Генеральный директор «Донецкой топливно-энергетической компании (ДТЭК)» - о тарифах на уголь, электроэнергию и перспективах развития угольной отрасли
Несмотря на завершение шахтерских митингов, конфликт в отечественной угольной отрасли до сих пор окончательно не улажен. Напомним, внутриотраслевое противостояние началось в конце марта, когда прозвучали первые предупреждения о шахтерских забастовках - как на предприятиях востока Украины, так и в западных областях. У шахтеров перестали покупать уголь.
В то же время крупнейший производитель электроэнергии на ТЭС (порядка 70%) - ДТЭК - начал угрожать отключением своих станций, ситуацией блэк-аута и срывом следующего отопительного сезона. Компания требовала повысить оптовую цену на тепловую генерацию, мотивируя это тем, что уголь теперь стоит не 1100 гривен за тонну, а 1500 гривен.
Forbes еще в середине апреля обратился к руководителю ДТЭК Максиму Тимченко с просьбой прокомментировать ряд позиций, которые публично озвучивает компания. Однако согласование интервью продлилось вплоть до майских праздников. К концу апреля в открытом доступе появился документ «Крепость», от авторства которого ДТЭК категорически открещивается. Хотя не заметить ряд совпадений в позициях невозможно. Прежде всего, в вопросах формирования цен на уголь.
ДТЭК поставил себе целью изменить методику тарифообразования. Максим Тимченко называет это «определить рыночный индикатор». В компании придерживаются позиции, что себестоимость на госшахтах составляет 2000 гривен за тонну, правда, с оговоркой, что эта цифра базируется исключительно на подсчетах самих госшахт.
Тимченко в интервью занял однозначную и бескомпромиссную позицию: прав только ДТЭК. Хотя представители Министерства энергетики и угольной промышленности, а также Нацкомиссии регулирования электроэнергетики и НЭК «Укрэнерго» публично озвучивали свои данные с графиками и расчетами и по себестоимости угля, и по оптовым тарифам на электроэнергию, и по вопросу импорта электроэнергии из России.
Прогнозный баланс производства электроэнергии был представлен всем отраслевым ведомствам еще 31 марта, одновременно с балансом по добыче угля. НКРЭКУ публично объявила об этом еще 1 апреля, однако ДТЭК все еще отрицает наличие этого документа.
В процессе согласования интервью как раз начались шахтерские протесты в Киеве, а у ДТЭК возникла проблема с реструктуризацией евробондов на $200 млн. Forbes поинтересовался, не связаны ли эти два события? Но этот вопрос был проигнорирован. В конце концов ДТЭК удалось найти компромисс со своими кредиторами, и бонды были реструктурированы. Forbes, со своей стороны, надеется, что ДТЭК найдет компромисс и с профильным министерством. А также готов опубликовать официальную позицию министра Владимира Демчишина.
Больше об угле