Ну, допустим, простые вещи. Хотя, наверное, не простые, потому что
основная проблема в философии часто состоит в том, чтобы уметь мыслить
сложно. Вопреки тому. будто истина проста, в действительности то, на
чем держится истина. - сложно. Умение мыслить сложно означает
способность человека держать в голове две, как минимум, исключающие
одна другую абстракции. Держать одновременно и условность того, что
говоришь, и тот прямой смысл, к которому эта условность в смысле тебя
приведет (а смысл приведет). В свое время, кстати, Платон назвал это
диалектикой. Диалектическими процессами, диалектическими явлениями
называются такие явления, которые возникают и существуют, не будучи
поставленными в причинную или дедуктивную причинную цепь в качестве их
элемента. Диалектика была открыта как своего рода странное, я условно
выражусь так: энергетическое явление. В каком смысле слова? В том, что
нужно создать какое-то напряжение и потом, не вытекая прямо из него,
что-то возникнет само или не возникнет. Сократ же, в свою очередь.
называл это майевтикой искусством рождения. Имеется в виду, что вот то,
что сейчас в вашей голове, не есть конечный элемент моего рассказа. Вот
я рассказываю, передаю какие-то знания, но то, как в вашей голове
произойдет понимание, не может быть изображено в качестве элемента
непрерывной цепи моего сообщения, поскольку оно должно вспыхнуть. Само
- ведь понять можете только вы. Я не могу непрерывным образом, закрыв
все зазоры, дойти до вашего понимания. Оно вспыхивает. Значит, в чем
состоит искусство майевтики? Или диалектики как диалогического
искусства? Очевидно, в том, чтобы задать или создать такие - сейчас я
употреблю новый термин противоречия, то есть напряжения противоположно
направленных сил, чтобы в середине воронки, края которой я никогда не
сомкну до конца, возникло явление понимания. Или бытия, существования.
Вот это и есть то, что является проблемой диалектики в философии,
независимо от любых отклонений, который существуют. Потому что только
отклонением можно назвать те описания, которые даются в наших учебниках
(и не только в наших), где диалектика выступает в качестве теории мира.
и считается, что мы по сравнению с античностью якобы ушли далеко
вперед, так как термин "диалектика" применялся тогда только к искусству
диалога. Естественно к искусству диалога. Почему? Да потому что знание
непередаваемо. Чтобы знать, нужно быть! А можно ли быть вместо другого?
Нельзя. И значит передать знание нельзя. Отсюда миф воспоминания или
припоминания у того же Сократа-Платона. Этот миф является выражением
диалектической проблемы. То есть предполагает присутствие такого
сознания, которое доходит до выработки концептуального аппарата, а
всякий концептуальный аппарат всегда оперирует предельными предметами.
Предметами рассуждения и опыта, доведенными до максимума. При
допущении, что должно быть состояние, в котором это можно понимать и
видеть. Быть, ибо видеть гольш усилием мысли нельзя. Голое усилие мысли
останется в рамках круга относительности. К характеру мира как такового
выйти нельзя - вопрос о нем возникает только при нововведениях. только
применительно к проблеме новых форм. Всякое знание, которое не новое,
не есть знание по определению, а есть культура.
(Выделено мной - АК)
из книги "Мой опыт не типичен", С-Пб.,"Азбука", 2000, стр. 177
текст целиком есть вот
здесь