Изначально, включение Тюмени в наш маршрут было совершенно прозаическим - отправляясь в Тобольск не прямым поездом, а с пересадкой в Тюмени, мы экономили что-то около 500р с человека. Для нашего студенческо-аспирантского коллектива это было важно. Но то, что Тюмень - красивый старинный город, в котором к тому же живет хороший человек [J]Сэт.[/J], с которой хотелось пообщаться вживую, а также есть горячие источники - сделало наш выбор однозначным и твердым. Времени для того, чтобы насладиться всеми тремя качествами города у нас было не так уж много - два раза по 6 часов (еще одни сутки, я, не связанный жестким графиком, позволил себе добавить на общение с Сэт и дополнительную прогулку по городу).
Прибыв в Тюмень на поезде, путь свой мы, естественно начали от вокзала (в реальности фотографии были сделаны во время шести маршрутов, начинавшихся или заканчивавшихся вокзалом, но в рассказе все будет скомпоновано территориально). Сам вокзал представляет собой здоровенную серую коробку в стиле бытовой электроники 80х
2.
Построен он был в 1974 году по тому же проекту, что и в Ульяновске, и как пишут
здесь, Тюменцы тех времен изрядно этим гордились. На мой же саркастичный взгляд, эта коробка может всерьез побороться с
томским ДрамТеатром за звание самой унылой циклопичной фигни, построенной в Сибири при советах. В 2003-2010 годах здание капитально ремонтировали и обшили снаружи декоративными панелями, изначальный вид можно увидеть на фото ниже.
3.
До этого в Тюмени действовал маленький вокзальчик 1886 года постройки (на фото ниже), про который в уже упомянутой
статье сказано немало хорошего.
4.
Нет сомнений, для большого города он был явно маловат, но зачем было сносить симпатичное здание, находящиеся в стороне от стройплощадки нового вокзала - большой вопрос. Впрочем, на моей родной станции
Сеятель произошло ровно то же самое, и объяснить я это могу разве что императивом "Просто потому что можем", кажется уже универсальным для происходящего вокруг.
По бокам от вокзала находятся разнообразные службы, среди которых можно встретить как явную дореволюционку, так и здания довольно непонятного облика.
5.
Возможно, административное здание МПС царских времен
6.
Водонапорных башен здесь две, и если правая явно видала еще
Романовых, то левая вполне может быть и сталинских и даже более поздних времен.
7.
Рядом с водонапорками находится довольно странный дом, занятый конторой РЖД, пальцем в небо предположу, что это здание из 20х годов, обшитое розовыми плитками в 70е.
8.
Дальше находятся старинные депо, включенные в список памятников культурного наследия. Я об этом не знал, но даже если бы и прочитал заранее, то увидеть смог бы только вот это здание, все остальное охраняется и за забором.
9.
Выглядит старинное депо вот так (кадр ниже), этот снимок я нашел на Викимапии
10.
А на снимке из космоса (спасибо Гуглу за него), можно увидеть, что депо тут целых две штуки, правда у меньшего отсутствует поворотный круг, так что локомотивы в нем наверное давно уже не стоят.
10а.
Кстати, про локомотивы. Кроме изящных дуг депо, внимательный читатель увидет в верхней части кадра несколько составов рядом с заправкой Лукойла. Это как раз они, списанные и постепенно разбираемые.
11.
Мы с Сэт наткнулись на этих призраков прошлого совершенно неожиданно, когда сели не на тот автобус. Правда мы в тот момент очень опаздывали к моему поезду, так что этот кадр был сделан на бегу. Ценители старой ЖД техники наверняка углядели бы там для себя много интересного.
12.
Рядом с водонапорками имеется небольшой военный мемориал, скорее всего сделанный железнодорожниками (вполне вероятно - фронтовиками) на "своей" территории.
13.
А рядом с другим концом длинного вокзала находится позднесоветский барельеф, посвященный Тюменской области. На схематичной карте можно увидеть и Тобольск, отмеченный чем-то непонятным (замаскированные церкви? газгольдеры?) и далекие нефтегазовые города Югры.
14.
15.
За барельефом находится стадион "Локомотив", еще недавно встречавший посетителей двумя домиками с гугло-кадра выше, меня же встретили лишь руины.
16.
17.
Дальше по улице - сквер Семена Пацко. Об этом коммунистическом деятеле можно почитать
здесь, и если вкратце, то он многое сделал для города, был комсомольским вожаком, курировал благоустройство окрестностей вокзала, и в частности, по его инициативе был разбит этот самый сквер.
18.
На краю сквера стоит типовой зановоделеный ДК Железнодорожников, а рядом с ним весьма нетривиальный памятник "Железнодорожникам фронта и тыла", открытый буквально
два года назад.
19.
В его оформлении использованы куски рельс, в том числе и военных лет. Выглядит он как цельнорельсовый, но на самом деле они только снаружи, скорее всего для прочности.
20.
Обратная сторона. На барельефах, которые я почему-то не сфотографировал поближе, показаны различные эпизоды военной жизни железнодорожников.
Дальше по улице раньше располагался огромный завод пластмасс, до революции был Казенными винными складами (1902). Они были памятником архитектуры и выглядели вот так:
21.
Но, как оно часто бывает, неожиданно памятником быть перестали и последовал закономерный в реалиях центра богатого города
снос. Судя по публикациям в тюменской прессе, активным жителям было не все равно, но на них властям и "инвестору" как всегда. Нас встретило уже чистое поле за забором, на одном конце которого сохранился заводской жилой дом (на фото ниже), почти чудом сохранивший статус памятника.
А на другом - небольшой корпус, в назначении которого я сомневаюсь, но подобные ему я видел у винных складов и в Томске и в Тобольске.
22.
Оба фото взяты из интернета, и если первое здание я видел, но не сообразил, как получше заснять, то о втором и не догадывался.
Впереди нас ждала улица Запольная, представляющая собой глубокий ров с отвесными стенками, прорубаемый сквозь частный сектор и гаражи с целью связать части города широкой дорогой с развязками. На берегу этого рва стоял торговый павильончик из 50х, подобный караулке у въезда в город. Не очень понятно почему, но у него есть статус объекта культурного наследия, и эта сиреневая башенка уцелела, хоть и была в прямом смысле "на краю".
23.
На этом и закончу первую часть рассказа о Тюмени, упомянув только еще об одном месте, о котором я, до начала работы над постом и вовсе не знал. Тюмень стоит на Транссибирской магистрали, но до 1912 года магистраль проходила южнее, и тюменская ветка была тупиковой. Заканчивалась она станцией Тура, где пассажирам приходилось пересаживаться на пароходы, чтобы добраться до Тобольска или Омска. После достройки железной дороги в станции пропала нужда, но она действовала примерно до 70х годов, пока не разобрали ведущую к ней ветку. Тем не менее само здание сохранилось (спасибо
Варандею, за то, что нашел его и сфотографировал), и даже стоит у путей (видимо внутрипортовых). Власти Тюмени вынашивают планы сделать из части старого порта музей, частично про порт, частично про Романовых, грузившихся здесь на пароход в своем последнем путешествии, надеюсь, что при этом сохранят и впишут в экспозицию и старую станцию.
24.
25.
Источники
http://safe-rgs.ru/373-zheleznodorozhnyy-vokzal-v-tyumeni-v-xx-veke.html - про вокзал
http://safe-rgs.ru/372-zheleznodorozhnyy-vokzal-v-tyumeni-sovremennost.html - про новый вид вокзала
https://avia-mir.ru/vokzaly/vokzal_tyumeni/ - фото вокзала от перрона
http://varandej.livejournal.com/121620.html - про Тюмень и станцию Тура у Варандея
http://w-siberia.ru/turto/area/tyumen/infr/vidturs/known/personality/more.htm?id=10637599@cmsArticle - про Романовых.
http://72.ru/text/news/772809.html - про снос завода пластмасс
http://vsemetri.com/articles/13141 - дом Рабиновича
http://park72.ru/tyumen-to-history/88554/ - дом с аркой
http://park72.ru/tyumen-to-history/60426/ - дом винного склада и павильон
http://kitv.livejournal.com/137067.html - рассказ про Тюмень