Пляски на гробах в прямом эфире
В субботу в Москве простились с экономистом и политиком Егором Гайдаром, человеком, чья деятельность до сих пор оценивается в самых противоречивых тонах. Однако, при всей неоднозначности этой фигуры в истории нашей страны, Егор Тимурович явно не заслужил той информационной вакханалии и истерии, которая вспыхнула сразу после его смерти. Началось всё с того, что в день смерти Гайдара к первому вице-спикеру Госдумы Олегу Морозову подошли представители оппозиционных фракций и пригрозили, что если депутатам будет предложено почтить минутой молчания их бывшего коллегу, то в зале заседаний вспыхнет скандал.
Были ли у Морозова сомнения в том, что эта угроза будет реализована? Не думаю - своих коллег по Думе он знает слишком хорошо, к тому же еще свежи в памяти события, когда после выборов в Москве в зале заседаний был устроен фарс с громким исходом оппозиционных фракций и столь же картинным их возвращением. Среди депутатов-оппозиционеров немало талантливых шоуменов, способных на самую неожиданную выходку, поэтому руководство Думы приняло соломоново решение: соболезнование родным Гайдара направили, но минуты молчания во время заседания решили не проводить. Дабы не возбуждать излишне эмоциональную часть Нижней палаты.
В принципе, выход из ситуации был найден оптимальный. Зная нетерпимое отношение к личности покойного реформатора среди коммунистов и жириновцев, несложно представить, какие гадкие сцены могли бы разыграться в здании на Охотном ряду. Несложно также представить, какой резонанс эти события, растиражированные прессой, вызвали бы в нашем и без того раздерганном обществе. Сегодня, когда на Россию свалилось столько бед и экономических проблем, нам как раз особенно не хватает грандиозного скандала среди законодателей, да еще и связанного с умершим человеком. Одним словом, руководство Думы не только предотвратило скандал, оно фактически уберегло репутацию потенциальных скандалистов: да, избиратели по разному относятся к покойному Гайдару, однако глумление над трупом для русского народа есть самый мерзопакостный грех, который вряд ли поднял бы рейтинг тех народных избранников, которые готовили обещанную провокацию.
Однако скандала избежать не удалось. Правда, разразился он не в Думе, а в эфире «самой свободолюбивой» радиостанции «Эхо Москвы». Начиная с пятницы и заканчивая субботой - днем похорон Гайдара - на ее волнах шла оголтелая «пляска на гробах», от которой стало не по себе даже постоянным слушателям «Эха» (см. форум станции в Интернете). Двое суток радиостанция, словно камчатский гейзер, извергала из себя словесные потоки всех оттенков цвета грязи. Не особенно стесняясь в выражениях (а чего там - интеллигентные же люди!), ее записные комментаторы поливали информационными фекалиями всю Госдуму, но особенно, конечно, фракцию «Единой России», чуть ли не обвиняя ее в самом факте смерти Гайдара. Напомним еще раз, что именно представителям «Единой России» удалось предотвратить нелицеприятный шабаш, который готовила оппозиция.
В результате информационной артподготовки образ почившего в бозе монетариста превратился в сияющий иконописный лик святого страдальца за всю нашу непутевую страну. Ну, а во что были превращены депутаты правящей партии, несложно догадаться. Интересующиеся могут заглянуть на сайт «Эха» и полюбоваться результатами грязевых эфирных выплесков. Обещаю, мало не покажется…
Оглядывая пейзаж после этой информационной битвы, поневоле начинаешь задумываться, что это же было? Первая версия - журналисты с «Эха» в отсутствии громких событий сами себе создали информационный повод. В старину, во времена парусного флота, случалось, что моряки на корабле, попавшем в затяжной штиль, потихоньку сходили с ума от безделья и безнадеги. Сегодня аналогичное происходит зачастую с нашими коллегами в СМИ, когда от чересчур спокойной информационной картины дня их начинает так «колбасить», что из любого микроскопического повода они умудряются нагнать медийную волну, которую затем бессмысленно и беспощадно обрушивают на мозг своей доверчивой аудитории.
Но это версия, как бы, стихийно-профессиональная. Внимательно проанализировав события этой неделе, я не исключаю также и другой версии, конспирологической. Как-то уж больно складно все получилось: сначала предупреждение о скандале, затем попытка его избежать, а потом мощный информационный прессинг против тех, кто замял скандал. Как говорил один киногерой, «меня терзают смутные сомнения»: ведь получается, что при любых исходах ситуации, в грязи все равно бы оказалась думское большинство, которое так искренне и страстно ненавидят как на упомянутой радиостанции, так, собственно, и в среде оппозиционных депутатов. Отсюда вопрос: случайно ли разыгралась эфирная истерика на «Эхе», либо к ней, как к настоящей войне, готовились умело и профессионально, вовремя подготовив боеприпасы и штурмовые группы?
С «Эхом Москвы» вообще сложилась парадоксальная ситуация. Начинала радиостанция в 90-м году, в разгар демократического угара в загибающемся Советском Союзе, и для того времени она была глотком свежего воздуха. Слушать «Эхо» считалось очень прогрессивным, модным и даже стильным. Однако, с годами «самая прогрессивная» радиостанция постепенно мутировала в большую, далекую от стерильности, коммунальную кухню, на которой по старой диссидентской привычке собираются обозленные на собственную страну персонажи и промывают косточки всем, кто их раздражает. Лично для меня эта радиостанция прекратила существование еще в 1995-м, когда во время буденовской трагедии дикторы «Эха» обсуждали в прямом эфире события вокруг захваченных в больнице заложников, едва скрывая радостное возбуждение и восхищаясь военным гением Шамиля Басаева.
Сегодня радиостанция продолжает свое движение в сторону затхлой интеллигентской кухни, куда зовут только своих, где можно воинственно продемонстрировать дулю в кармане и, подобно сологубовскому Мелкому Бесу, гордо харкнуть на хозяйские обои. Костяк ее аудитории составляют люди не очень молодые и не очень успешные (чего не скажешь о «говорящих головах» «Эха»), те самые, которые никак не могут простить новой России «отречения от демократических идеалов 90-х годов» и которые, словно дети, радуются любому промаху нынешней власти и глухо ворчат на любое ее достижение. Это совершенно уникальный человеческий психотип, выращенный в том уникальном государстве, каким был СССР. Наверное, им так легче - жить с дулей в кармане и по заветам Бабы Яги, которая всегда против. Но мне кажется, что такая жизненная позиция слегка отдает диагнозом, имя которому «Острое либеральное расстройство в прогрессирующей форме на почве личных неудач и презрения к собственной стране».
Анализируя то, чем наполнен ежедневный эфир «Эха», хочется задать вопрос: а есть ли в мире подобные аналоги, когда популярная радиостанция, существующая на казенный счет (ни для кого не секрет, что «Эхо» является медиактивом госкорпорации «Газпром»), занимается исключительно информационной битвой против собственного государства в самых циничных формах? Не уверен, что какая-то другая развитая страна могла бы позволить себе такую роскошь - подкармливать СМИ, которое всю свою мощь и творческие ресурсы тратит на очернение этой самой страны, денно и нощно выискивая любые соринки в державном глазу. Такое под силу только России, вечно идущей своим путём.