Есть в Университетской роще в Томске такое место, которое видел, наверное, каждый, кто бывал в Томске, но врядли даже думал о том, что туда можно попасть. Это - крыша субтропической оранжереи Сибирского ботанического сада.
История и впечатления
Если начинать с самого начала, то можно много чего понарассказать, например о первобытных людях, чей каменный топор отрыли при постройке главного здания ТГУ, который тогда еще назывался Сибирский Императорский университет имени Александра III, но я начну с 1880х годов, когда на территории ботанического сада при университете был построен Ботанический дом - здание для научных и практических работ ученых-ботаников, в частности прославленного П. Н. Крылова, и его коллег и учеников.
Дом этот прослужил науке до 1970х, когда при невыясненных обстоятельствах сгорел. На его месте вскоре началось строительство одной из самых высоких в СССР оранжерей. Здесь стоит отметить, что не зря теплица на фото выше , приземистая полуземлянка с небольшими окнами и массивными дымовыми трубами, обогрев теплолюбивых растений - дело очень затратное и непростое. К тому же, тепло всегда поднимается вверх, поэтому чем ниже потолок, тем равномернее оно распределено. Некоторые мои коллеги из ЦСБС признавались, что не верили в способность ТГУ обеспечить в этой махине субтропические температуры.
Тем не менее, это удивительное здание функционирует уже около 40 лет, напоминая мне космический корабль, из тех, что столетиями летят к необитаемым планетам, везя колонистов и все им необходимое. За то время, что я пробыл внутри, несколько раз начинали гудеть невидимые мне механизмы, откуда-то вдруг принималась, а затем переставала течь вода, что только усиливало это ощущение. Если кто смотрел, то может вспомнить "Лапуту" - старый фильм за авторством Миядзаки, где лианы оплетают сложные механизмы.
Не смотря на функционирование и пристойный внешний вид, оранжереям, как высокотехнологичному объекту, все таки очень не хватает ухода, чтобы было кому убирать осколки стекла от множества разбившихся и замененных секций стен, чтоб заблудившиеся и умершие птицы не лежали там годами, а на форточках работали запоры. Да, при этом исчезнет столь восхитивший меня дух этого места, но основная его функция ведь не развлекание специфических эстетов, а содержание растений.
Попал же я в оранжерею совершенно случайно. В одном запрятанном в роще корпусе ТГУ понадобился интернет, и его оказалось проще передать по воздуху, чем тянуть под землей кабель. Оборудование для этого решено было разместить на крыше оранжереи, а сами работы выполнял мой друг Дима Курбатский, которому нужен был помощник "с фотоаппаратом, и чтоб оценил это все".
Слоев стекла у оранжереи два, тот же самый стеклопакет (ну или двойные рамы), только изрядного размера, и меж стекол проложены мостки, по которым можно перемещаться. Мне лично напоминает космический корабль.
Там редко кто-то убирается, поэтому все порастает мхом, а на решетках лежат трупики не смогших вылететь птиц и осколки разбившихся стекол.
Внутри оранжереи расположены технические галереи, на которых крепятся лампы и другое оборудование, туда можно выйти из межстекольного пространства и окинуть маленький субтропический лес с высоты, под потолком батареи отопления и сетка, чтобы лопнувшее стекло или еще какая неожиданность не упала на головы экскурсантам с тридцатиметровой высоты. Теплый воздух, как известно, поднимается вверх, и если у земли в этой оранжерее приятная прохлада, то на верхних ярусах очень тепло и влажно, душноватый воздух наполнен запахами леса.
Вершины деревьев
Можно видеть технические галереи, и лианы, заползающие на них, внизу с большими листьями растет карликовый банан.
На одной из площадок все усыпано цветами бугенвиллеи, иногда они проваливаются сквозь решетку и красиво планируют вниз на кроны деревьев.
Ну вот и крыша, на саму нее я ступать не рискнул, но с прилепившегося к стене балкончика высунулся.
С балкончика же открывается вот такой вид на старые оранжереи, которые не раз перестраивались с 1880х, и вон та стеклянная башня скрывает в себе пальму, растущую
Фото 1 с сайта
zapoved.net, второе из альбома "Томский Императорский Университет 1888-1892", остальные мои.