Много лет назад разрабатывали мы с товарищем один проект: обучающую компьютерную игру "Остров". Типа есть остров с некими ресурсами, сезонным климатом, и начальная популяция: сколько-то фермеров. Игрок, развивая остров, должен был проходить в упрощенном виде обучение экономике, социологии, истории, естественным наукам: появление разделения труда, профессий, социальных групп, денежных отношений, банков и т.п. Типа "Цивилизации" но с одной нацией, условно ограниченными ресурсами и с обучающими вставками на основе статей из Википедии. В процессе разработки возникла необходимость построить модель взаимодействия членов общины, ну и некую систему оценки насколько каждый индивидуум "счастлив"/"несчастен" успешен/неуспешен.
Модель давалась очень трудно, но что-то более-менее математически формализованное получилось. Самым интересным оказалось гонять эту модель в автоматическом режиме - без участия человека, случайным образом выбирая параметры взаимодействия "индивидуумов" и задавая разные внешние условия: интерпретация результатов и поиск аналогий с нашей реальностью иногда поднимала очень интересные вопросы.
Один из актуальных моментов: часто в "обществе" формировались небольшие подгруппы индивидуумов на которые "фокусировались" большинство связей общества, причем сами индивидуумы обладали лишь одной выдающейся характеристикой - "видимостью". Они не были выдающимися рабочими, агрономами, менеджерами, учеными. Они просто были "знамениты". Мы назвали эту группу "Аристократией", хотя как я теперь понимаю, ее можно было обозначить "Политики". Аристократы всегда получали один из самых высоких социальных рейтингов в системе - они всегда "успешны" с т.з. остального общества. Аристократы по-сути служили некими брокерами-спекулянтами - они могли решать проблемы общества, находя исполнителей среди своих входящих связей и делегировать им часть ресурсов, делегированных им... А могли не решать или выбирать решателей неудачно - тогда развивался кризис, в итоге часть системы вымирало, связи переформатировались и создавалась новая аристократия. При этом для аристократов связи внутри группы имели намного большее значение, чем с остальным обществом. Потеря связей с другими аристократами как правило приводила к падению соц. рейтинга успешности.
Теперь, глядя на полит. процессы в реальной жизни вокруг я понимаю что здесь действует похожая закономерность.
Раньше я не мог понять почему политики не проводят серьезных исследований проблем на своих избирательных участках, не предлагают детальных планов по их решению, а лишь выдвигают лозунги ("мы сделаем то-то" - но как? - а хрен его знает... вы только проголосуйте.). Как показала модель "Остров": они не могут. В лучшем из вариантов развития событий, они, получив полномочия, могут сделать запрос к кому-то из своего окружения с достаточным уровнем доверия на тему "предложи решение и оцени затраты ресурсов". И если решение предложено, они могут его реализовать по мере компетенции исполнителей.
Возможно в этом и загвоздка - меняются лица наверху, однако попадая в группу, они быстро понимают что ничего не могут изменить, так как у них нет доверенных людей способных формулировать и решать задачи.
В такой ситуации лишь изменение общества в-целом, появление новых технологий и носителей новых идей на нижних уровнях социальной пирамиды дает возможность позитивной динамики показателей системы.
Жаль что проект "Остров" в итоге умер - можно было бы много всякого нарыть.