Недавно прошла странная дата - «Всемирный День уничтожения военной игрушки» («День отказа от военной игрушки»). Это международный день, который призван заменить игрушечные пистолеты, автоматы, мечи, сабли, шпаги, ножи, дубинки, танки, самолёты и т.п. на игрушки не связанные с войной - плюшевых мишек, Барби, спортивные автомобили и т.п. ВДУВИ отмечается в основном в странах Европейского Союза, ежегодно, 7 сентября.
Такой странный праздник наталкивает на некоторые размышления. Как соотносятся война и либерализм? Война и европейские ценности? Как они будут влиять друг на друга?
Борьба с мужской агрессивностью - бессмысленна
Недавно прошла странная дата - «Всемирный День уничтожения военной игрушки» («День отказа от военной игрушки»). Это международный день, который призван заменить игрушечные пистолеты, автоматы, мечи, сабли, шпаги, ножи, дубинки, танки, самолёты и т.п. на игрушки не связанные с войной - плюшевых мишек, Барби, спортивные автомобили и т.п. ВДУВИ отмечается в основном в странах Европейского Союза, ежегодно, 7 сентября.
Когда читаю подобный близорукий бред, у меня создается впечатление, что идеальный мир либералов и феминисток - мир, в котором всем лицам мужского пола совершают кастрацию при рождении. Как минимум.
А как максимум - это идеал описала автор "Манифеста общества полного уничтожения мужчин" Валери Джин Соланас: «мужчины повинны в существовании войн, предрассудков, отрицании дружбы и любви, умственных расстройствах детей и утаивании научных знаний о превосходстве женщин, а потому должны быть уничтожены как низшие существа, за исключением тех, кто «упорно работает на собственное уничтожение».
Очевидно, что война, как крайняя форма разрешения противоречий сопровождала общество всегда. Более того, зоопсихологи отмечают наличие войн и у животных. Воюют многие высшие обезьяны, воюют дельфины, воюют муравьи. Причин войн множество, как и систем и классификации.
Психиатр Фуад Исмайлов утверждает, что ничего плохого в военных игрушках нет. По его словам, в танки и пистолеты, как правило, играют мальчики, у которых заложены такие качества, как быть защитником, быть сильным, суперменом и т.д. "В дальнейшем эти качества перерастают в любовь к родине, защиту слабых и т.д. Разве плохо, когда мальчик хочет стать офицером или военным?", - задался вопросом Исмайлов.
Что касается гендерного подхода, то его крайне поэтично отобразила писательница Урсула ле Гуин в книге «Левая рука тьмы». Ее мысль можно свести к тому, что война является высшим проявлением мужественности, спровоцированным высшим проявлением женственности. В частности, это обосновывалось тем, что войны являются источником нетрудового прибавочного продукта (предметов роскоши). Но наличие таких предметов для мужчин не самоценно - оно важно постольку, поскольку принимается в виде оплаты за секс самим красивыми женщинами социума.
Само собой, в современном государстве система перераспределения доходов от войн более завуалирована, чем личное разграбление воином хижины вождя покоренного племени. Но суть ее та же.
Куда идут доходы от воен?
Распространенные антивоенные аргументы утверждает, будто доходы от захватнических войн получают только вожди и генералы. Однако это совершенно не так.
Ни один народ на земле не живет на своей «исконной земле». Каждый клочок поверхности десятки раз предавался из рук в руки. Славяне отобрали, например, Крым, у татар. Те - у византийцев. Те - у хазар. Те - у гуннов. Те - у готов. Те - у римлян. Те - у скифов. Те - у греков. Те - у киммерийцев. Те - у тавров.
И каждое завоевания отражалось не только на доходах царей. Рядовые воины получали свою долю добычи. А «мирные» члены этноса-победителя - новые земельные наделы, скот, реманент и дома побежденных.
Наше время - время специализации труда. Каждый человек специализируется на одной маловажной операции на гигантском конвейере. Его деятельность связанна с количеством получаемой кеды крайне сложными и запутанными механизмами.
Однако - не мене реальными.
Легко быть притворятся пацифистом, работая в университете, получающем гигантский грант от «Shell». Или программистом на металлургическом заводе, поставляющем сталь для Lockheed Martin Corporation. Или кассиром в ювелирном магазине «De Beers». Или бухгалтером в «Крайслере». Или декоратором Мариинского театра, получившем поддержку от British Petroleum. И так далее, и тому подобное.
А ведь ради интересов таких компаний и ведутся войны!
Так что, даже если признать войну преступлением, то станет очевидно - у него есть не только исполнители (солдаты и генералы), но и выгодополучатели - практически все граждане государства. Как прямо работающие в военно-промышленном комплексе, колониальной торговле, так и работающие в обслуживающих отраслях, а также имеющие акции, облигации всего вышеперечисленного и депозиты в банках, владеющее акциями и облигациями этих компаний.
И лишь сложность современной экономической системы позволяет людям отгородится от этого простого и неприятного факта.
Тем более, что игнорировать этот факт приятно и удобно. Так весело - осуждать других, ходить на антивоенные митинги, ругать грязных солдафонов, ведущих войны якобы ради удовлетворения низменных мужланских прихотей.
Однако, не трудно заметить, что отказаться от комфортного образа жизни, обеспеченного несправедливым перераспределением доходов покоренных народов пацифисты не желают.
Для кого воюют солдаты?
А ведь есть и более прагматичный аспект. Угнетенные народы отнюдь не преисполнены христианского всепрощения. Они жаждут мести. И ощутив уменьшение военной угрозы от своих угнетателей, готовы потребовать вернуть награбленное. При чем - с большими процентами.
И тогда железная пацифика, болтающаяся на шее, ни от «Касама», ни от пули калибра5,45-мм из контрафактного АК-74 не спасет.
Очевидно, что гарантией стабильности общества является готовность к наступлению конфликта - как с другими обществами, так и с природой.
Последние лет 50-60 в Европе царили антивоенные настроения - свежие ужасы самой большой войны в истории человечества, крушение колониальных империй и триумф левых подорвали веру и гордость европейцев в силу как способ решение конфликтов.
И тем самым отреклись от своей истории. Ведь развитие, богатство и доминирования европейского образа жизни обусловлено именно его бесспорным милитарным превосходством.
Да и сами классы интеллигенции и мелкой буржуазии, носители массового либерализма, попросту невозможны без масштабных колониальных завоеваний и потока богатств, хлынувшего в Европу от покоренных народов. Так только богатые империи могли себе позволить такую роскошь, как выделение значительной части ресурсов на содержание непроизводственной прослойки населения - интеллигенции \интеллектуалов.
Завоевание европейцами в ходе цепи революций социальные достижения действительно восхищают. Значительное усовершенствование системы социального обеспечения, образования, медицины, условий труда и мощных профсоюзы - это все выступило достойным ответом коммунистическому миру и остановила распространение большевизма до принятых в Ялте границ.
Но со временем Европа осознала, что находится в тупике раздутого социального потребления. Потребности растут темпами, намного опережающими рост производительности труда.
Что делает простой человек, когда его расходы начинают опережать доходы? Есть 2 конструктивных пути: больше зарабатывать и меньше тратить. И 2 деструктивных: одолжить деньги или украсть их.
Путь долга ведет в тупик - в этом убедили 2 последних кризиса.
Европа не может по конструктивным путям именно в силу своей демократичности. Народные массы не дадут уменьшить социальное обеспечение, упростить процедуру увольнение, провести массовые сокращение и т.п. Подобные методы возможно провести только полностью демонтировав демократические институты и введя авторитарное правление.
Однако есть 4-й способ нужно отобрать недостающие ресурсы у слабого. Практика не нова: если бы не колониальные войны - не было б современной обеспеченной Европы.
После победы в Холодной войне европейцы совместно с американцами провели множество завоевательных войн. Целью которых были ресурсы слабых африканских и азиатских стран. И последние события, названные специалистами по политическому маркетингу «арабской весной» , лишь продолжили эту тенденцию. На сегодняшний день оккупированы либо установлены марионеточные режимы в таких странах, как Босния, Косово, Ливия, Тунис, Ирак, Афганистан. В ближайшие месяцы будут захвачены Йемен и
Сирия.
Очевидно, что практика неоколониальных войн будет продолжена и далее. Еще множество африканских и ближневосточных стран обладают ресурсами, захват которых абсолютно необходим для поддержания высокого уровня социальных стандартов в Европе.
В этих условиях, ставить под сомнение необходимость военно-патриотического воспитания следующего поколения солдат - абсолютно недальновидно.
Потому как только солдаты смогут сохранить демократию и процветание в Европе.
Максим Гардус
Оригинал опубликован здесь:
Третий путь