девушка с отверткой

Oct 05, 2015 20:50

У меня есть любимый культурный женский типаж - Гаечка. Вкратце его можно описать так: "девушка с отверткой". Он довольно востребован в искусстве - конечно, не так, как заслуженная "тупая блондинка", но без работы не простаивает. В России, к сожалению, прикрыли Луркмор (бесценный сайт о культуре), на котором была статья о диснеевской Гаечке, где перечислялись наиболее известные ее инкарнации, в основном киношные. Ну, способы посмотреть есть.

Самая гениальная вещь в этой статье - ее каталогизация. Мышь с гаечным ключом рассматривается в общей категории "богини", и это шутка, в которой интуитивной правды гораздо больше, чем шутки. Потому что Гайка (сейчас отмотаю назад три-четыре тысячелетия, и не падайте в обморок) - это современное воплощение Афины-ремесленницы, Афины Техне. Так-то. То есть Афины в ипостаси покровительницы и изобретательницы ремесел и технологий.



Ну и что, мышь. Просто времена такие - боги до мышей дотрахались, как в анекдоте.



В виде человека ее наиболее кошерное, на мой взгляд, явление народу - механик Кейли из "Светлячка".



Я не знаю, что стоит за жизненной силой этого образа и что постоянно выталкивает его на поверхность то в картинах, то в книгах, то в кино. Ясное дело, любители кухонной философии мне сейчас же сунут Фрейда и петрушку про писечную природу всех сложных девайсов и эротику гаечного ключа в женских руках. Ладно, принимается, сама знаю, - ни одна вещь, включая каблуки и кружевные трусы, не заставляла меня чувствовать себя такой классной телкой, как своевременно извлеченный из сумочки походный мультитул из малюсеньких отверточек и плоскогубчиков. Моя прелесссть.

Но есть же там что-то еще, кроме секса, и мне хочется верить, что это - удовлетворение от умения организовать материю и что-нибудь сотворить. Потому что женщина таки может сама вкрутить лампочку и получить это этого гораздо больше удовольствия, чем от мытья пола и стирки. Что неудивительно. Присверлить полку или погладить белье? Я выбираю полку. Афина Техне - это женщина, которую подзаколебало притворяться самкой человека.

Мне нравится, что базовая конструкция "женщина с инструментом" позволяет художнику добавлять к ней уйму дополнительных смыслов. Вот два примера. Обожаю обоих авторов. Набор предметов на картине одинаковый, содержание - разное. Самохвалов: здоровый, эротичный и прямолинейный, позитивный и монументальный.



Келли Римтсен: американ хоррор, тело без головы, смутная угроза, сатира и надрыв в духе "не надо, я сама".



А как владение ключом и отверткой украшает женский характер в кино! Ведь весь этот замес тут из-за чего: на нашу Слоупок-стрит завезли сериал "Большая любовь". Про мормонскую семью с мужем, тремя женами, кучей детей и тонной нравственно-денежно-правово-бытовых проблем. Так вот - смотрю я его, по большей части, из любви ко второй жене, которую играет Хлоя Севиньи. Она там очень красивая и самая чокнутая: сектантка, родившаяся и выросшая в полигамной общине у криминального папаши-"пророка".



Я просто готова обнять сценаристов и Хлою за единственный штришок к портрету - она у них в семье все чинит. В своей вечной длинной, деревенской юбке, под которой шелковая нижняя. Со своей белокурой косой. С прямой спиной. Со злым, томным взглядом. Черт знает с чем в голове. Чинит перегоревшие миксеры, меняет измельчители в раковине, ворочает холодильники и сушильные машины.



В общем, из попадающихся мне время от времени Гаечек эта последняя - самая неожиданная и крутая. Приятно было снова увидеться, Аф.

кино, Гаечка, богиня, культура

Previous post Next post
Up