следующие: "демократическая заря России продлилась всего два года, пока новый президент не приказал танкам стрелять по тому же самому парламенту, который помог ему покончить с советской властью. <...> Еще прежде, чем Ельцин послал в Грозный колонну танков без опознавательных знаков, чтобы раздавить сепаратистов, что положило начало десятилетней жестокой Чеченской войне, либеральная демократия задыхалась в роковых объятиях президента. <...> Рыночные реформы Ельцина привели к более значительному спаду промышленного производства, чем вторжение гитлеровских войск в 1941 году, и в ответ на это сегодняшняя Россия, разбогатевшая на нефти и газе, занимает агрессивно-националистическую позицию. <...> В ту эпоху были посеяны очень многие семена российского авторитаризма."

В заключении доклада хочется наглядно проиллюстрировать сложившуюся в 1990-х политическую ситуацию, связанную с проводимыми радикальными демократами во главе с Б.Н.Ельциным реформами по демократизации России. Для этого автор решил использовать J-кривую политолога Иэна Бреммера (см. рис. 1 ), на которой по вертикали отмечены показатели степень политической стабильности различных стран мира, а по горизонтали - степень их открытости. "При размещении стран в виде точек на графике образуется все та же J-кривая (такую же применяют экономисты для изучения изменения экономического положения страны по мере экономических реформ - прим. автора). На ней видно, что страна, «стабильная благодаря закрытости» (Китай, КНДР - прим. автора), может стать «стабильной благодаря открытости», только преодолев опасный период политической нестабильности. В качестве возможных издержек от реформ Бреммер рассматривает стабильность государства, включающую в себя как способность выдерживать социально-экономические кризисы, так и способность предотвращать их возникновение"

Рис. 1



Движением слева направо вдоль кривой обозначается упадок стабильности, при этом как можно было заметить открытость повышается непропорционально медленно. Следующий отрезок кривой как раз и описывает опасный период нестабильности. "Важно подчеркнуть, что сократить его невозможно, поскольку авторитарные элиты не могут в одночасье быть заменены легитимными институтами" Важно также отметить, что частичная открытость соотносится в данных кривой с наиболее низким уровнем социальной стабильности. Отсюда вывод: либо не начинай, либо начав реформы, останавливаться на полпути как это было сделано в период правления "ранними победителями" Б.Н.Ельциным и его командой - непростительная ошибка, в конечном итоге обернувшаяся множеством тяжелейших политических кризисов.

конституция, политика, власть, партии

Previous post Next post
Up