Все началось с того, что Менделеев осознал, что у колесных бронемашин есть слабость перед грязью и бездорожью, где они застревали и было необходимо усилить огневую мощь путем установки артиллерийской пушки, и ходовые качества с помощью гусениц. В 1911 году Василий Менделеев (сын химика, Дмитрия Менделеева) по личной инициативе в свободное время начал проектировать свою машину. Танк Менделеева является первым зафиксированным и доведенным до ума проектом бронированной машины на гусеничным ходу, призванной для борьбы с пехотой и укрепленными огневыми точками, технические решения которого были использованы Третьем Рейхом во время проектировки самоходного орудия Карл Густав и в британских легких танках Гарри Гопкинс и Тетрарх.
Существовало два проекта Менделеева - средний и сверхтяжелый, строительство которых предполагалось вести на корабельных мастерских, но некоторые элементы, такие как лампочки, планировалось закупать за границей, также была предусмотрена транспортировка по железной дороге путем установки специальной тележки.
Защищен танк был корабельной броней соединенной клепками и сваркой, корпус состоял из стрингеров и шпангоутов, были предусмотрены бойницы, из которых командир мог отстреливаться, дополняя стрелка в башне сверху. Благодаря пневматической подвеске, танк мог защищать ходовую от фугасных снарядов. Предполагалось устанавливать120-мм карабельную пушку Канэ и пулемет Максим в башенке на крыше, что, однако, ограничивало его зону обстрела.
В ходовой планировалась использовать готовый бензиновый двигатель с жидкостным охлаждением, который должен был размещаться сзади, со смещением влево, и заводится пневматическим стартером (подобный подход использовался в советских танках для того, чтобы заводить танк во время морозов), топливные баки и двигатель были отделены от экипажа герметичной стенкой (что выгодно его отличало от немецкого A7V и британского Mk I которые коптили внутри, и экипаж не смотря на инструкции, в случае подбития покидали танк). Механическая трансмиссия с дифференциалом должна была иметь четыре передние передачи и одну заднюю.
На чертежах танк изображался с узкой гусеницей, которая была слишком мала для участия танка в атаке, однако, он мог использоваться в дополнение к танку Mk I (первоначально предполагалось использовать танк как средство прорыва колючей проволоки и защиты наступающей пехоты от пуль и осколков, идущей сзади). Хотя я думаю, что можно было бы гусеницы для среднего танка Менделеева делать чуть шире, а для сверхтяжёлой модели покупать или делать гораздо более надежными, чем траки для Mk I, у него при марш бросках часто приходилось менять траки, а у танка Менделеева эта проблема была впереди.
Благодаря пневматической подвеске танк мог сесть, превращаясь таким образом в ДОТ, для, например, уничтожения морского десанта или поражения фортификаций без вреда для себя (считалось, что ни у одной армии мира на тот момент не было достаточно мощных средств для поражения танка Менделеева).
Экипаж состоял из восьми человек: командир, главный механик, рулевой, наводчик, пулеметчик и три канонира. Системы управления были продублированы и располагались в разных местах танка, что бы, при ранении члена экипажа его можно было заменить другим, и повреждение модулей не мешало продолжать бой.
Однако, не смотря на все плюсы, танк (хотя, скорее его можно было бы назвать САУ) не был принят, и через месяц была начата закупка танков за границей, часть из которых участвовала в Гражданской войне, а другая досталась финнам. Другими бронированными машинами, разработанными в царской России, были Царь-танк Лебеденко и Вездеход Пороховщикова каждый из которых был собран лишь в одном экземпляре и провалился на тестах, сам же Менделеев умер в городе Екатеринодар в 1922 году работая на Советскую власть.
Интересный факт: у Британии был собственный и очень похожий проект бронированной машины, отличавшийся лишь отсутствием башни, и другой ходовой частью.