Об изменении грузопотоков и сложностях привлечения российского транзита INSIDER рассказал Александр Гайду - глава морского терминала "Ника-Тера", входящего в Group DF Дмитрия Фирташа.
В октябре 2011 года структуры Group DF сконцентрировали 100% ЗАО "Морской специализированный порт "Ника-тера", которое до этого принадлежало николаевскому бизнесмену Роману Деньковичу.
Сумму сделки не раскрыли, однако аналитики оценивали актив в $135-165 млн. Покупке предшествовали активные проверки контролирующих структур. После продажи проверки неожиданно прекратились.
Сам Дмитрий Фирташ сейчас находится за границей. В марте 2014 года он был арестован в Австрии по запросу ФБР, позже был освобожден из-под стражи под залог.
Активы предпринимателя в Украине сконцентрированы в управляющей компании Group DF и испытывают сейчас ряд проблем. На востоке страны боевые действия затронули химзаводы "Стирол" в Горловке и Северодонецкий "Азот". Из-за аннексии Крыма пришлось перерегистрировать "Крымский Титан".
Кроме того, Игорь Коломойский взял под контроль Иршанский и Вольногорский комбинаты - месторождения титановых руд. Договор аренды комбинатов расторгнут правительством в сентябре 2014 года.
Однако, по словам Александра Гайду, терминал "Ника-Тера" развивается, несмотря на проблемы всей группы.
- Какой объем грузов прогнозировали на 2014 год? И что получилось в реальности?
- В 2014 году мы перевалили 4,5 млн тонн, что на 21,2% больше, чем в 2013-м. Положительная динамика сохранена. Конечно, мы хотели перевалить больший объем, но был ряд негативных факторов, который находился за пределами нашего регулирования.
- Отгрузка каких грузов просела больше всего?
- Из-за боевых действий на востоке Украины пострадал экспорт минеральных удобрений и экспорт угля. Перегрузка зерна вышла на первый план и составила почти половину грузопотока. Насыпные и минеральные удобрения - где-то по 25 процентов. Всё остальное - это штучно-тарный груз и небольшой объем налива.
Но, по сравнению с 2013 годом, 2014-й завершился для нас с хорошими результатами. Мы не дотянули чуть-чуть до своего рекорда, которого достигли в 2011 году - 4,7 млн тонн.
Динамика роста перевалки будет возможна благодаря улучшению логистики внутри и на подходе к порту, строительству новых и модернизации существующих технологий. На это и будут направлены наши усилия в 2015 году. Наши планы: сохранить существующий грузопоток и увеличить объемы перевалки.
- Какова ситуация с угольными грузами?
- Уголь, с которым работал наш порт, был ориентирован на экспорт и шел из восточных областей. После разрушения там инфраструктуры экспортеры не могли доставлять свой груз, поэтому работа прекратилась.
А у нас были грандиозные планы: с нашим партнером мы подготовили программу перевалки экспортного угля в объеме ориентировочно 2 млн тонн в год с ежемесячной отгрузкой 150-180 тысяч тонн. Но итог невесёлый - экспорта нет вообще.
Подробнее