Пражские городские театры - Рококо "Игроки"
Сложилось так, что в творчестве Гоголя я не разбираюсь совершенно. Не читала я его, а то, что само услышалось, как-то не вдохновило на продолжение отношений. Тем интереснее было прочитать "Игроков" в первый раз, чтобы после этого увидеть их на сцене, да еще и в чешском исполнении. Прочитала я только половину - как потом оказалось, как раз первый акт до антракта. Это было правильно, должен же быть простор для непредвзятого восприятия :)
Все чешские рецензенты начинают свое описание этой постановки со слов "хоть это и кажется невероятным, Николай Васильевич Гоголь за свою жизнь написал только три пьесы". Легко сделать вывод, что подавляющее большинство чехов слышало о Гоголе исключительно как о драматурге, и что на чешских сценах о нем не забывают. Так что перед постановкой театра Рококо стояла еще и задача избежать пыльного хранилища очередных невнятных гоголей.
Сочетание декораций, костюмов, светового и музыкального оформления в спектакле оставляет цельное, весьма приятное ощущение. Никаких балалаек, медвежьих чучел, безмозглой разухабистости. Остроумные детали вроде умывальника, используемого в разных качествах по ходу пьесы. Из костюмной гармонии выбивается разве что одежда Швохнева, она почему-то напоминает больше Америку гангстерских времен, чем Россию 19-го века. Музыка уместная, ненавязчивая, опять же скорее колокола, чем балалайки.
Собственно же актерская игра заслуживает более чем лестного отзыва. Особенно троица Василь Фридрих, Алеш Прохазка и Лукаш Юрек (соответственно Утешитель, Швохнев и Кругель). Видно, что давно работают на одной сцене, настолько они хорошо чувствуют текст и друг друга, ни одной лишней паузы, никаких накладок, все рассчитано, чтобы зритель как раз успевал переключать внимание с одного на другого. Уверенно, с юмором, временами незадействованная энергия выхлестывает в виде малюсеньких импровизаций, опять же все к месту. Да, вроде бы перехваливаю, но уж очень понравилось. В главной роли (Ихарев) Михал Длоуги. Он вообще-то частенько страдает избыточной экзальтацией на сцене. Но в этом спектакле то ли сам сообразил, то ли режиссер помог, и чудо - при напряженных сценах за карточным столом зал практически не дышит. В небольшом круге освещенного лампой пространства с виду расслабленная легкая игра "по маленькой"... но внутри безошибочно ощущается натянутая до предела струна нервов. Ах. Правда, в остальное время скачет как обычно и падает в публику, но за его обаяние вполне можно простить :)
Роли поменьше не могу хотя бы не упомянуть. Мартин Писаржик (младший Глов) отлично осилил превращение из робкого штудента в бухого гусара. Правда, дальнейшее превращение получилось как-то неубедительно буднично, но и так неплохо. Зденек Душек (старший Глов) не блистал особо, но за счет опыта как минимум текст вытянул. Ян Szymik (Замухрышкин) как раз блистал совершенно неподражаемой чиновничьей физиономией и гаденькой улыбочкой. Денег такому отчетливо давать не хочется, но чувствуешь, что неизбежно придется. Ах. Ян Медуна (трактирный слуга Алексей) хорошо ассистировал всем старшим по званию, в личных маленьких сценках легко смешил зал. Яромир Носек (ихаревский слуга Гаврилка) идеально запал в постановку благодаря своему лицу. Абсолютнейший такой деревенский дурачок из старых руссских сказок.
Короче, единственный минус "Игрокам" в театре Рококо - не умеют они на 100% аутентично изображать питие водки в огромных количествах :) Но ладно уж, мелочь это. На общем фоне даже мило.
На репризу 15 ноября есть еще много хороших билетов. Немножко фотографий можно посмотреть
здесь.