О неминуемости поражения твиттерных революций

Mar 31, 2011 17:56

Безлидерность расценивалось как преимущество революционных событий в Тунисе, Египте и др. Однако не стоит разделять эти восторги. Ведь именно стихийность и неструктурированность революционного движения станет причиной полного краха революций, неминуемой реставрации и горьком разочаровании в дальнейшем.

Так называемая «самоорганизация» народа при помощи «новых медиа» и социальных сетей вызывал у аналитиков умиленное восхищение. А то как же - ведь народ поднялся сам, без помощи старых политиков, заплесневевших партий и продажных СМИ.



На фото: безыдейные повстанцы

Однако не стоит разделять эти восторги. Ведь именно стихийность и неструктурированность революционного движения станет причиной полного краха революций, неминуемой реставрации и горьком разочаровании в дальнейшем.

Что есть революция?

У этого понятия есть множество определений. Более того, индустрия рекламы чрезвычайно опошлила слово, постоянно называя каждый выпуск носков нового цвета либо более толстых гамбургеров «революцией».
В рамках исследуемого объекта эффективна следующая дефиниция.

Революция - это запланированный насильственный переход от одной социальной формации (политический строй, форма государственного правления, политический режим, форма государства) к другой.

Именно такое определение позволяет избежать субъективности в оценках - «Если восстали «хорошие» - это революция, а если «плохие» - то это заговор».

Исходя из этого определения, например, очевидно, «Великая Октябрьская социалистическая революция» революцией была - так как произошли смены: формы государственного правления, политического устройства, политического режима и социального строя.
 

На фото: Вождь революции, имеющий план преобразований

А, например, «Оранжевая революция» революцией не являлась - так как ни один из признаков государства изменен не был.

Программа перехода от одного состояния другому, а так же причины необходимости такого перехода и обоснование его справедливости называются идеологией.

Идеология - краткая инструкция по построению
Что такое идеология и как она формируется?

Идеология - это картина желаемого будущего и пути его построения.

Идеология описывает превалирующую в обществе систему обмена. Чем? В первую очередь - властью, правами и материальными ценностями.

Социальная группа, получающая выгоду от этого обмена и является носителем идеологии, ее защитником и реализатором. Редко - разработчиком. Большинство идеологий сотворены теоретиками, а не практиками. Почти всегда - не принадлежащими к правящей социальной группе.

Построение новой идеологии всегда складывается из нескольких этапов, разной степени субъективности и объективности.

Стадия 1. Анализ существующего разделения общества на социальные группы (СГ) - классы, сословия, касты и прочее, с определением их иерархии.

Социальных, а не гендерных групп! Принадлежность к последним, бесспорно, важна. Да вот только она не является основой для принятия политических решений. Не может быть идеологии женской, пенсионерской, молодежной и студенческой.

Говоря о разделении на СГ, следует отталкиваться от признака, в соответствии с которым оно происходит.
Традиционные признаки:
- родственные отношения
- отношение к военному делу
- происхождение
- религия
- обладание собственностью, в т.ч., на средства производства
- этнос, нация, раса
- место в цепочке потребления
Некоторые современные мыслители (например, Я.Зодерквист) предлагают новый признак - отношение к генерации информации (нетократы, креативный класс и т.п.).

Стадия 2. Анализ системы обмена между ними (например, брахманы дают всем смысл, кшатрии - силу, вайшьи - деньги, щудры - пищу).



На фото: БГ 18.41: «Брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры отличаются качествами, порождаемыми их собственной природой, в соответствии с материальными гунами, о покоритель врагов».

Стадия 3. Субъективизация: для какой СГ создается идеология.? Это очень важный момент. Особенно, в разбалованной 20-ю годами воинствующего популизма Украине и постсоветском пространстве вообще. Обычно авторы идеологических построений и партийных программ лицемерно декларируют намерение «раздать сестрам по серьгам», утверждая мифическое равенство всех со всеми во всем. Путая при этом равенство в правах с равенством в социальных ролях.

Стадия 4. Расстановка приоритетов. Идеология не может описывать государство всеобщего счастья и сытости. Она всегда описывает, по сути, систему распределения - кто и в какой степени более сыт и почему.

Таким образом, идеология:
1) Именует ту СГ, которая, по замыслу проектантов, должна стать ведущей в системе обмена.
2) Аргументирует этот приоритет миссией, целью и задачами правящей СГ по отношению к
А. остальным СГ;
Б. задачами, стоящими перед обществом в целом;
3) Описывает миссии, цели и задачи всех остальных СГ, их роль в системе обмена.

Стадия 5. Описания ключевых различий между существующей и желаемой системами.

Стадия 6. И только после этого становится реалистичным завершающий этап - создание программы действий, обеспечивающей переход от существующей системы к желаемой.



На фото: Страта реализует программу перехода - Э.Гоу. «Оливер Кромвель распускает Долгий парламент»

Схема максимально упрощена. Тем не менее, основные этапы формирования идеологий она все же описывает. При чем, схема очень строга и не допускает отклонений.

Ведь если разработчики уклонятся в теоретизирование - то создадут еще один кружок прекраснодумцев, бродящих по ток-шоу и высказывающих мудрые мысли для создания демократического антуража хозяевам
Настоящего.

А если уклонятся в «риалполитик» - то создадут очередную партию-пустышку «всем- все», прыгающую в подтанцовке у все тех же хозяев Настоящего.

Очевидно, что если идеологии нет - то и переход невозможен. Общество остается тем же, просто меняются имена некоторых игроков и названия институтов.

Идти некому, некуда и незачем
Что до соцсетей - то сам по себе доступ и умение владеть какой-либо машиной (паровозом, мельницей, интернетом, кофемолкой, наконец) не является фактором, определяющим положение в социальной иерархии. Машинист паровоза и владелец железнодорожной компании это ярко доказывают.

Соответственно, навык не может быть основой для самоопределения для социальной страты с политическим интересами.

Как ни странно, но именно наличие такой машины, как интернет, и стало препятствием для выработки стратегического видения восставшими. Эмоциональный призыв к действию «побежали» распространяется настолько быстро, что у реципиента сообщения не остается времени на обдумывание цели забега.
Безлидерная «революция», по сути, стала гигантским продолжением такого постмодернистского явления, как флэш-моб.



На фото: флешмоберы бьются подушками

Огромная толпа собралась, и сделала бессмысленное, но эмоциональное действие. Много фоток ВКонтакте и видео на CNN. «Смотри, это я стою на сожженном танке! - Вау!». И разошлась по домам. Сотни трупов и миллиардные потери - но не это главное.

Главное: у действия нет ни истории, ни перспективы.

«Мятеж флеш-мобберов» не имеет ни картины будущего, ни плана его приближения, ни команды, ответственной за выполнение плана.

В этой ситуации Реставрация - процесс логичный и неизбежный. Пускай у контрреволюционеров совершенно нет видения будущего как Иного. Их Будущее, на самом деле, это вечно длящееся Настоящее. Но картина эта осязаема, понятна и реалистична. И она неизбежно занимает пустое место, оставшееся после флеш-моба.
И мы видим, что акторами восстановления «вечного настоящего» уже выступили: военная хунта в Египте, бюрократическая клика в Тунисе, олигархическая Партия регионов - в Украине, номенклатурная Социал-демократической партия - в Кыргызстане.

Крестьяне с вилами и смартфонами
Если «мятежи флэш-мобберов» революциями не являются, это не значит, что данное явление не имеет аналогов в истории вовсе.

Отнюдь.
Такие мятежи - прямой аналог крестьянских восстаний. Вызванные негативной эмоциональной оценкой реальности, но не имеющие видения перехода к цели, бунты происходили повсеместно и довольно часто. Иногда они охватывали значительные территории, задействовали большое количество людей и длились годами. То есть, переходили в Крестьянские войны. И, тем не мене, они всегда терпели сокрушительные поражения. По той же причине - у них не было картины будущего, а только ненависть к настоящему.
Все это крайне важно в свете постоянно длящейся дискуссии - произойдут ли события, аналогичные арабским, на постсоветском пространстве. Называют самых очевидных кандидатов - Россию, Беларусь, Украину, Армению.

Эмоциональный фон таких дискуссий в виде недовольства негативными явлениями в обществе (коррупцией, бедностью, безработицей) понятен. Понятен даже фон эстетический - подросткам баррикады, шум и ощущение безграничной правоты кажется более романтичными, чем хождение в аудитории на учебу или в офис на работу.



На фото: крестьяне со смартфонами

Однако - произойдет ли очередной Майдан в этих странах или нет - абсолютно не важно. Улюлюкание, флагомахание и массовые убийства при условии отсутствия идеологической политической силы во главе не способны изменить реальность.

Настоящее - слабее будущего.
Но.
Настоящее - сильнее пустоты.
Таким образом, невежественный крестьянин с вилами, поджигающий барский дом, и выпускник университета, твитящий френдам линки на флэш-мобы - братья-близнецы.
Оба закончат одинаково.
Настоящее их победит.

Максим Гардус, «Третий Путь»

политика, международные отношения, идеология

Previous post Next post
Up