Китайцам нужна китайская еда, русским - русская, индийцам - индийская. В Кремниевой долине понаехавших столько, что никакой Москве не снилось, включая целые китайские, индийские, корейские кластеры и районы, поэтому магазины есть на любой вкус. А как прекрасны, как поэтичны русско-американские сельпо! Ассортимент их складывается годами, и в результате на полках лежит самая мякотка национальной потребительской корзины. Настойка пустырника, мазь Дикуля, почечный сбор и прочие необходимые, русско-совместимые субстанции соседствуют с соевыми батончиками, баклажанной икрой, аленками и солеными селедками. Также творог, специи для засолки огурцов, пряники и сушки, подсолнечное масло, киевский торт, сырки в шоколаде, майонез, билеты на бардов, визитки русской балетной школы, сушеные грибы, кабачковая икра, ткемали, кондовая советская соль в картонном кирпиче... А я вроде про индийский супермаркет собиралась писать.
Будь я индусом, мою душу, вероятно, так же бередили бы полки индийского районного магазина. На пришлый взгляд, ничего умопомрачительно экзотичного (не то в китайском! там как в музее! все съедобно и все непонятно из чего сделано). В отличие от русских лавок, индийские просторнее и меньше набиты товаром.
По виду, больше половины этих товаров приходится на рис. Сортов, а может быть, просто брендов риса тут столько же, сколько наименований снега в языке эскимосов. Рис, в основном, продается не в скромных килограммовых пачечках, а в здоровых мешках, баулах и сумках. Некоторые из них несут следы диалога культур: пуд риса - но со знакомым капиталистическим щупальцем "купи два, один бесплатно!" и 9,99. Социальная жизнь занимает скромное место на стеночке - тоже ничего прямо такого-эдакого "индийского" в эстетике.
Рис лежит штабелями вдоль стены. Идешь себе с видом знатока, выбираешь.
Мне нравятся мешки в одну краску. У нас такие уже почти разучились делать.
А еще мне нравятся удобные упаковки-сумки с ручками.
Рис.
Надеюсь, все усвоили, что риса тут много. Если кто полагает, что вторую половину магазина отдали под чай, то три ха-ха. В первое время в Америке, по неопытности и в поисках хорошей заварки (американцы хлещут вместо чая жидкий кофе, чай - изредка в пакетиках, а рассыпной - это уже "с запросами", вам в кофейню или в дорогой магазин), я пришла сюда с надеждой. Чай со слоном не может лгать. Пришла, долго стояла, смотрела, думала.
Помню, еще раз оглядела соседние стеллажи, прошлась по рядам. Шо? Липтон? Ушла загадочная, с мыслями о том, что это колониальный, экспортный продукт, по которому явно не упарываются на родине. Подробностей до сих пор не выяснила. Позже нашла прекрасный цейлонский чай в иранском магазине. Все как надо: упаковка дивной красоты, запах, густой черно-красный цвет, который при разбавлении молоком становится карамельным, а если сливками - то и вовсе оранжевым. Я люблю как бабушка научила - набодяжил заварник крутого чифира и свободен весь день, только кипятка с молоком лей.
Да! Вот что - в супермаркете нет мяса. Вообще, никакого. Это непривычно. Зато тут, естественно, много круп, злаков, бобов (которые амерканцы, опять же, мало едят и мало знают - они все больше по картохе). Хочешь в Америке круп - иди к индусам, иранцам или туда, где большими буквами сигналят: "органик", "веган", "локал", "сюстейнабл" и все такое. Там будет пять сортов вручную выращенной киноа.
Источник жира (много, много жира - индийская кухня жирна жиром) - топленое масло, ги. Тоже предмет гастрономических спекуляций. Как ценный национальный продукт, немедленно оброс какой-то маркетинговой бородой там, где его не едят каждый день ведрами. Что в Америке, что в России - если уж кто пропагандирует аюрведу, вегетарианство и индийскую кухню, то о ги говорит с придыханием, аки о сгущенном солнечном свете. По сути масло, которое неленивые советские домохозяйки топили (фу, чад на всю квартиру) - белок сняли, остальное процедили, получилось мягкое сливочное нечто, на котором можно без вони жарить.
Молочное и кисломолочное. Несладкие йогурты, немного ласси, панир.
Межнационально популярная марка - Павлик. Не узнаете? Ну не знаю, в России такие мужики, говорят, молоко продают.
Ну и фрукты-овощи. Унылый вид. На "Пятерочку" похоже. На самом деле они свежие и дешевые. Но мексиканские магазины не переплюнут ни по одному пункту - вот там с фруктами и овощами любят повозиться. И красиво как на рынке.
Теперь пошли в хозтовары, по-быстрому. Тут местами интересно. Например, стеллаж с ароматическими палочками. Значит, жгут, смеются. Знаю людей, которые звереют от запаха палочки, зажженной в соседнем доме под кроватью. Мне норм.
Из ценного - дешевое, жестокой ароматической силы сандаловое мыло. Можно успешно ароматизировать привокзальный сортир. Мыло из нима и вся эта "гималайская" братия. Много, много хны, которую продают индийские женщины с конскими волосами. Знали бы вы, женщины, сколько невинных русских старушек и школьниц пало жертвами дешевого окрашивания. На вас, хитрые индийские бестии, хны-то не видно, лишь медные отблески там-сям в черной гриве, смазанной кокосовым маслом. А на других - оранжевые уши и волосы цвета медной катушки.
А вот и масло. Масло до наших широт доползло позже и ударило по слабым на аюрведу.
Упаковки с тетками похожи на что-то советско-парикмахерское. И вообще, вся эстетика родная, скучная, хозтоварная. Кроме одной коробочки. Ради тебя, мужчина с усами, я сюда пришла. Ради тебя, яхонтовый, и в Индию съезжу. Тут прекрасно все.