Хотя ситуация и вынуждает большинство людей отсиживаться дома, но летучие мыши ждать не будут и наша экспедиция отважно прорвалась сквозь все кордоны в Маслянинский район к пещере Егорьевской, промытой водным потоком в мраморизированных известняках Салаирского кряжа.
(Довольный Лёша Маслов нашел пещеру)
Пещера конечно довольно небольшая - 200м в длину, хотя и самая крупная в Новосибирской области, зато в ней красивые стены с «инопланетной» фактурой.
Есть места, требующие определенного спелеологического навыка (и щуплости), а дальняя часть пещеры дает шанс стать первооткрывателем, правда лишь для водоплавающих спелеологов совсем пигмейского телосложения, и конечно же там зимуют летучие мыши, исследование популяции которых было основной целью поездки.
Встречено было три вида мышей Трубконосы (Murina leucogaster), сибирские (Myotis sibiricus) и восточные (M. petax) ночницы, суммарной численностью больше полутора сотен. с одной из них были взяты на исследование эктопаразиты, а с другой - образцы шерсти. Также в пещере встречаются грибы, как плесневые, так и относящиеся к трутовикам - на занесенном в пещеру хворосте. Кроме того были встречены комары, также зимующие в пещере, и несколько жуков, возможно также зимующих, а может и занесенных водным потоком. В одно из прежних посещений наш руководитель Лёша Маслов находил в нижней части пещеры даже жаб.
Из забавного - Лёша на дне привходового камина нашел кольцо (на самом деле альпинистскую "восьмерку", после чего было много шуток про "май прешшесс!"), а обратный путь частично совпадал с велопоходами прошлых лет, знакомые руины в знакомых деревнях.
(Фото Всеволода Ефременко)
На обратной дороге встретили уже первые палы травы. Пугающе-красивое зрелище. Казалось бы еще снег лежит, а не обремененные разумом люди уже устраивают эти поджоги, в лучшем случае лишающие птиц и животных пищи и приводящие к сокращению численности некоторых видов, а в худших приводящие к выгоранию обширных площадей лесов и многих деревень.