Сразу скажу, что я перепутал порядок экспедиций, и в Кулунду машина уходит в будущий понедельник, и из-за некоторых обстоятельств, я в этой поездке не участвую. Но и десять дней в сосновых борах, это тоже прекрасно и познавательно.
Вот примерный маршрут нашего путешествия. Приехав в Сузунский район НСО, мы, можно сказать, против часовой стрелки объехали некий условный центр, и спустя 9 дней вернулись обратно.
1.
Самое начало пути, только выехали из Института и направились к ближайшей колонке в пос. Геологов, чтобы набрать воды. Я в данный момент работаю "оператором колонки", а "Зеленый" Дима держит бадью, поэтому в кадре отсутствуем, а увидеть можно "Серого" Диму и нашего начальника ЮС.
2.
Около четырех часов мы ехали вдоль всяких мест на юг, но я, как и почти все в машине, в это время спал, поэтому ничего интересного не видел.
3.
Свороток, где мы сделали небольшую остановку, вдали можно увидеть характерные местные холмы и неизвестную деревеньку.
4.
Наконец мы заехали в Сузунский заказник где-то недалеко от поселка уч.Шипуново, и отъехав километров на пять, разбили лагерь. На фотографии на самом деле сборка лагеря недалеко от Новостройки, но выглядело это примерно так же, благо местность очень похожая. Здесь мы сделали две ночевки, обследовав полосу красивого соснового бора, растущего на старинных дюнах русла Оби (когда-то она была гораздо полноводнее, и постепенно намыла обширные пространства песчаных дюн, которые впоследствии заросли сосновыми борами, также, как известная многим Куршская коса). К сожалению, здесь нередки лесные пожары, из-за чего под пологом леса растет не так много видов, а сами сосны обуглены понизу, что не прибавляет им здоровья.
5.
Состав нашей экспедиции: Двое геодезистов с кадра выше, студенты профильной Академии (хотя с нынешнего года уже университета) в Н-ске, вообще-то специализируются на расшифровке данных с аэрофоснимков и спутников, но неожиданно для себя, у нас они получили в руки теодолит и проводили съемку местности. Обоих, что забавно, звали Димами. В руках у одного сундучок с теодолитом небезызвестной фирмы Никон, у другого же - рогатина веха с отражателем, который нужен для определения расстояний лазером. Рогатиной я её назвал неслучайно, нижний конец снабжен наконечником наподобие копейного, и идти позади было опасно - однажды я получил внезапный удар в ногу, уподобившись боярину Шуйскому, а в другой - мы с одним Димой едва не схлопотали этой штукой по глазам, от того, что другой Дима оступился и рефлекторно взмахнул руками.
6.
Юрий Сергеевич, наш начальник. Работает в Центрально-Сибирском Ботаническом саду, и знает очень много полезного, от марок и мест продажи качественной еды, до разных хитрых ботанических методов и новейших достижений науки.
7.
Наталья Владимировна, тоже сотрудник ЦСБС, и старая знакомая нашей семьи, так же, как я и ЮС, проводила описание растительных сообществ. Вообще, стоит пояснить, чем мы занимались: на выбранном участке описывалась транссекта, от 500 до 1000м длины, шириной 25м. геодезисты вели съемку местности, а ботаники, выделив на этой полосе различающиеся участки, делали их геоботанические описания.
Также в экспедиции был водитель Константин, который отказался фотографироваться, боясь сглаза, поэтому его только иногда можно увидеть где нибудь сбоку и со спины. Фотографий меня, по понятным причинам, нет, но я надеюсь потом взять их у других участников.
8.
Следующей остановкой у нас было село Шипуново. Дело в том, что я неправильно прочел список закупаемого, и в итоге пришлось брать туалетную бумагу и неккоторые другие полезные вещи прямо на месте. В селе довольно симпатичная центральная площадь с администрацией, типовым Домом Культуры с мозаичными танцорами и уютным сквериком, где стоят доски с именами павших в войне, на кадре симпатичный жеребенок проходит как раз мимо него. Касательно павших в войне, меня всегда поражало, сколько же их. Одно дело видеть в книгах 10 млн, или там 25 млн человек, но совсем другое - выходя из леса в деревеньку из трех-пяти домов, видеть стеллу и десятки, а то и сотни фамилий на ней.
9.
Следующую ночь мы провели в живописном местечке на берегу речки Сузун. Раньше здесь была деревня, и от нее осталось маленькое ухоженное кладбище и кирпичи от одной из печей, разбросанные по склону. На самом деле мы приехали сюда ради брода, но оказалось, что его уже давно не подновляли, и описав для порядка лес на этом берегу, на следующее утро мы двинулись дальше.
Местное кладбище стало у нас неиссякаемым источником шуток: сотовая связь работала только на нем (ну и шагов десять в стороны), что породило много фразочек типа "А где Дима? - Да ему скучно стало, пошел на кладбище поболтать", а когда утром мы не досчитались водителя, то единодушно высказались в том смысле, что его утащили ночью мертвецы. Когда же он появился со стороны оградок с блестящей лопатой на плече (на самом деле он ходил выравнивать размытую дорогу), то сразу был признан борцом с нечистью и почти ван Хельсингом.
10.
Обломки печи, получилась такая увитая мхом норка, кажется даже жилая.
11.
Завтрак. Тумана не было, но соседство с речкой дало о себе знать сырой и холодной ночью. Кстати, в эту ночь я таки посидел и поглядел на прекрасное звездное небо, как оно выглядит вдали от городов. Настолько потрясающее зрелище, что совестно под ним ходить.
12.
НВ на фоне палатки.
Наш лагерь разместился то ли на бывшем огороде, то ли на площадке, используемой теми, кто ездит через брод, во всяком случае она и еще одна площадка на склоне выше, подозрительно ничем не зарастают.
13.
Осиное гнездо. Его я заметил уже сильно позже, а висело оно в полутора метрах от обломков печи, к которым я радостно полез, как только увидел.
14.
Собравшись, мы поехали в Сузун, здешний райцентр, закупиться едой и некоторыми другими необходимыми вещами.
15.
Центр Сузуна в основном застроен магазинами и центрами услуг, кирпичными и очень друг на друга похожими. Но за одним из них я нашел этот колоритный рынок. Не знаю, закрыт ли он совсем, или мы попали в нерабочее время.
16.
Здесь и далее - просто дома на улицах Сузуна. Мы по нему почти не ходили, но какое-то впечатление составилось.
17.
18.
19.
После Сузуна мы снова поехали в поисках подходящего места, и заночевали недалеко от деревни Новостройка.
20.
Закончив работы, мы отправились в Новостройку за водой и в магазин. Сама деревня произвела впечатление жилого Скансена, парка под открытым небом. Не смотря на близость к Сузуну, здесь не было ни одного обсайдингованного дома и всего три или четыре пластиковых окна. Зато было поражаюбщее впечатление ухоженной обжитости, эта деревня прямо таки вросла в место, которое занимает. Не знаю, что об этом думают деревенские, но их быт выглядит так, что верится в намерение прожить тут долгую и интересную жизнь, а потом передать это все внукам.
21.
Мы привычно направились к колонке. Они здесь, как видите, довольно архаичны и выкрашены в оранжевый (в отличие от привычно синего в других местах). Не тут то было, вода из нее пошла под цвет колонки - оранжевая. Скорее всего, её здесь используют в основном для поения скота, в доказательство чему, почти все стадо коров, гулявших неподалеку, вдруг пошло к нам, стоило начать набирать воду.
22.
Пообщавшись с местными, мы выяснили, что для питья тут есть колодец, спрятанный в маленьком домике неподалеку.
23.
Внутри домика все было тоже довольно архаично, и в главной роли был сруб колодца, из которого мы набрали очень вкусной холодной воды.
24.
25.
Здесь и ниже - различные виды деревни.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
У того дома, который правее, совершенно замечательная обшивка, напоминающая рыбью чешую.
34.
На выезде из деревни стояла странная конструкция, которую мы единодушно обозвали виселицей. Думаю, на самом деле это могло быть что-то вроде подъемника, или для проверки высоты машины.
35.
Желая переправиться на тот берег речки Сузун, мы вернулись в городок Сузун, и из него поехали на запад. Но мост, который мы надеялись там найти, рухнул еще лет пятнадцать назад, если судить по обломкам, видимым на фото.
36.
37.
38.
Кадры выше примерно передают вид из машины, нока мы искали способ переправиться. По пути, кстати, видели некую серую с пятнами птицу, похожую на скопу, но точно не она. Наконец мы плюнули на это дело, и поехали обратно в Новостройку, где, по словам жителей, был некий мост, не обозначенный на карте.
39.
Но не тут то было, проезжая мимо этого милого сузунского домика, наш уазик решил, что пора передохнуть и у него лопнул ремень.
40.
Пока Константин принимал всякие странные позы в кабине, пытаясь заменить ремень, мы отдыхали на обочине очень песчаной улочки, где свежий ветерок мог внезапно стать песчаной бурей (что и проделывал при каждой проезжавшей машине). Местные жители проявляли к нам сдержанный интерес, приняв поначалу за бродячих торговцев.
41.
Банька у дома напротив обрастает каким-то вьюнком или виноградом.
Потеряв на этом немало времени, мы вернулись в Новостройку, нашли там такой же, как и всё прочее, основательно-архаичный мост, и углубились в лес. Там нас встретили глубокие ямы с водой и флегматичные лесорубы, как водится проводящие "санитарную" рубку. Лагерь мы разбили уже в сумерках, и чтоб не ужинать в темноте, водрузили на геодезическую веху фонарь. Светя на нас с высоты трех метров, он напоминал о первых днях Средиземья, и притягивал даже нелетающих насекомых, как видно на фото ниже.
42.
Кузнечик на шкале.
Поработав на этом месте сутки, мы по лесной дороге выехали на грунтовку, которая в итоге привела нас к деревне Землепашец, где мы решили купить хлеба.
43.
Здесь нас встретил такой вот советский магазин с примечательной вывеской:
44.
Внутри он также напоминал о 70х, в частности - дивным потолком в тонких коричневых завитушках на алюминиевых плитках. Там я фотографировать не стал, зало насмотрелся и наслушался деревеских старушек, увлеченно обсуждавших все подряд.
45
Рядом с колонкой мы встретили такую вот кошку. Забор, на котором она сидит, окружает довольно ухоженный дом, расписанный в голубых и красных тонах.
46.
А жила в нем довольно низкорослая старушка, через слово вставляющая громкие матюки. Её не было видно из-за забора, но было легко отследить по голосу.
47.
Пока мы ждали привоза хлеба, я дошел до местного клуба. Он тоже довольно обыденен, но украшен неплохой резьбой с французской монархической лилией.
Кстати, к резьбе местные вообще неравнодушны, так на одной из улиц мы наткнулись на ворота, украшенные резными гербами России где-то 2х2 метра.
48.
Лагерь мы разбили у озера Нужа, на живописном, поросшем березами берегу. Фотография вечерняя, а днем, когда мы приехали, на бережке сидел флегматичный рыбак. Мы решили искупаться, когда он уедет, но на смену этому дядечке приехали парень с девушкой, так что в воду мы полезли только в сумерках, на радость скопившихся там комаров.
49.
Поработав на этом месте до вечера, утром мы переехали на 4 км восточнее, на бывшее стойбище лесорубов. откуда сделали еще одну транссекту. Пока нас не было, приезжали лесники, в надежде оштрафовать за разведение костров. По словам встретившихся с ними геодезистов и водителя, они были очень неприятно удивлены, увидев у нас газовую плиту, и погрузив свои грузные тела в машину, тут же уехали.
50.
Во время работы на этом участке, нам довелось подняться в стратосферу, не сходя с места х)
Кстати, на кадрах ниже можно увидеть одни из наших орудий труда =) Вообще, забавная ситуация была, когда оказалось, что сразу два лабораторных GPS-ника приказали долго жить, и поэтому я ходил со своим компасом. Серый (на фото),тоже похоже помирает, так как периодически показывает что-то вроде показанного выше.
51.
52.
53.
На обратном пути остановились у колхозного поля и набрали себе недозрелой кукурузы.
54.
Снизу грязь, а свеху дым - это город Искитим (с) народное
55.
Уже на подъезде к ботсаду, по морю плывет домик на буксире. Мы решили, что это корчма, так как через некоторое время она встала и скорее всего заякорилась напротив поселка Кирово.
56.
Вернулись! Обнаружил, что на трансформаторной будке в ботсаду такие вот фентезийные петли.
На въезде пришлось пробиваться сквозь очередную свадьбу. Жутко раздражает на самом деле, это стремление всяких странных хоспод справлять свадьбы в ботсаду. Ярмарка тщеславия и попсы в совершенно неподходящих декорациях старого советского института.