Как белорусы на стороне Наполеона воевали

Nov 22, 2012 17:02

Как отметил историк Захар Шибеко: в этой войне русские сражались за независимость России, поляки - за возрождение Польши, французы - за богатство и славу. А белорусы - за право на жизнь".

Начало 
200 лет назад 12 (24) июня 1812 года в предутренние часы по трем понтонным мостам, переброшенным через реку Неман, армия французского императора Наполеона Бонапарта вторглась на территорию Российской империи. Так началась Отечественная война 1812 года.

" Переправа наполеоновской армии через Неман". 24 июня 1812 г. Картина неизвестного художника

Заняв Вильну (Вильно), Наполеон стремился разъединить русские армии. С этой целью он отправил маршала Даву с пятидесятитысячным корпусом на Минск, который должен был преградить войскам Багратиона пути, ведущие к первой русской армии.

Узнав об этом, Багратион 23 июня двинулся также на Минск и 24 июня был уже у местечка Мир, но дальнейшее движение было опасно, так как у Минска уже стояли сильные неприятельские отряды, через которые не было почти никакой возможности пробиться к городу.

"Дело казаков Платова под Миром". 28 июня (10 июля) 1812 г., худ. Н. П. Красовский
Маршал Даву был торжественно встречен горожанами.

"Утром 26 июня делегация минчан во главе с Каминским и Монюшко выехала за город для встречи французских войск. Через две версты произошла встреча. А еще через час на городской черте возле Раковской заставы французский кортеж с хлебом и солью встретили начальник второго департамента (отдела) губернского суда Ян Ходько, минский подкоморий князь Михаил Пузына и некий пан Сераковский.

Они заявили, что в лице маршала Даву горожане приветствуют Наполеона. Французский полководец благосклонно воспринял речь и в свою очередь подчеркнул, что непобедимое войско Наполеона пришло не покорять, а освобождать жителей бывшего ВКЛ, пришло вернуть им Отечество".

Квартира маршалу была отведена на Высоком рынке (ныне - площадь Свободы) "в доме, примыкавшем к костелу". Площадь эта составляла лучшую часть города; украшением ее служили трехэтажное здание ратуши, иезуитская коллегия, униатский монастырь и православный собор.



Высокий рынок в начале XIX века. Реконструкция. Худ. В. Стащенюк.

28 июня было назначено торжественное богослужение по поводу успехов французских войск и освобождения Минска от русского владычества, после этого богослужения Даву произвел смотр войскам.

Во время торжественной речи в Минске генерал Даву сказал, что армия Наполеона пришла не угнетать местное население, а вернуть ему Родину. Именно этих слов все в Минске и ждали. Люди рукоплескали и плакали от радости.  Французы воспринимались как освободители от царя.

Об эйфории, охватившей в те дни белорусскую шляхту, писал в своем историческом исследовании В.Г. Краснянский:

"Что касается уездных городов Минской губернии, то в них происходило то же самое, что в Минске: те же торжественные встречи французов католическим духовенством и представителями города; шумные овации толпы, вечерние иллюминации, необычное оживление, вносимое помещиками, съезжавшимися из окрестных деревень попраздновать, пообедать, поговорить о восстановленной Польше".На стороне Франции

Главное событие для всех литвинов-белорусов состояло в том, что Наполеон провозгласил 1 июля 1812 года решение о создании Временного правительства Великого княжества Литовского.
После последнего раздела Речи Посполитой прошло всего 17 лет. Поэтому многие белорусы, считая себя по-прежнему гражданами Речи Посполитой, воевали на стороне французов и свято надеялись, что будут с оружием в руках отстаивать вновь провозглашенное Великое княжество Литовское, чего не удалось последним посполитым генералам Тадеушу Костюшко и Якубу Ясинскому в 1795 году.

Указом Наполеона от 1 июля было объявлено о создании 5 пехотных полков во главе с А. Ходкевичем, К. Тызенгаузом, А. Биспингом, К. Пжездетским и С. Чапским и полка стрельцов под командованием И. Коссаковского.

В армии Наполеона сражались не только поляки и белорусы, но и белорусские татары. Из последних был сформирован гусарский эскадрон в 120 сабель. Всего на стороне Наполеона, как отмечают историки, воевало около 25 000 белорусов.

На стороне России
Российские власти, готовясь к войне, призвали под ружье в селах и городах Беларуси почти всех, кого можно было. К дезертирам и лицам, их укрывающим, применялись строгие меры. Так, "в Указе 15 ноября 1797 г. следующими пунктами повелено:

"1-м, со всякого управляющего деревнею или мызою и в ней самой живущего, кто даст ночлег беглому солдату, взыскать за сие штраф сто рублей. 2-м, крестьянин, корчмарь или харчевник подвергается телесному наказанию, а помещики и управители, кои живут вне своих поместий, буде проживет в деревнях их дезертир более 6 дней и они о том ведать не будут, заплатит пени 25 рублей".

Государственный Совет на Общем Собрании, уважив рассуждение Департамента Гражданских дел, в пополнение и изъяснение означенного Указа полагает постановить следующие статьи:

5-е. Мелкопоместный шляхтич, в поместье своем пребывающий, за водворение у себя дезертира, если не в состоянии заплатить двух тысяч рублей. Отдается в военную службу, а в случае неспособности к оной, подвергается ссылке в Сибирь.

6-е. Управляющий деревнею, где допущен будет к водворению дезертир, подвергается равному наказанию, в 5-м пункте положения сего определяемому".

Во 2-й и 3-й русских армиях служили до 32 000 уроженцев белорусских земель, в частности в Лейб-гвардии Литовском полку, прославившему себя в Бородинской битве (были в русской армии также Польский и Татарский уланские полки).

Склад провианта и амуниции
По замыслу Наполеона, Минск должен был играть роль центрального склада провианта, фуража и амуниции для армии, находящейся в пределах России. А также - крупнейшим эвакуационным пунктом для больных, раненых, отставших солдат и офицеров. Предполагалось, что город и губерния станут зимней квартирой и плацдармом для военной кампании 1813 г.

Улица Раковская. Петропавловский собор. Реконструкция. Худ. В. Стащенюк

Начался сбор продовольствия.
Сдавать продовольствие требовалось самого лучшего качества: ржаную муку мелкого помола и чистую, хорошо просеянную, волов - из лучших и более жирных, "… ибо не годится потчевать всякою завалью армию, которая приносит нам возвращение Отечества".

Дворик на улице Волоцкой (ныне - Интернациональная). Рисунок Ч. Монюшко.1830-е годы

Сдаваемые продукты накапливались в магазинах, комиссары которых отпускали их войскам по установленным нормам. На каждого французского солдата полагался суточный рацион: хлеба 1,5 фунта (608 г), мяса - 0,5 фунта (226,8 г), круп - 1/8 фунта (56,7 г), соли - 1/30 фунта (15,12 г), водки - ½ кватерки (0,5 л). На лошадь полагалось 23/4 гарнцев овса (577,5 л), по 10 фунтов (4,54 кг) сена и соломы.

Местные жители одинаково не любили солдат обеих армий, когда те рыскали по деревням и хуторам в поисках провианта…

Добыча пропитания французскими солдатами. "Около Козушина", 11 июля 1812 г. Худ. Х.В. Фабер дю Фор
"Минским губернатором приняты меры к восстановлению порядка и спокойствия в провинции. Высылаемые ежедневно из города по разным дорогам, летучие военные команды и отряды польских жандармов занимаются поимкою грабителей и представляют их в военный суд, приговоры которого немедленно приводятся в исполнение. Такое же наказание назначается лицам, покупающим вещи, приобретенные грабежом. Это послужит к скорейшему восстановлению всеобщего спокойствия" ("Tymczasowa Gazeta Mińska").

Пойманных бандитов доставляли в Минск.
10, 13 и 16 июля состоялись первые публичные казни грабителей и скупщиков краденого".Приход русских

Наполеон, получив сведения о намерении русских взять Минск, предписал маршалу Удино занять Борисов и поспешить в Минск. Сюда же должен был прибыть и генерал Домбровский из-под Бобруйска.
В следующие три дня Наполеон совершил переход через Березину и, потеряв здесь до 50 тысяч войска, успел уйти с жалкими остатками прежней армии, причем надеялся опередить русские войска в Минске…

Переход через Березину. 16 ноября 1812 г.
Русских же Минск притягивал не только большими складами, которые не должны были достаться французам, но и как пункт, который открывал путь до скорого соединения армий Чичагова и Витгенштейна, что могло бы полностью перегородить путь к отступлению Наполеона и его пленению…
Однако войска Чичагова опередили французов.
16 ноября благодаря действиям армии адмирала Чичагова город был занят русскими войсками. Наполеон продолжал рассматривать Минск как основу всей операционной линии противодействия русским, причем с 13 и до 20 ноября к городу следовали крупные партии войск. Только 22 ноября Наполеон оставил замысел вернуть Минск - о зимних квартирах в Минской губернии уже нечего было и думать.Убытки

"Каменный корпус, к Минскому кафедральному собору прилегающий, в коем помещалась Консистория с архивом и жили в нем соборные духовныя чины и приказнослужители... хотя и уцелел от неприятеля по внешности, но внутри оного неприятелем проломаны стены и поделаны большие залы для помещения больных. Колокольня и алтарь Кафедрального собора до основания разрушены. Все коридоры и сам двор завалены землею, костями, навозом и всяким дрязгом и нечистотами...

В Екатерининской трехпрестольной церкви "иконостасы все разломаны, из коих один с правой стороны совсем сожжен, так как и престол, а посему и богослужение в ней не отправляется".

"Архиерейский дом в Минске, резиденция православного архиепископа, после вступления в Минск наполеоновских войск находился в распоряжении французских военных. Везде были сбиты замки, французы искали ценности даже в земле на архиерейском подворье. Одного продовольствия и вина из запасов архиепископа Серафима было взято почти на тысячу рублей серебром".
Грабеж французов сменился грабежом русских. Казаки увозили все, что попадалось путного. Оспаривая друг у друга награбленное, они доходили до ожесточенных драк.

"Казаки-мародеры". Худ. Клейн И.А.
В городе на момент освобождения насчитали 3 480 человек против 11 200 из числа довоенного населения. В последние дни ноября через Минск проезжала возвращающаяся в Москву графиня М.А. Волкова. В ее письме к В.И. Ланской отмечается: "...в этом городе все госпитали переполнены, дороги покрыты трупами, деревни околиц полны больными…" .
Но Минск опять восстанавливался:

Проектный план Минска 1817 г.

И сейчас уже мало кто знает и вспомнит о том, сколько же выпало на долю этого города.

Подробнее читать источник.

история, Беларусь

Previous post Next post
Up