Пишет
varvarnickova:
"
Музыка Сергея Курёхина к фильму «Над темной водой» была признана лучшей композиторской работой 1993 года.
Этот успех обусловлен многими факторами. Попытка анализа у меня типа научно-музыковедческого, поэтому я опущу здесь "панфары" в честь одного из самых нестандартных музыкантов и композиторов нашего времени и сразу приступлю "к делу". Вобщем, этот успех, наверное, обусловлен во многом благодаря монотематической цельности музыкальной ткани, что обосновано драматургически: в основе сюжета - монодрама главного героя (нашего современника). Интонационной основой всего тематизма выступает музыка части под названием «Воробьиные поля навсегда» из «Воробьиной оратории», написанной Курёхиным в том же, 1993-м, году. Она цитируется в фильме дважды. В начале картины эта тема сопровождает кадры, где главный герой, обуреваемый противоречивыми чувствами, движется по мостовой, позабыв про проливной дождь (то есть выступает здесь в качестве своеобразной музыкальной завязки сюжета). Ее возникновение в том же виде в конце фильма достаточно симптоматично: оно совпадает с драматургической развязкой. Оба появления темы связаны с образом главного героя, что следует художественной задаче отображения психологической монодрамы человека. Таким образом, музыка «Воробьиной оратории» становится не только темой-источником, но и симметрично обрамляет все действие, придавая ему драматургическую цельность, а также раскрывает свои новые художественно-семантические функции, в связи с появлением в ином контексте - контексте решённого сюжета, его законченности.
Другая функция музыки из «Воробьиной оратории»- выступление ее в качестве лейттемы главного героя. Есть и вторая лейттема главного героя - одиноко звучащий голос альт-саксофона, который появляется трижды и оба раза сопровождает монологи героя; характер изложения тематизма - джазово-импровизационный. Импровизационная выразительность…Эта лейттема появляется в наиболее драматичные, психологически напряженные, узловые моменты фильма: когда герой признает фатальность встречи с любимой женщиной («Это самая прекрасная женщина на земле…Но жить с ней я не могу.»); когда его беременная жена покидает его, и он растерян («Ты-моя жена. Это мой ребенок. Жены так не уходят! - «По-видимому, они уходят по-разному…»); и, наконец, когда главный герой оказывается парализованным, а любящая его женщина, жена, не может смириться с этим. Здесь монолог саксофона особенно щемяще выразителен, потому что главный герой лишен обычной речи.
Композитор использует множество давно накатанных, но верно работающих моделей. Это:
1.Внутрикадровая музыка (стилизация рок-н-ролла 50-х, звучащего на молодежной вечеринке; легкая танцевальная музыка на пляжной вечеринке; стилизация босса-новы с ее несколько легкомысленным, но страстным характером - для обрисовки сцен флирта главного героя с некоей распутной особой). Обилие в фильме легкой танцевальной музыки направлено на обрисовку второго "я" главного героя - поверхностного, пустого. В основе всех этих тем лежат интонации из вышеназванной части “Воробьиной оратории”.
2. Музыка в иллюстративной функции - иллюстрация “темной воды”, плещущейся о каменные берега Невы. Тема “темной воды” звучит в фильме дважды: первый прыжок героя в воду - легкомысленная попытка доказать что-то незнакомой девушке, и второй, неудачный, покалечивший героя и послуживший причиной последующей гибели. Курёхин средствами электронного синтезаторного звучания создает образ воды загадочной, манящей, но не сказочно плещущейся, а по-болотному туманной, образ Невы петербургских самоубийц Достоевского, губительный, роковой.
3. Музыка в функции создания напряжения (Ожидание, например...)
Все музыкальные отрывки строго функциональны и довольно протяженны. Они «вскрывают» глубинный психологический строй картины, становятся выражением мыслей и чувств главного героя. С помощью музыки в фильме создаются нужные драматургические напряжения и тяготения, без которых немыслимо ни одно кинематографическое полотно, связанное с отображением психологической драмы человеческой личности. Вобщем, все как надо, все по правилам. Но нет главного - куража. Вы уж извините, дорогой Сергей".